В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. N 2446-р "Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.11.2022 N 9, в целях повышения готовности органов местного самоуправления к реагированию на угрозы возникновение чрезвычайных ситуаций (происшествий), руководствуясь статьями 44, 45 Устава муниципального образования "Невельский городской округ", администрации Невельского городского округа
постановляет:
1. Утвердить Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе Невельского городского округа (прилагается).
2. Утвердить Перечень организаций (учреждений), взаимодействующих с Единой дежурно-диспетчерской службой Невельского городского округа (прилагается).
3. Признать утратившим силу постановление администрации Невельского городского округа от 22.08.2022 N 1188 "Об утверждении Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе Невельского городского округа", за исключением пункта 3.
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Невельские новости" и разместить в сетевом издании "Нормативные правовые акты Невельского городского округа".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр Невельского городского округа |
А.В. Шабельник |
Утверждено
постановлением администрации
Невельского городского округа
от 15.02.2023 г. N 244
Положение
о Единой дежурно-диспетчерской службе Невельского городского округа
1. Термины, определения и сокращения
1. В настоящем Положении о единой дежурно-диспетчерской службе Невельского городского округа (далее - Положение) применены следующие сокращения:
АИУС РСЧС - автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
АПК "Безопасный город" - аппаратно-программный комплекс "Безопасный город";
АРМ - автоматизированное рабочее место;
АТС - автоматическая телефонная станция;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система;
ГО - гражданская оборона;
ГУ - Главное управление;
ДДС - дежурно-диспетчерская служба;
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования;
ИС "Атлас опасностей и рисков" - информационная система "Атлас опасностей и рисков", сегмент АИУС РСЧС;
ИСДМ-Рослесхоз - информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства;
КСА - комплекс средств автоматизации;
КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
ЛВС - локальная вычислительная сеть;
МКА ЖКХ - федеральная система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
МП "Термические точки" - мобильное приложение "Термические
точки";
МФУ - многофункциональное устройство;
МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
ОДС - оперативная дежурная смена;
ОИВС - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
ОМСУ - орган местного самоуправления;
ПОО - потенциально опасные объекты;
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
система - 112 - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
УКВ/КВ - ультракороткие волны/короткие волны;
ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации;
ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях;
ЭОС - экстренные оперативные службы;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
2. В настоящем положении о ЕДДС определены следующие термины с соответствующими определениями:
гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
"Личный кабинет ЕДДС" - инструмент (раздел) ИС "Атлас опасностей и рисков", который позволяет автоматизировать обмен оперативной и плановой информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) между органами повседневного управления муниципального, регионального и федерального уровней;
МП "Термические точки" - платформа для визуального отображения данных, полученных с применением системы космического мониторинга чрезвычайных ситуаций МЧС России, система осуществляет раннее обнаружение очагов природных пожаров;
оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты;
экстренные оперативные службы - служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор".
2. Основные положения
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия ЕДДС Невельского городского округа с учетом ввода в действие системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб через единый номер "112" (система - 112) и АПК "Безопасный город".
2. ЕДДС Невельского городского округа является органом повседневного управления Невельского звена территориальной подсистемы РСЧС, центральным звеном системы оперативно-диспетчерского управления Невельского городского
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2021 N 1453 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услуг связи". округа во всех режимах функционирования РСЧС и создается в целях повышения оперативности реагирования на угрозу или возникновения чрезвычайных ситуаций, своевременного информирования населения и организаций о фактах возникновения и принятым по ним мерам, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий в условиях ЧС. На базе ЕДДС Невельского городского округа развертывается система-112 и АПК "Безопасный город".
3. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с постоянно действующими органами и органами повседневного управления РСЧС регионального, муниципального и объектового уровня, организациями (подразделениями) ОИВС, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий), ДДС, действующими на территории муниципального образования, ЕДДС соседних муниципальных образований, экстренными оперативными службами, организациями (объектами) Невельского городского округа независимо от форм собственности.
Порядок взаимодействия регулируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2322 "О Порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", приказом МЧС России от 26.08.2009 N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован в Минюсте России 15.10.2009 N 15039), приказом МЧС России от 05.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (зарегистрирован в Минюсте России 16.09.2021 N 65025), приказом МЧС России от 05.07.2021 N 430 "Об утверждении Правил обеспечения Центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях" (зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2021 N 65150), приказом МЧС России от 11.01.2021 N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (зарегистрирован в Минюсте России 15.03.2021 N 62744), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, другими нормативными документами в области информационного взаимодействия, а также соглашениями и регламентами об информационном взаимодействии, подписанными в установленном порядке.
4. ЕДДС Невельского городского округа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Сахалинской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Сахалинской области, Уставом муниципального образования "Невельский городской округ", нормативными правовыми актами Собрания муниципального образования "Невельский городской округ", постановлениями, распоряжениями администрации Невельского городского округа, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии экстренных оперативных служб, в установленном порядке нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), настоящим Положением.
5. ЕДДС Невельского городского округа несёт функцию колл-центра (контактного центра) по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
6. ЕДДС входит состав муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования "Невельский городской округ" (далее - МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО НГО"), координацию деятельности которого осуществляет начальник МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО НГО".
7. Структура и штатное расписание ЕДДС Невельского городского округа утверждается начальником МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО НГО", по согласованию с мэром Невельского городского округа.
8. ЕДДС Невельского городского округа при решении общих организационных вопросов подчиняется начальнику МКУ "Управление по делам
ГО и ЧС МО НГО", при реализации основных видов деятельности - начальнику ЕДДС Невельского городского округа.
9. Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов управления и служб Невельского городского округа к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий).
10. ЕДДС Невельского городского округа является вышестоящим органом управления для всех ДДС Невельского района по вопросам сбора, обработки и обмена информации о чрезвычайных ситуациях, а также координирующим органом по вопросам совместных действий в чрезвычайных ситуациях.
