В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 12 ноября 2021 года N 1931 "Об утверждении обязательных требований к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в том числе порядка и сроков осуществления приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру "112" диспетчерским службам", протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29 ноября 2022 года N 9 глава города Комсомольска-на-Амуре постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе города Комсомольска-на-Амуре
2. Назначить ответственным лицом за работу персонала Единой дежурно-диспетчерской службы города Комсомольска-на-Амуре начальника Единой дежурно-диспетчерской службы Муниципального казенного учреждения "Центр гражданской защиты города Комсомольска-на-Амуре".
3. Опубликовать постановление в газете "Дальневосточный Комсомольск" и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Глава города |
А.В. Жорник |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
главы города
Комсомольска-на-Амуре
от 12.04.2023 N 54
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе города Комсомольска-на-Амуре
Раздел I. Общие положения
1. Настоящее Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе города Комсомольска-на-Амуре (далее - Положение) определяет задачи, функции, порядок работы, состав и структуру, требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу, комплектованию и подготовке кадров, помещениям, оборудованию, финансированию Единой дежурно-диспетчерской службе города Комсомольска-на-Амуре (далее - ЕДДС).
ЕДДС является органом повседневного управления города Комсомольска-на-Амуре звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЗТП РСЧС), предназначена для координации действий действующих дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) (в первую очередь имеющих силы и средства постоянной готовности для экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации: службы "01", "02", "03", "04", жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта), в полномочия (обязанности) которых входит решение вопросов в области защиты населения и территории города Комсомольска-на-Амуре от чрезвычайных ситуаций.
Целью функционирования ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб города Комсомольска-на-Амуре к реагированию на угрозы возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), событий, не являющейся ЧС, к реагированию на которое требуется привлечение сил и средств служб города Комсомольска-на-Амуре (далее - происшествий) и иных нарушений условий жизнеобеспечения, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), в том числе экстренных оперативных служб (далее - ЭОС), организаций, при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, происшествий.
2. ЕДДС осуществляет обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в области:
1) защиты населения и территории от ЧС;
2) управления силами и средствами РСЧС, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, а также в условиях ведения гражданской обороны (далее - ГО);
3) организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти РФ, исполнительных органов Хабаровского края, органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре и организаций при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территории города Комсомольска-на-Амуре от ЧС и ГО;
4) оповещения и информирования населения города Комсомольска-на-Амуре о ЧС;
5) координации деятельности органов повседневного управления РСЧС города Комсомольска-на-Амуре.
3. Общее руководство функционированием ЕДДС осуществляет руководитель Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - руководитель Управления по делам ГОЧС).
Начальник Муниципального казенного учреждения "Центра гражданской защиты города Комсомольска-на-Амуре" (далее - начальник МКУ "Центр гражданской защиты") организует и обеспечивает служебную деятельность ЕДДС.
Непосредственное управление осуществляет начальник ЕДДС.
На оперативного дежурного ЕДДС возлагается обязанность по организации взаимодействия с операторами связи, в том числе направление заявок, в целях обеспечения передачи сигналов оповещения.
Круглосуточное дежурство ЕДДС осуществляется дежурной сменой в составе оперативного дежурного и диспетчерского персонала ЕДДС.
Координацию деятельности ЕДДС в области ГО и защиты населения и территорий города Комсомольска-на-Амуре от ЧС природного и техногенного характера осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Хабаровскому краю (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю).
4. ЕДДС является вышестоящим органом повседневного управления ЗТП РСЧС и взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и организаций (объектов) города Комсомольска-на-Амуре по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией о чрезвычайных происшествиях, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС при угрозе возникновения или возникновении ЧС и при реагировании на аварийные ситуации (далее - АС), происшествия.
5. ЕДДС обеспечивает координацию всех ДДС городского ЗТП РСЧС независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС (происшествий), а также является координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС и при реагировании на ЧС (происшествия).
