г. Краснодар |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А25-695/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Дорогиной Т.Н.,
судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В.,
в отсутствии в судебном заседании надлежаще извещенных о времени и месте его проведения заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Карачаево-Черкесский Вторчермет" (ИНН 0917010088, ОГРН 1080917000042), третьего лица - прокурора города Черкесска (ИНН 0901023620, ОГРН 1030900707265), при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0914000194, ОГРН 1040900961386) - Богатыревой А,Б. (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев кассационную жалобу ограниченной ответственностью "Карачаево-Черкесский Вторчермет" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.08.2014 (судья Салпагаров К.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А25-695/2014,
установил следующее.
ООО "Карачаево-Черкесский Вторчермет" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление, административный орган) об отмене постановления от 21.04.2014 N 033/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен прокурор города Черкесска (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.08.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные обществом требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты вынесены без обязательного, всестороннего, полного, объективного и своевременного установления всех обстоятельств дела, в том числе, подтверждающих виновность общества в совершении данного правонарушения, а также связанных с выявлением причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, поскольку административный органом не установлено, какие именно загрязняющие вещества общество выбрасывает в атмосферный воздух, их концентрация и факт превышения над установленными нормативами; не указано, какими именно источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу располагает общество и завышены ли объемы, не указана сверхлимитная сумма за негативное воздействие на окружающую природную среду.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, прокурором проведена проверка общества по соблюдению природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что общество, находящееся по адресу: г. Черкесск, ул. Подгорная, 5, осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, по обезвреживанию и размещению опасных отходов на основании лицензии от 14.07.2009 N ОТ-36-000286(09). При работе газорезочных аппаратов N 1 и 2, токарного и фрезерного станков, сварочного аппарата, использовании бытовых котлов при сжигании природного газа, через дымовую трубу в атмосферный воздух выделяются следующие вещества: оксиды азота, сажа, диоксид серы, керосин, оксид углерода, бензин, и т.д. Таким образом, происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В нарушение пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) у общества отсутствует специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие.
По результатам проверки постановлением от 07.04.2014 прокурор возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.21 Кодекса и материалы проверки направил в административный орган для рассмотрения по существу.
Постановлением от 21.04.2014 N 033/2014 управление привлекло общество к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса в виде 180 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пришли к правильному выводу о законности принятого административным органом постановления. При этом суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 180 тыс. до 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии со статьей 1 Закона N 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет понятие загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Следовательно, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В силу статьи 14 Закона N 96-ФЗ, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получение специального разрешения.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Суды признали доказанным факт совершения обществом административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 8.21 Кодекса, исходя при этом из того, что производственная деятельность общества связана с эксплуатацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Суды установили, что в результате деятельности общества в атмосферу выделяются: оксид азота, сажа, диоксид серы, керосин, оксид углерода, бензин.
Факт осуществления деятельности общества связанной с эксплуатацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается справкой по результатам проверки деятельности общества от 03.04.2014, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 07.04.2014. В материалы дела приложены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения по оплате негативного воздействия, различные таблицы и расчеты выбросов загрязняющих веществ. Кроме того, имеется и ранее выданное разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, срок которого истек 18.03.2014.
Как установили суды, после истечения срока разрешения характер деятельности общества не изменился. Однако новое разрешение общество получило лишь 12.05.2014. Таким образом, на момент проведения проверки у общества отсутствовало специальное разрешение и общество должно нести ответственность, если такое разрешение у него отсутствует.
Доказательства того, что существовали объективные причины невозможности получения обществом разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в материалы дела не представлены.
Довод общества о том, что для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса необходимо установить превышение в выбросах установленных государством предельно допустимых концентраций по конкретным вещества, обоснованно не принят судами во внимание, поскольку выброс веществ в атмосферный воздух требует обязательного разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
Нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения общества к административной ответственности суды не выявили.
Исходя из изложенного, требования общества не подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые оценены судами с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.08.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу N А25-695/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.