11. ЕДДС Невельского городского округа предназначена для приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования, приема сообщений о ЧС от населения и организаций, сбора оперативной информации о предконфликтных (конфликтных) ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами, оповещения руководящего состава администрации Невельского городского округа, других должностных лиц и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
12. ЕДДС Невельского городского округа в рамках функционирования колл-центра (контактного центра) обеспечивает оперативный сбор информации и обработку обращений граждан о предконфликтных (конфликтных ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в обществе и информирует о соответствующих ситуациях должностное лицо администрации Невельского городского округа, ответственное за реализацию государственной национальной политики Российской Федерации на территории Невельского городского округа.
ЕДДС в оперативном режиме взаимодействует с органами государственной власти Сахалинской области, а также с департаментом общественных коммуникаций Правительства Сахалинской области.
13. Созданная ЕДДС Невельского городского округа не отменяет существующий порядок приема от населения сообщений о происшествиях по телефонам 101,102,103,104, единому номеру вызова экстренных служб "112".
14. Общее руководство ЕДДС Невельского городского округа осуществляет мэр Невельского городского округа, председатель КЧС и ОПБ Невельского района, непосредственное - начальник ЕДДС Невельского городского округа.
3. Основные задачи ЕДДС Невельского городского округа
ЕДДС Невельского городского округа решает следующие основные задачи:
- контроль за работой объектов жизнеобеспечения населения;
- прием от населения, организаций и взаимодействующих ДДС сообщений о любых происшествиях, пожарах, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера;
- регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), в ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
- обеспечение организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС (через "Личный кабинет ЕДДС")
- анализ и оценка поступившей информации, доведение ее до мэра Невельского городского округа, соответствующих ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- доведение задач, поставленных мэром Невельского городского округа председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) Невельского района до ДДС и руководителей организаций, предприятий, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;
- постоянное информирование ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, об обстановке, принятых и рекомендованных мерах;
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действий по ликвидации ЧС вышестоящим органам управления по подчиненности;
- самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
- обобщение и анализ информации о произошедших чрезвычайных ситуациях, работах по ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности (за период дежурства).
- оповещение и информирование руководящего состава Невельского городского округа, ДДС Невельского городского округа, сил и средств Невельского звена Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий);
- оперативное управление силами и средствами постоянной готовности, расположенными на территории Невельского городского округа, постановка и доведение до них задач по ликвидации ЧС (происшествий), принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах полномочий).
4. Основные функции ЕДДС Невельского городского округа
На ЕДДС Невельского городского округа возлагаются следующие основные функции:
- прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации; прием, регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор от ДДС, действующих на территории муниципального образования, сети наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия) и доведения ее до реагирующих служб;
- обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и корректировка заблаговременно разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествии); самостоятельное принятие необходимых решений по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
- оповещение руководящего состава ОМСУ, органов управления и сил ГО и РСЧС муниципального уровня, ДДС о ЧС (происшествии);
- информирование ДДС и сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- организация взаимодействия с органами управления ГО и ЕДДС соседних муниципальных образований по вопросам обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
- обеспечение своевременного оповещения и информирования населения о ЧС по решению высшего должностного лица муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ);
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) в соответствии с приказом МЧС России от 11.01.2021 N 2 "Об утверждении инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (зарегистрирован в Минюсте России 15.03.2021 N 62744);
- предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности, в установленном порядке;
- уточнение и координация действий, привлеченных ДДС по их совместному реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе - 112;
- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе - 112;
- фиксация в оперативном режиме информации о возникающих аварийных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования и обеспечение контроля устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования посредством МКА ЖКХ;
- мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств;
- информационное обеспечение КЧС и ОПБ муниципального образования;
- накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о муниципальном образовании, органах управления на территории муниципального образования (в том числе их ДДС), силах и средствах ГО и РСЧС на территории муниципального образования, ПОО, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС";
- мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
- контроль и принятие мер по обеспечению готовности к задействованию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения (при ее наличии), а также обеспечение устойчивого и непрерывного функционирования системы управления и средств автоматизации;
- организация профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС для несения оперативного дежурства на муниципальном уровне РСЧС;
- осуществление информационного обмена по оперативной обстановке с органами повседневного управления РСЧС, в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС" и АПК "Безопасный город";
- представление в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации отчета о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС (происшествий) или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений;
- доведение экстренных предупреждений об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий), об опасных (неблагоприятных) метеорологических явлениях, моделях возможного развития обстановки, рекомендаций по снижению рисков до руководящего состава ОМСУ, ДДС, глав сельских поселений (старост населенных пунктов), организаторов мероприятий с массовым пребыванием людей, туристических групп на территории муниципального образования;
- участие в проведении учений и тренировок с органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач.
5. Состав и структура ЕДДС Невельского городского округа
1. ЕДДС Невельского городского округа является органом повседневного управления Невельского звена территориальной подсистемы РСЧС и создается в целях повышения оперативности реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, своевременное информирование населения и организаций о фактах их возникновения и принятых по ним мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий в условиях ЧС.
2. В состав ЕДДС Невельского городского округа входят: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления (ПУ) ЕДДС, средства связи, оповещения и автоматизации управления.
3. В состав руководства ЕДДС входят: начальник ЕДДС. В составе дежурно-диспетчерского персонала предусмотрены оперативно дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных явлений и рисков возникновения ЧС (происшествий). В состав оперативной дежурной смены входят: старший оперативный дежурный и помощник старшего оперативного дежурного. При вводе в эксплуатацию системы -112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал системы -112.
4. Установка и монтаж технических средств в помещении ЕДДС Невельского городского округа выбраны с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой живучести ЕДДС Невельского городского округа в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
5. Электроснабжение ЕДДС Невельского городского округа осуществляется от единой энергетической системы в соответствии с первой категорией электроснабжения, имеет резервный источник питания.
6. Средства связи ЕДДС Невельского городского округа обеспечивают:
- телефонную связь;
- передачу данных;
- прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;
- прием вызовов (сообщений) через единый номер" 112";
- систему оповещения и передачи информации.