6. Функционирование ЕДДС не упраздняет действующие ДДС и не отменяет установленный в них порядок приема от населения и организаций города Комсомольска-на-Амуре информации о происшествиях.
7. ЕДДС совмещает функции оперативной дежурной службы руководителя Управления по делам ГОЧС и ЕДДС. Не упраздняется действующая организация несения оперативного дежурства ГО и не отменяются возложенные на нее задачи.
8. ЕДДС осуществляет деятельность во взаимодействии с постоянно действующими органами и органами повседневного управления РСЧС регионального, муниципального и объектового уровня, подразделениями исполнительных органов Хабаровского края, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий), ДДС действующими на территории города Комсомольска-на-Амуре и ЕДДС соседних муниципальных образований.
Порядок взаимодействия ЕДДС с постоянно действующими органами и органами повседневного управления РСЧС регионального, муниципального и объектового уровня, подразделениями исполнительных органов Хабаровского края регулируется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 28 декабря 2020 года N 2322 "О Порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", приказами МЧС России от 26 августа 2009 года N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 5 июля 2021 года N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", от 5 июля 2021 года N 430 "Об утверждении Правил обеспечения Центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях", от 11 января 2021 года N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии экстренных оперативных служб в установленном порядке, а также соглашениями и регламентами об информационном взаимодействии, подписанными в установленном порядке.
9. ЕДДС в своей деятельности руководствуется: общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, национальными стандартами, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), настоящим Положением, муниципальными правовыми актами города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Уставом Муниципального казенного учреждения "Центр гражданской защиты".
Раздел II. Основные задачи ЕДДС
10. ЕДДС выполняет следующие основные задачи:
1) обеспечение координации сил и средств РСЧС и ГО, их совместных действий, расположенных на территории города Комсомольска-на-Амуре, доведение до них задач при подготовке и выполнении мероприятий по ГО, угрозе или возникновении ЧС (происшествий), а также по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), доведение информации о принятии экстренных мер и решений в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС, Планом гражданской обороны и защиты населения;
2) обеспечение организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий города Комсомольска-на-Амуре от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий города Комсомольска-на-Амуре от ЧС и ГО, с использованием информационных систем, в том числе автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АИУС РСЧС) (через "Личный кабинет ЕДДС");
3) прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации, сигналов (распоряжений) на изменение режимов функционирования органов управления сил и средств городского ЗТП РСЧС;
4) обработка и анализ данных о ЧС, происшествиях, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования, их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС;
5) прием от населения, организаций, технических систем или иных источников информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия), анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
6) оповещение и информирование руководящего состава органов местного самоуправления, органов управления сил и средств РСЧС города Комсомольска-на-Амуре, ДДС о ЧС (происшествии);
7) обеспечение оповещения и информирования населения города Комсомольска-на-Амуре о ЧС (происшествии) и необходимости проведения населением первичных действий, предназначенных для максимального снижения риска возможной угрозы его жизни и здоровью (маршруты, время и места эвакуации; пункты оказания медицинской помощи, питания и выдачи средств индивидуальной защиты, места временного размещения, сбора и другая информация);
8) организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления РСЧС, органами местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре и ДДС, а также с органами управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;
9) оповещение и информирование ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС, сил РСЧС, привлекаемых к предупреждению ЧС, а также ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
10) сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга и распространение между ДДС, действующих на территории города Комсомольска-на-Амуре, полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, происшествия, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации, а также контроль их исполнения;
11) регистрация и документирование входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС, происшествиях (за сутки дежурства), о работе по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
12) оповещение и информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, происшествий, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
13) организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих по каналам связи, в том числе через систему - 112 и контроля результатов реагирования;
14) представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, происшествий, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС, происшествий (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом управления по подчиненности;
15) предоставление оперативной информации о произошедших ЧС, происшествиях, работе по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;
16) доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и проводимых мероприятий;
