г. Краснодар |
|
16 февраля 2015 г. |
Дело N А53-8705/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Леоновой О.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Авто-Лайн"" (ИНН 6168054670, ОГРН 1036168015784) - Шадриной Е.Ю. и Гарматиной Л.В. (доверенности от 04.02.2014), в отсутствие ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Ростовской области; третьих лиц: Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, муниципального бюджетного учреждения "Центр ИТС", муниципального учреждения "Департамент транспорта города Ростова-на-Дону", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2014 (судья Тютюник П.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 (судьи Ванин В.В., Еремина О.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-8705/2014, установил следующее.
ООО "Транспортная компания "Авто-Лайн"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление) о взыскании 13 835 991 рубля 02 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2013 году отдельным категориям гражданам льгот на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, МБУ "Центр ИТС", МУ "Департамент транспорта города Ростова-на-Дону" (далее - департамент транспорта).
Решением от 08.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.10.2014, с Российской Федерации в лице Минфина за счет средств ее казны в пользу общества взыскано 13 835 991 рубль 02 копейки убытков, в удовлетворении требований к управлению отказано. Суды исходили из того, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Российская Федерация; материалами дела подтверждаются убытки общества вследствие предоставления льгот гражданам, включенным в федеральный регистр; расчет суммы, подлежащей возмещению, произведен исходя из количества реализованных единых социальных проездных билетов с учетом доли предприятия, количества поездок одного льготника в месяц (по данным натурных обследований) и утвержденного тарифа, за вычетом суммы дохода от реализации ЕСПБ.
В кассационной жалобе министерство и управление просят отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителей, обеспечение льготного проезда не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, поскольку в силу Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предоставление льгот по проезду в транспорте общего пользования оказывается за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Право на льготный проезд устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, а величина стоимости проезда - органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В постановление правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 добавлено приложение N 3, устанавливающее положение о порядке расходования средств областного бюджета на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, в части возмещения расходов автотранспортных предприятий за перевозку граждан федерального регистра. Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 23) расходы автотранспортным организациям за перевозку граждан, включенным в федеральный регистр, с 2010 года осуществляются за счет средств бюджета субъекта.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы.
В судебном заседании 11.02.2015 объявлен перерыв до 10 часов 13.02.2015.
Изучив материалы дела и выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2013 году общество осуществляло пассажирские перевозки населения в г. Ростове-на-Дону на основании договора от 23.08.2005 N 6-1/1а, заключенного с МУ "Департамент транспорта".
Общество в соответствии с договором от 10.09.2005 N 63, заключенным с МБУ "Центр ИТС" (правопредшественник МУП "Технологии управления"), обязалось обеспечить перевозку федеральных льготников по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ). МБУ "Центр ИТС" приняло на себя обязательство перечислять обществу денежные средства, поступившие от реализации ЕСПБ из расчета сумм, причитающихся обществу и определенных на основании статистических данных об объеме выполненных обществом перевозок, в соответствии с утвержденным администрацией порядком распределения финансирования на покрытие убытков транспортных предприятий г. Ростова-на-Дону от перевозки пассажиров льготных категорий.
Ссылаясь на то, что расходы на перевозку льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный регистр, в полном объеме не возмещены, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В обоснование иска общество представило следующие документы:
- расчет суммы убытков, в котором отражены ежемесячные данные о количестве реализованных федеральным льготникам ЕСПБ (от 9 743 до 12 317 шт. в месяц), о доле транспортной работы организации истца в общем объеме перевозок (от 3,702% до 5,648% в месяц), количестве ЕСПБ, приходящихся на истца (от 414 до 586 шт в месяц), количество поездок на один ЕСПБ в месяц (188,37 в I полугодии и 187,02 во II полугодии 2013 года), количество перевезенных пассажиров (от 77 985 до 109 593 человек в месяц, а всего 1 018 248), размер убытков 15 273 710 рублей (определен как произведение общего количества перевезенных льготников (1 018 248) на тариф 15 рублей за 1 перевозку);
- письмо департамента транспорта от 27.12.2012, в котором сообщается о том, что в результате обследования пассажиропотока, проведенного в сентябре - декабре 2012 года, количество поездок на один ЕСПБ равно 188,37 в месяц и его следует применять с 01.01.2013; аналогичное письмо департамента транспорта от 03.07.2013 (количество поездок на один ЕСПБ равно 187,02 в месяц и его следует применять с 01.07.2013);
- ежемесячные акты сверки за 2013 год, подписанные истцом с МБУ "Центр ИТС" и отражающие подлежащие возмещению суммы затрат от перевозки федеральных льготников в конкретном месяце из расчета 265 рублей на один ЕСПБ с учетом доли транспортной организации;
- платежные поручения МБУ "Центр ИТС" о перечислении истцу в 2013 году 1 437 728 рублей 85 копеек компенсации (в виде дохода от реализации ЕСПБ по цене 265 рублей за билет).
Предъявленная к взысканию сумма убытков определена в размере 13 835 991 рубля 02 копеек (15 273 710,87 - 1 437 728,85).
Удовлетворяя иск за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались статьями 16, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с учетом разъяснений Пленума в постановлении N 23, признав требования истца обоснованными.
Однако судами не учтено следующее.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.09.2003 N 4276/03 указал, что правовое регулирование компенсационных выплат оказывающим услуги лицам позволяет отнести правоотношения, возникшие между последним и производящими выплаты уполномоченными государственными органами, к публичным.
В связи с этим при рассмотрении подобных дел суд независимо от доводов сторон должен проверить размер предъявленной к взысканию задолженности и наличие доказательств, подтверждающих фактические затраты истца.
По смыслу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств не допускается, любое расходование бюджетных средств должно быть обоснованным и подтвержденным документально.
Судам надлежало проверить наличие первичной документации, подтверждающей оказание обществом услуг по перевозке льготных категорий граждан и их объем, исследовать и оценить эти документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, в материалах дела отсутствуют первичные документы, подтверждающие фактическое проведение натурных обследований пассажиропотоков в спорный период. Использованные при определении убытков показатели, касающиеся доли общества в перевозках, не обоснованы документальным расчетом. Данные о количестве льготников федерального регистра, воспользовавшихся в спорный период ЕСПБ, иными документами, кроме упомянутых актов, также не подтверждены.
Поскольку выводы судов сделаны по неполно исследованным фактическим обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо устранить отмеченные недостатки, а также учесть правовые подходы при рассмотрении подобных дел, отраженные в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу N А53-8705/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.