7. Состав технических средств управления ЕДДС:
- средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;
- средства оповещения руководящего состава и населения;
- средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;
- оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры);
- система видеоконференцсвязи;
- прямые каналы связи с ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Сахалинской области", аварийно-спасательными службами Невельского городского округа:
Невельский пожарный отряд, ОМВД России по Невельскому району, ГБУЗ "Невельская ЦРБ"
- метеостанция;
- приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
8. В ЕДДС Невельского городского округа должна находиться следующая документация:
- нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС (происшествиях);
- инструкция старшего оперативного дежурного и его помощника ЕДДС Невельского городского округа на случай возникновения ЧС;
- инструкция старшего оперативного дежурного и его помощника ЕДДС Невельского городского округа по приему телеграмм по системе особо важных телеграмм (ОВТ) на РМ ЕДДС;
- функциональные обязанности старшего оперативного дежурного и его помощника ЕДДС Невельского городского округа;
- документы по оповещению руководящего состава Невельского городского округа, КЧС и ОПБ, руководителей организаций, обеспечивающих мероприятия гражданской обороны;
- соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и службами жизнеобеспечения муниципального образования;
- алгоритмы действий старшего оперативного дежурного и его помощника ЕДДС Невельского городского округа;
- перечень потенциально опасных объектов Невельского городского округа;
- журнал приема и сдачи дежурства старших оперативных дежурных и их помощников ЕДДС Невельского городского округа;
- журнал инструктажа старших оперативных дежурных и их помощников ЕДДС Невельского городского округа;
- журнал приема сигналов оповещения;
- журнал взаимодействия ЕДДС Невельского городского округа с ДДС Невельского городского округа;
- телефонные справочники;
- сведения о дежурных силах и средствах ЕДДС Невельского городского округа;
- паспорта безопасности муниципального образования и ПОО, паспорта территории муниципального образования, сельских населенных пунктов и ЕДДС Невельского городского округа;
- план взаимодействия ЕДДС муниципального образования с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при ликвидации пожаров, ЧС (происшествий) различного характера на территории муниципального образования;
- графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;
6. Организация работы ЕДДС Невельского городского округа
ЕДДС Невельского городского округа функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени. При приведении в готовность ГО и в военное время в соответствующих степенях готовности.
Режимы функционирования для ЕДДС Невельского городского округа устанавливает мэр Невельского городского округа.
1. В режиме повседневной деятельности ЕДДС Невельского городского округа осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий).
1.1. В режиме повседневной деятельности ЕДДС Невельского городского округа обеспечивает:
- прием от населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) сообщений о любых ЧС (происшествиях), их регистрацию по принадлежности ДДС, а при создании системы-112 и Аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" - регистрацию с заведением карточек информационного обмена и реагирования;
- передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке в ЦУКС ГУ МЧС России по Сахалинской области;
- обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- контроль готовности ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) в зоне ответственности, оперативное информирование их дежурных смен об обстановке и ее изменениях;
- сбор оперативной информации о предконфликтных (конфликтных) ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
1.2. В режиме повседневной деятельности проводятся учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС Невельского городского округа в режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
1.3. Сообщения, которые помощник старшего оперативного дежурного идентифицирует как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются старшему оперативному дежурному ЕДДС Невельского городского округа.
1.4. ДДС, расположенные на территории Невельского городского округа, в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими инструкциями и представляют на ЕДДС Невельского городского округа обобщенную статистическую информацию о ЧС (происшествиях) и угрозах их возникновения за прошедшие сутки.
1.5. Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются соответствующей ДДС экстренной оперативной службы или организации (объекта) по предназначению. Сообщения, которые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС Невельского городского округа, а ЕДДС незамедлительно передает информацию в ЦУКС ГУ МЧС России по Сахалинской области.
2. В режим повышенной готовности ЕДДС Невельского городского округа и привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) переводятся решением председателя КЧС и ОПБ Невельского городского округа при угрозе возникновения ЧС (происшествия) в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС и сил постоянной готовности, взаимодействующих с ЕДДС Невельского городского округа.
2.1. В режиме повышенной готовности ЕДДС Невельского городского округа обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения соответствующей ЧС (происшествия);
- оповещение должностных лиц КЧС и ОПБ Невельского городского округа, администрации Невельского городского округа, взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);
- получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории Невельского городского округа, на ПОО, а также за состоянием окружающей среды;
- прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и их доклад по подчиненности;
- координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил постоянной готовности при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС (происшествия) или смягчению ее последствий.
2.2. В случае если для организации предотвращения ЧС (происшествия) организована работа КЧС и ОПБ Невельского городского округа либо управление передано соответствующим подразделениям МЧС России по Сахалинской области, ЕДДС Невельского городского округа в части действий по указанной ЧС (происшествия) выполняет их указания.
3. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС Невельского городского округа, привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силы постоянной готовности переводятся решением председателя КЧС и ОПБ Невельского городского округа при возникновении ЧС.
3.1. В режиме чрезвычайной ситуации ЕДДС Невельского городского округа выполняет следующие задачи:
- координация действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера;
- контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативной группы по территории Невельского городского округа;
- оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации соответствующей ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ;
- контроль за установлением и перемещением границ зоны, соответствующей ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
4. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), силами постоянной готовности осуществляется непосредственно через ЕДДС Невельского городского округа. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах, и средствах доводится до ЕДДС Невельского городского округа всеми взаимодействующими ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).
5. Функционирование ЕДДС Невельского городского округа при приведении в готовность ГО и в военное время осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения Невельского городского округа и инструкциями дежурному персоналу ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) по действиям в условиях особого периода.
6. При функционировании ЕДДС Невельского городского округа в условиях особого периода, в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения Невельского городского округа, размещение ЕДДС Невельского городского округа осуществляется на городском запасном пункте управления.
7. Порядок работы ЕДДС Невельского городского округа
1. Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) могут поступать в ЕДДС Невельского городского округа населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер "112", от систем мониторинга, от ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) Невельского городского округа по телекоммуникационной сети на базе городских номеров служебной связи.
Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) принимаются, регистрируются и обрабатываются оперативно-дежурной сменой ЕДДС Невельского городского округа.