17) взаимодействие в зоне своей ответственности с дежурными службами местных гарнизонов для оперативного предупреждения об угрозах возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Раздел III. Основные функции ЕДДС
11. На ЕДДС возлагаются следующие основные функции:
1) прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации; прием, регистрация и документирование входящих и исходящих сообщений и вызовов;
2) анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
3) сбор от ДДС, действующих на территории города Комсомольска-на-Амуре, сети наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия) и доведения ее до реагирующих служб;
4) обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
5) обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и корректировка заблаговременно разработанных и согласованных со службами города Комсомольска-на-Амуре вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествии);
6) принятие решений по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
7) оповещение руководящего состава, органов управления и сил ГО и РСЧС, ДДС о ЧС (происшествии);
8) информирование ДДС и сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
9) организация взаимодействия с органами управления ГО и ЕДДС соседних муниципальных образований по вопросам обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
10) обеспечение своевременного оповещения и информирования населения о ЧС по решению главы города Комсомольска-на-Амуре - председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ);
11) представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) в соответствии с приказом МЧС России от 11 апреля 2021 года N 2 "Об утверждении инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа МЧС России N 2 следует читать как "от 11 января 2021 года"
12) предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), работе по их ликвидации и представление докладов по подчиненности в установленном порядке;
13) уточнение и координация действий, привлеченных ДДС по их совместному реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих по каналам связи, в том числе по системе - 112;
14) контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих по каналам связи, в том числе по системе - 112;
15) фиксация в оперативном режиме информации о возникающих аварийных ситуациях и обеспечение контроля устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
16) мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от информационных систем и оконечных устройств;
17) накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных города Комсомольска-на-Амуре, органах управления на территории города Комсомольска-на-Амуре (в том числе ДДС), силах и средствах ГО и РСЧС на территории города Комсомольска-на-Амуре, потенциально-опасных объектах, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), в том числе с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (далее - АИУС РСЧС) через "Личный кабинет ЕДДС";
18) мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
19) контроль и принятие мер по обеспечению готовности к задействованию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (далее - РАСЦО), а также обеспечение устойчивого и непрерывного функционирования системы управления и средств автоматизации;
20) организация профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС для несения оперативного дежурства;
21) осуществление информационного обмена по оперативной обстановке с органами повседневного управления РСЧС, в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС" и АПК "Безопасный город";
22) представление в ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю отчета о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС (происшествий) или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений;
23) доведение экстренных предупреждений об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий), об опасных (неблагоприятных) метеорологических явлениях, моделях развития обстановки, рекомендаций по снижению рисков до руководящего состава органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре, ДДС, организаций независимо от форм собственности, организаторов мероприятий с массовым пребыванием людей, туристических групп на территории города Комсомольска-на-Амуре;
24) участие в проведении учений и тренировок с органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач.
Раздел IV. Права ЕДДС
12. Для обеспечения выполнения поставленных задач и возложенных функций ЕДДС имеет право:
1) по поручению главы города Комсомольска-на-Амуре - председателя КЧС и ОПБ, руководителя Управления по делам ГОЧС в пределах установленных полномочий передавать оперативные поручения и решения оперативных штабов, решения КЧС и ОПБ города Комсомольска-на-Амуре по вопросам, требующим немедленного решения в интересах защиты населения и территории от ЧС, происшествий и иных нарушений условий жизнеобеспечения, и осуществлять в установленном порядке контроль за их исполнением;
2) контролировать план-график проведения аварийно-восстановительных и спасательных операций в интересах пострадавшего населения и предотвращения негативного воздействия последствий данного события на окружающую природную и социальную среду;
3) запрашивать и получать в установленном порядке от ДДС экстренных оперативных служб и организаций, органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре и организаций информацию по вопросам сферы деятельности ЕДДС;
4) использовать системы связи и коммуникации, пользоваться банком данных электронной информации органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре;
5) ЕДДС обладает иными правами, необходимыми для осуществления возложенных функций и задач.
Раздел V. Порядок работы ЕДДС
13. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС (происшествий) в ЕДДС организуется круглосуточное дежурство оперативной дежурной смены.