2. При классификации сложившейся ситуации как ЧС (происшествия) ЕДДС Невельского городского округа руководствуется утвержденными алгоритмами действий дежурной оперативной смены ЕДДС Невельского городского округа и поручает проведение ликвидации ЧС (происшествия) соответствующим ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силам постоянной готовности, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС (происшествие), при необходимости уточняет действия привлеченных ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).
3. При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня старший оперативный дежурный ЕДДС Невельского городского округа немедленно докладывает мэру Невельского городского округа - председателю КЧС и ОПБ Невельского городского округа, начальнику МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО НГО", в ЦУКС ГУ МЧС России по Сахалинской области, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи в ЦУКС ГУ МЧС России по Сахалинской области.
4. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация через региональную автономную систему централизованного оповещения (далее - РАСЦО), местную систему оповещения (далее - МАСЦО) о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сопоставление и обобщение полученных данных, подготовка донесений в ЦУКС ГУ МЧС России по Сахалинской области.
5. Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС Невельского городского округа, ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).
8. Порядок взаимодействия ЕДДС Невельского городского округа с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов)
Порядок взаимодействия ЕДДС Невельского городского округа и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) определяется соглашением и нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между экстренными оперативными службами при катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС (происшествиях).
9. Структура и комплектование ЕДДС Невельского городского округа, подготовка кадров
1. ЕДДС Невельского городского округа включает в себя руководителя и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения.
Рекомендуемый состав, численность и структура специалистов ЕДДС определен Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".
2. Комплектование личным составом ЕДДС Невельского городского округа осуществляется начальником ЕДДС Невельского городского округа, назначаемым на должность начальником МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО НГО" по согласованию с мэром Невельского городского округа.
3. Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС Невельского городского округа являются: тренировки оперативных дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятиях по профессиональной подготовке.
4. Учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС Невельского городского округа, осуществляются в соответствии с планом, разработанным и утвержденным руководителем органа местного самоуправления с учётом тренировок, проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, по плану, утвержденному начальником ГУ МЧС России Сахалинской области. Тренировки оперативных дежурных смен ЕДДС Невельского городского округа с оперативной дежурной сменой ЦУКС ГУ МЧС России Сахалинской области проводятся ежемесячно.
5. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС Невельского городского округа осуществляется:
- в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС Сахалинской области, курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;
- в ходе тренировок с оперативной дежурной сменой ЕДДС Невельского городского округа, проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по Сахалинской области;
- в ходе проведения различных учений и тренировок, на которые привлекаются ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) Невельского городского округа.
6. В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС Невельского городского округа особое внимание обращается на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), своевременном оповещении органов управления и ДДС, населения, а также доведения сигналов оповещения.
7. Не реже одного раза в полгода принимаются зачёты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к несению оперативного дежурства.
10. Требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС Невельского городского округа
1. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС Невельского городского округа должны знать:
- требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, а также руководящих документов, регламентирующих деятельность ЕДДС, и применять их в практической работе;
- риски возникновения ЧС, характерные для территории Невельского городского округа;
- должности и фамилии должностных лиц администрации Невельского городского округа, адреса и телефоны аварийно-спасательных формирований, дежурных служб;
- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации, а также другую информацию о регионе и муниципальном образовании;
- административные границы Невельского городского округа, районы выезда пожарно-спасательных подразделений;
- состав сил и средств постоянной готовности Невельского звена территориальной подсистемы РСЧС, их задачи, порядок их привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
- ДДС, находящиеся на территории Невельского городского округа, их контакты;
- зону территориальной ответственности ЕДДС Невельского городского округа и зоны ответственности служб экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, действующих на территории Невельского городского округа;
- ПОО, объекты социального назначения, объекты с массовым пребыванием людей, находящиеся в зоне ответственности, их адреса, полное наименование и характеристики;
- порядок проведения эвакуации населения из зоны ЧС, местонахождение пунктов временного размещения, их вместимость;
- порядок использования различных информационно-справочных ресурсов и материалов, в том числе паспортов территорий;
- назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на неё задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС Невельского городского округа (в том числе система - 112, АПК "Безопасный город", АИУС РСЧС (ИС "Атлас опасностей и рисков"), МКА ЖКХ, ИСДМ-Рослесхоз и др.);
- общую характеристику соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
- функциональные обязанности и должностные инструкции;
- алгоритмы действий персонала ЕДДС в различных режимах функционирования;
- документы, определяющие действия персонала ЕДДС по сигналам управления и оповещения;
- порядок информационного обмена;
- правила техники безопасности при использовании технических средств автоматизации;
- правила и порядок ведения делопроизводства.
2. Начальник ЕДДС Невельского городского округа:
2.1. Должен знать федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, системы - 112 и АПК "Безопасный город".
2.2. Обладать навыками:
- организовывать выполнение и обеспечивать контроль поставленных перед ЕДДС задач;
- разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, в том числе соглашения и регламенты информационного взаимодействия с ДДС, действующими на территории Невельского городского округа, и службами жизнеобеспечения муниципального образования, а также приказы о заступлении очередной оперативной дежурной смены на дежурство;
- организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;
- организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
- разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
- уметь использовать в работе информационные системы.
2.3. Обязан:
- знать гидрометеорологическую, техногенную и биолого-социальную обстановку на территории района;
- принимать участие в обработке и анализе данных об обстановке и масштабах ЧС, составе ДДС, привлекаемых для экстренного реагирования, их оповещение;
- уметь быстро оценивать и контролировать обстановку в зоне ЧС (происшествия) и готовить мэру Невельского городского округа предложения для принятия экстренных мер по ликвидации ЧС (в пределах установленных полномочий), доводить задачи до сил постоянной готовности, контролировать их выполнение и организацию взаимодействия;
- в экстренных случаях, не терпящих отлагательства, принимать решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- готовить материалы для доклада (донесения) о сложившейся обстановке в ЧС и действиях по ее ликвидации мэру Невельского городского округа;
- иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова;
- обобщать информацию (за сутки) о происшедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представлять анализ деятельности ЕДДС Невельского городского округа за месяц и год мэру Невельского городского округа;
- профессионально управлять ЕДДС в режимах функционирования;
- составлять график дежурных смен;
- знать режимы функционирования РСЧС и руководствоваться ими в повседневной деятельности;
- следить за поддержанием внутреннего порядка в помещении единой дежурно-диспетчерской службы;
- осуществлять постоянную работу с жалобами и заявлениями, поступающими от населения и организаций;
- проводить инструктаж оперативно-дежурной смены;
- разрабатывать документацию работников ЕДДС Невельского городского округа;
- осуществлять контроль за несением дежурства оперативно-дежурной сменой;
- разрабатывать соглашения и регламенты по взаимодействию и обмену информации с ДДС Невельского городского округа.
3. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС Невельского городского округа должен обладать навыками:
- осуществлять постоянный сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и контроль проведения работ по ликвидации ЧС (происшествий);
- проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
- качественно и оперативно осуществлять подготовку управленческих, организационных и планирующих документов;
- применять в своей работе данные прогнозов развития обстановки;
- обеспечивать оперативное руководство и координацию деятельности органов управления и сил ГО и Невельского звена Сахалинской территориальной подсистемы РСЧС;
- использовать все функции телекоммуникационного оборудования и оргтехники на АРМ, в том числе установленного комплекта видеоконференцсвязи;
- применять данные информационных систем и расчетных задач;
- работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя (знание программ офисного пакета, умение пользоваться электронной почтой, интернет и информационно - справочными ресурсами);
- уметь пользоваться программными средствами, информационными системами, используемыми в деятельности ЕДДС (в том числе системой - 112, АПК "Безопасный город", АИУС РСЧС (ИС "Атлас опасностей и рисков"), МКА ЖКХ, ИСДМ-Рослесхоз и др.);
- безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 150 символов в минуту;
- четко говорить по радиостанции и телефону одновременно с работой за компьютером;
- своевременно формировать установленный комплект документов по вводной (в рамках мероприятий оперативной подготовки) или ЧС (происшествию);
- в соответствии с установленными временными нормативами осуществлять подготовку оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов, а также информирование руководства муниципального образования о ЧС, руководителей сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;
- запускать аппаратуру информирования и оповещения населения;
- использовать различные информационно - справочные ресурсы и материалы, в том числе паспорта территорий (объектов), необходимые для подготовки оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов.
4. Дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС запрещено:
- вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
- предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства муниципального образования;
- допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
- отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС.
5. Старший оперативный дежурный ЕДДС:
5.1. В режиме повседневной деятельности осуществляет организацию взаимодействия со службами РСЧС по вопросам доведения прогноза возникновения ЧС на территории Невельского городского округа.
Проводит уточнение:
- ответственных должностных лиц служб РСЧС и их контактные данные;
- состава дежурных сил и средств, находящихся на дежурстве;
- необходимых изменений в базу данных по службам РСЧС Невельского городского округа, в оперативные документы по реагированию на ЧС;
- необходимых изменений в паспорт территории Невельского городского округа;
- строевой записки по силам и средствам служб РСЧС Невельского городского округа.
5.2. В режиме повышенной готовности осуществляет:
- оповещение руководителя службы об угрозе возникновения ЧС;
- доведение прогноза развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств служб РСЧС;
- заблаговременную подготовку сил и средств служб РСЧС, определение времени и места сбора, порядка действий по реагированию на ЧС, уточнение маршрута выдвижения их к месту ЧС;
- уточнение возможностей и сроков готовности по наращиванию группировки сил и средств служб РСЧС (при необходимости даёт распоряжение на оповещение сил и средств резерва);
- доведение распоряжения о приведение служб РСЧС в соответствующий режим функционирования с последующим докладом председателю КЧС и ОПБ Невельского городского округа;
- доведение до руководителя службы РСЧС распоряжения председателя КЧС и ОПБ Невельского городского округа.
5.3. В режиме чрезвычайной ситуации осуществляет координацию действий сил и средств служб РСЧС. При необходимости отдаёт им распоряжения на наращивание группировки и направлении в район ЧС необходимых материально-технических средств и резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Отдает распоряжения:
- на приведение служб РСЧС в соответствующий режим функционирования с последующим докладом председателю КЧС и ОПБ Невельского городского округа;
- на отправку сил и средств служб РСЧС к месту возможной ЧС, контролирует их прибытие на место;
- доведение до служб РСЧС приказы и распоряжения председателя КЧС и ОПБ Невельского городского округа.
- осуществление постоянный контроль за обстановкой.
Готовит прогноз возможного развития ЧС и доводит его до служб РСЧС Невельского городского округа.
5.4. Старший оперативный дежурный ЕДДС должен уметь:
- координировать деятельность ДДС экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;
- организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия), с администрацией муниципального образования и органами местного самоуправления;
- эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint);
- использовать гарнитуру при приеме информации;
- применять коммуникативные навыки;
- быстро принимать решения;
- повышать уровень теоретической и практической подготовки;
- сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.
Старший оперативный дежурный ЕДДС также должен обладать знаниями и навыками, перечисленными в пунктах 1 и 3 статьи 10 настоящего Положения.
5.5. Старший оперативный дежурный ЕДДС Невельского городского округа назначается из числа штатных сотрудников ЕДДС, он обязан:
- находиться в постоянной готовности к приему и передаче сигналов (приказов);
- иметь полные данные о ЧС (происшествиях) природного, техногенного и биолого-социального характера, при совершении террористических актов на территории Невельского городского округа, проводимых мероприятиях по ликвидации их последствий;
- уметь быстро оценивать обстановку и готовить необходимые достоверные данные для доклада начальнику пункта управления ЕДДС, мэру Невельского городского округа - председателю КЧС и ОПБ Невельского городского округа, начальнику МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО НГО";
- своевременно передавать по предназначению полученные распоряжения в ДДС Невельского городского округа и контролировать их исполнение;
- при получении информации об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), немедленно довести ее до начальника ЕДДС, мэра Невельского городского округа-председателя КЧС и ОПБ Невельского городского округа и его заместителей, начальника МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО НГО", организовать оповещение согласно схеме и действовать согласно отданным распоряжениям;
- координировать действия ДДС при угрозе и возникновении ЧС (происшествий), немедленно проводить экстренные действия по оповещению и информированию ДДС;
- по распоряжению мэра Невельского городского округа - председателя КЧС и ОПБ Невельского городского округа, начальника МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО НГО", начальника ЕДДС оповещать начальников отделов, ДДС, население Невельского городского округа через РАСЦО об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;
- постоянно знать местонахождение мэра Невельского городского округа
- председателя КЧС и ОПБ Невельского городского округа, начальника МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО НГО", начальника ЕДДС, порядок связи с ними;
- оповещать природоохранные органы и органы санэпиднадзора о выявлении экологического загрязнения суши и водной среды в результате аварий, катастроф;
- при пожаре, стихийном бедствии в помещении ЕДДС принимать меры к спасению имущества, при пожаре вызвать пожарную команду и до ее прибытия организовать тушение пожара;
- следить за исправностью аппаратуры связи, при обнаружении неисправностей доложить начальнику ЕДДС, вызвать инженера-системного программиста для устранения неисправности;
- иметь опрятный внешний вид и поддерживать внутренний порядок в помещении ЕДДС;
- при заступлении на дежурство принимать по описи средства связи, оповещения и имущество, закрепленные за пунктом управления, и следить за поддержанием внутреннего порядка дежурной смены;
- сообщать полученную информацию за сутки дежурства о ЧС (происшествиях), вести соответствующий журнал и представлять итоговый доклад о ходе дежурства начальнику ЕДДС;
- докладывать начальнику ЕДДС о положении дел за сутки и недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, которые не могли быть устранены предыдущей дежурной сменой;
- аккуратно вести рабочую документацию;
- при возникновении ЧС (происшествии) действовать согласно алгоритмам;
- при получении информации о предконфликтных (конфликтных) ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений действовать согласно алгоритму.
6. Помощник старшего оперативного дежурного ЕДДС (далее - ПСОД ЕДДС) обязан:
6.1. Перед заступлением на дежурство:
- в день заступления на дежурство прибыть заблаговременно в ПУ ЕДДС и ознакомиться с оперативной обстановкой в районе.
6.2. При заступлении на дежурство:
- проверить документы, технические и другие материальные средства, их наличие и исправность согласно описи;
- уточнить обстановку в районе по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
- знать перечень основных задач, стоящих перед пунктом управления на текущие сутки;
- доложить вместе со сменяющимся помощником старшему оперативному дежурному ЕДДС о приеме-сдаче дежурства.
6.3. В ходе несения дежурства:
- знать оперативную обстановку в районе по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
- принимать информацию от населения и диспетчеров ДДС Невельского городского округа об аварийных ситуациях, угрозе или возникновении ЧС (происшествий), террористических актах и диверсиях и о предконфликтных (конфликтных) ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
- при получении информации о ЧС немедленно доложить старшему оперативному дежурному ЕДДС и переадресовать ее диспетчеру службы оперативного обеспечения пожарной связи и организовать взаимодействие с ним;
- принимать информацию об оказании помощи населению;
- вести учет информации, поступившей в ЕДДС Невельского городского округа;
- полученную информацию заносить в соответствующий журнал;
- совместно со старшим оперативным дежурным обобщать информацию о произошедших за сутки ЧС, авариях и происшествиях и готовить соответствующие доклады по подчиненности;
- выполнять указания старшего оперативного дежурного ЕДДС Невельского городского округа;
- замещать старшего оперативного дежурного ЕДДС Невельского городского округа в его отсутствие;
- постоянно находиться на рабочем месте, отлучаться без разрешения старшего оперативного дежурного Невельского городского округа запрещается;
- собирать информацию от ДДС Невельского городского округа два раза в сутки (7.00; 19.00);
- обязан немедленно доложить о поступившей информации старшему оперативному дежурному ЕДДС Невельского городского округа и действовать по его указанию.
6.4. При получении информации о ЧС (происшествии), террористическом акте или диверсии, требующим реагирования сил и служб ГО, ПСОД ЕДДС обязан:
- уяснить дату, время, место ЧС (происшествия), источник информации, наименование, характер, масштабы ЧС (происшествия);
- зафиксировать время получения информации;
- немедленно доложить поступившую информацию старшему оперативному дежурному ЕДДС Невельского городского округа;
- уточнить количество пострадавших (погибших);
- выяснить наличие угрозы жизни населения;
- уточнить наличие в районе ЧС (происшествия) представителей, соответствующих ДДС (служб), организаций (объектов);
- проинформировать ДДС Невельского городского округа в части, их касающейся;
- выполнять расчеты по прогнозированию развития возникшей обстановки;
- постоянно отслеживать обстановку и масштабы ЧС, обращая особое внимание на мероприятия по ликвидации ЧС, экологическую обстановку;
- заносить информацию в журнал учета ЧС;
- докладывать старшему оперативному дежурному ЕДДС Невельского городского округа о выполнении ранее отданных распоряжений и указаний;
- быть готовым к приему донесений (информации) о всех чрезвычайных ситуациях (происшествиях) на территории Невельского городского округа.
Помощник старшего оперативного дежурного при разговоре по телефону должен быть вежлив и лаконичен.
6.5. ПСОД ЕДДС исполняет обязанности оператора системы -112.
7. Оператор системы - 112:
- принимает от старост и других граждан сообщения о ЧС, угрозе ЧС, происшествиях или каких-либо других событиях;
- заполняет карточку реагирования и отправляет её в соответствующую реагирующую (на данный риск) службу РСЧС;
- докладывает о поступившем сообщении старшему оперативному дежурному ЕДДС;
- поддерживает (при необходимости) связь с гражданином, от которого поступило сообщение;
- осуществляет контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" с территории Невельского городского округа и вносит соответствующие данные в карточку реагирования.
11. Требования к помещениям ЕДДС
1. ЕДДС представляет собой рабочие помещения для персонала ЕДДС (зал ОДС, кабинет руководителя ЕДДС, комната отдыха и приема пищи, серверная), оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией (перечень документации в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.07.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения").
ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых ОМСУ. По решению высшего должностного лица муниципального образования в ЕДДС могут оборудоваться и иные помещения.
2. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой работоспособности оборудования ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
3. Электроснабжение технических средств ЕДДС должно осуществляться от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой.
Система резервного электроснабжения должна обеспечить работоспособность систем телефонной связи, серверного оборудования, видеоконференцсвязи, отображения информации, оповещения, мониторинга транспортных средств, внутренней связи в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания.
4. Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм, устанавливающих обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда и на основе значений количества специалистов ОДС.
5. Зал ОДС ЕДДС должен обеспечивать возможность одновременной работы в едином информационном пространстве ОДС, а также высшего должностного лица муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ), заместителя председателя КЧС и ОПБ.
6. Для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц зал ОДС ЕДДС оборудуется автоматическим запорным устройством и средствами видеонаблюдения. Порядок допуска в помещения ЕДДС устанавливается ОМСУ или юридическим лицом, в состав которого входит ЕДДС.
7. Для несения круглосуточного дежурства ОДС ЕДДС должна быть предусмотрена отдельная комната отдыха и приема пищи, в которых созданы необходимые бытовые условия.
8. Каждый сотрудник ЕДДС обязан носить специальную форму во время исполнения служебных обязанностей в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".
12. Требования к оборудованию ЕДДС
1. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации со всеми взаимодействующими органами управления в установленные сроки и с требуемым качеством доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС должна быть создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности, включающая: КСА ЕДДС; единый центр оперативного реагирования АПК "Безопасный город"; КСА системы - 112 (с учетом решений проектно-сметной документации по реализации системы - 112); систему связи и систему оповещения.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения должна соответствовать требованиям Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 N 60567).
2. КСА ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС возложенных функций и должен включать технически взаимосвязанные:
- систему хранения, обработки и передачи данных;
- систему видеоконференцсвязи;
- систему отображения информации;
- систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств.
КСА ЕДДС создаются как муниципальные информационные системы, к которым предъявляются требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, установленные законодательством Российской Федерации.
3. Система хранения, обработки и передачи данных должна состоять из следующих элементов:
- оборудование ЛВС;
- оборудование хранения и обработки данных;
- оргтехника.
3.1. Оборудование ЛВС должно обеспечивать объединение АРМ ЕДДС для обмена между ними информацией в электронном виде, подключение к внешним сетям (выделенным сетям связи и интернет). Подключение ЛВС к сети интернет должно осуществляться только с применением сертифицированных средств защиты информации. При отсутствии сертифицированных средств защиты информации к сети интернет могут подключаться АРМ, не включенные в ЛВС.
Подключение АРМ персонала ЕДДС к информационно - телекоммуникационной инфраструктуре МЧС России должно осуществляться только с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.
Оборудование ЛВС должно состоять из следующих основных компонентов:
- первичный маршрутизатор (коммутатор);
- коммутаторы для построения иерархической структуры сети.
Подключение ЛВС к внешним сетям должно быть осуществлено при помощи каналообразующего оборудования, реализующего ту или иную технологию подключения.
Оборудование ЛВС должно размещаться в телекоммуникационных шкафах в помещениях с соответствующими климатическими условиями. Для поддержания в телекоммуникационных шкафах установленной температуры и влажности должны быть установлены системы кондиционирования.
На АРМ персонала ЕДДС должны быть установлены, настроены и корректно функционировать сертифицированные средства антивирусной защиты информации.
3.2. Оборудование хранения и обработки данных должно включать в себя следующие основные элементы:
- сервера повышенной производительности для хранения информации (файлы, базы данных);
- АРМ персонала ЕДДС с установленными информационными системами.
Сервера должны обеспечивать хранение и обработку информации как в формализованном, так и в неформализованном виде. Объем хранилища определяется в соответствии с перечнем, объемом хранящейся информации и сроком ее хранения.
АРМ персонала ЕДДС должны поддерживать работу в основных офисных приложениях (текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, электронная почта), а также в специализированном программном обеспечении.
4. Система видеоконференцсвязи должна обеспечивать участие персонала ЕДДС, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях со всеми взаимодействующими органами управления. Система видеоконференцсвязи должна состоять из следующих основных элементов: видеокодек; видеокамера; микрофонное оборудование; оборудование звукоусиления.
4.1. Видеокодек может быть реализован как на аппаратной, так и на программной платформе. Видеокодек должен обеспечивать:
работу по основным протоколам видеосвязи (H.323, SIP);
выбор скорости соединения;
подключение видеокамер в качестве источника изображения;
подключение микрофонного оборудования в качестве источника звука.
4.2. Видеокамера должна обеспечивать возможность показа общего вида помещения ЕДДС, а также наведение на участника (участников) селекторного совещания. В видеокамере должны быть реализованы функции трансфокации (приближение/удаление), а также функции поворота с помощью пульта дистанционного управления или через интерфейс компьютера.
4.3. Микрофонное оборудование должно обеспечивать:
разборчивость речи всех участников селекторного совещания;
подавление "обратной связи";
включение/выключение микрофонов участниками совещания;
возможность использования более чем одного микрофона.
При необходимости, для подключения микрофонов может быть использован микшерный пульт.
4.4. Оборудование звукоусиления должно обеспечивать транслирование звука от удаленного абонента без искажений.
4.5. Оборудование звукоусиления должно быть согласовано с микрофонным оборудованием для исключения взаимного негативного влияния на качество звука.
Изображение от удаленного абонента должно передаваться на систему отображения информации ЕДДС.
Система видеоконференцсвязи должна быть согласована по характеристикам видеоизображения с системой отображения информации.
5. Система отображения информации (видеостена) должна обеспечивать вывод информации с АРМ, а также с оборудования видеоконференцсвязи.
Система отображения информации должна состоять из видеостены, реализованной на базе жидкокристаллических или проекционных модулей. Размеры видеостены должны соответствовать размеру помещения и обеспечивать обзор с любого АРМ в зале ОДС ЕДДС.
Система отображения информации должна иметь возможность разделения видеостены на сегменты для одновременного вывода информации с различных источников. Для этого необходимо предусмотреть контроллер видеостены и матричный коммутатор видеосигналов.
Должна быть предусмотрена возможность наращивания системы отображения информации за счет подключения дополнительных сегментов.
6. Система мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств должна обеспечивать прием данных от объектов мониторинга, отображение объектов мониторинга, а также транспортных средств, оснащаемых аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в соответствии с перечнем Министерства транспорта Российской Федерации, на территории соответствующего городского округа, муниципального района.
7. Система связи и система оповещения должна включать в себя:
- систему телефонной связи;
- систему радиосвязи;
- систему оповещения населения, в том числе комплексную систему экстренного оповещения населения и оповещения должностных лиц; систему внутренней связи.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения включает в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также сети связи и вещания, обеспечивающие ее функционирование.
7.1. Система телефонной связи ЕДДС должна состоять из следующих элементов: мини-АТС; телефонные аппараты; система записи телефонных переговоров.
7.1.1. Мини-АТС должна обеспечивать:
- прием телефонных звонков одновременно от нескольких абонентов;
- автоматическое определение номера звонящего абонента;
- сохранение в памяти входящих, исходящих и пропущенных номеров;
- прямой набор номера с телефонных аппаратов (дополнительных консолей);
- переадресацию вызова на телефоны внутренней телефонной сети и городской телефонной сети общего пользования.
7.1.2. Телефонные аппараты должны обеспечивать:
- отображение номера звонящего абонента на дисплее;
- набор номера вызываемого абонента одной кнопкой;
- одновременную работу нескольких линий;
- функцию переадресации абонента;
- возможность подключения дополнительных консолей для расширения количества абонентов с прямым набором;
- наличие микротелефонной гарнитуры.
Система записи телефонных переговоров должна обеспечивать запись всех исходящих и входящих телефонных разговоров со всех подключенных телефонных аппаратов персонала ЕДДС.
Должны быть обеспечены телефонные каналы связи между ЕДДС и ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, а также с ДДС, действующими на территории муниципального образования, в том числе ДДС ПОО.
Допускается организация телефонной связи путем программирования на консоли кнопок прямого вызова абонента.
В качестве каналов прямой телефонной связи не могут быть использованы каналы для приема звонков от населения.
Должны быть предусмотрены резервные каналы связи.
7.2. Система радиосвязи должна обеспечивать устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи.
Система радиосвязи должна состоять из следующих основных элементов:
УКВ-радиостанция;
КВ-радиостанция.
Для организации радиосетей должны быть получены разрешения на частоты в Радиочастотной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Радиостанции должны быть зарегистрированы в установленном порядке в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
7.3. Система оповещения населения должна обеспечивать своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, сил ГО и РСЧС муниципального образования, ДДС, населения на территории муниципального образования, об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются:
- сеть электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сеть проводного радиовещания;
- сеть уличной радиофикации;
- сеть кабельного телерадиовещания;
- сеть эфирного телерадиовещания;
- сеть подвижной радиотелефонной связи;
- сеть местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть интернет;
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Задействование средств системы оповещения населения должно осуществляться старшим дежурным оперативным со своего рабочего места (дежурным оперативным) по решению высшего должностного лица муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) с последующим докладом.
Система оповещения должностных лиц должна обеспечивать оповещение руководящего состава ОМСУ, органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС, действующих на территории муниципального образования. Система оповещения персонала может быть реализована на базе персонального компьютера с установленной платой подключения телефонных линий. Количество телефонных линий должно определяться исходя из количества оповещаемых абонентов и требуемого времени оповещения.
Для оповещения персонала не должны задействоваться каналы (линии) связи, предназначенные для приема звонков от населения, а также каналы прямой телефонной связи.
Задействование муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях" и разделом III Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации России от 31.07.2020 N 578/365.
8. Общие требования к составу объектов, оборудованию, структуре системы - 112 определены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.03-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
13. Финансирование ЕДДС
Финансирование создания и деятельности ЕДДС является расходным обязательством органов местного самоуправления и осуществляется из средств бюджета муниципального образования или иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая бюджет субъекта Российской Федерации.
14. Требования к защите информации
В ЕДДС должны выполняться требования по обеспечению защиты информации, предъявляемые к автоматизированным системам управления, государственным информационным системам и защите персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2013 N 28608).
Утвержден
постановлением администрации
Невельского городского округа
от 15.02.2023 г. N 244
Перечень
организаций (учреждений), взаимодействующих с Единой дежурно-диспетчерской службой Невельского городского округа
1. ОСП "Невельский пожарный отряд";
2. ОМВД России по Невельскому городскому округу;
3. ГБУЗ "Невельская центральная районная больница";
4. Невельский инспекторский участок ГИМС МЧС России по Сахалинской области;
5. ЮЗБСР филиал "Распределительные сети" ПАО "Сахалинэнерго";
6. МУП "Невельское дорожное ремонтно-строительное управление";
7. МУП "Невельские коммунальные сети";
8. МУП "Невельский районные электрические сети";
9. ООО "Невельская автотранспортная компания";
10. Невельская лесопожарная станция ОАУ "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов";
11. Организации, осуществляющие обслуживание многоквартирных жилых домов на территории Невельского городского округа;
12. Отделение вневедомственной охраны по Невельскому городскому округу - филиал ФГКУ ОВО ВНГ России по Сахалинской области;
13. Служба в городе Невельске Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Невельского городского округа Сахалинской области от 15 февраля 2023 г. N 244 "Об утверждении Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе Невельского городского округа"
Вступает в силу с 16 февраля 2023 г.
Опубликование:
сетевое издание "Нормативные правовые акты Невельского городского округа" (nevelsk-pravo.ru) 15 февраля 2023 г.
Невельские новости, 23 февраля 2023 г. N 7