К несению дежурства в составе оперативной дежурной смены (далее - ОДС) ЕДДС допускается дежурно-диспетчерский персонал, прошедший стажировку на рабочем месте и допущенный в установленном порядке к несению дежурства.
Специалисты ЕДДС должны получать дополнительное профессиональное образование по соответствующим программам подготовки в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования, в течение первого года со дня назначения на должность и не реже одного раза в пять лет.
Во время исполнения служебных обязанностей сотрудники ЕДДС обеспечиваются специальной формой согласно Национальному стандарту Российской Федерации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба". ГОСТ Р 22.7.01-2021.
14. Перед заступлением очередной оперативно-дежурной смены на дежурство начальником ЕДДС или лицом, его замещающим, проводится инструктаж дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС согласно утвержденному плану проведения инструктажа. В ходе инструктажа до дежурно-диспетчерского персонала доводятся оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство.
15. Со сменяющейся оперативно-дежурной сменой ЕДДС начальником ЕДДС (или лицом, его замещающим) проводится подведение итогов несения оперативного дежурства, в ходе которого осуществляется разбор действий дежурно-диспетчерского персонала за прошедшее дежурство.
16. В ходе приема-сдачи дежурства специалисты заступающей оперативно-дежурной сменой принимают у специалистов сменяющейся оперативно-дежурной смены документацию, средства связи, автоматизированные рабочие места и другое оборудование с занесением соответствующих записей в журнале приема-сдачи дежурства.
17. Привлечение специалистов дежурной смены ЕДДС к решению задач, не связанных с несением оперативного дежурства, не допускается.
18. Во время несения дежурства специалисты дежурной смены ЕДДС выполняют функциональные задачи в соответствии с должностными инструкциями и алгоритмами действий.
19. При нарушении трудовой дисциплины, безопасности связи, правил эксплуатации техники, техники безопасности и пожарной безопасности дежурно-диспетчерский персонал отстраняется от несения дежурства:
1) право отстранения от дежурства дежурно-диспетчерского персонала принадлежит начальнику ЕДДС (или лицу, его замещающему);
2) в зависимости от степени тяжести и последствий допущенных нарушений виновные лица дежурной смены привлекаются к установленной законом ответственности в соответствии с законодательством РФ.
20. Информация об угрозах возникновения и возникновении ЧС (происшествий) поступает в ЕДДС по всем каналам связи и информационным системам. Вся информация об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия) регистрируется в установленном порядке дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС и незамедлительно передается в экстренные оперативные службы, которые направляются в зону ЧС (происшествия), а также в ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и дежурно-диспетчерскую службу Правительства Хабаровского края.
21. Ежеквартально начальником ЕДДС или лицом, его замещающим, проводится анализ функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории города Комсомольска-на-Амуре. Анализ функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории города Комсомольска-на-Амуре, рассматриваются на заседании КЧС и ОПБ города Комсомольска-на-Амуре.
22. Вызовы (сообщения) о ЧС, происшествиях поступают в ЕДДС от населения по всем каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер "112", от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС ЭОС и организаций города Комсомольска-на-Амуре, вышестоящих и взаимодействующих органов управления РСЧС по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС, происшествиях принимаются, регистрируются и обрабатываются персоналом дежурной смены ЕДДС.
23. При классификации сложившейся ситуации как ЧС, происшествие локального уровня, ЕДДС поручает проведение ликвидации соответствующим ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силам ЗТП РСЧС, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС, происшествие, уточняет действия привлеченных ДДС экстренных оперативных служб и организаций.
При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня, оперативный дежурный ЕДДС немедленно докладывает главе города Комсомольска-на-Амуре - председателю КЧС и ОПБ, руководителю Управления по делам ГОЧС, ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, в дежурно-диспетчерскую службу Правительства Хабаровского края, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления РСЧС и задействованные ДДС ЭОС и организаций.
24. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС ЭОС и организаций, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления РСЧС, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
Порядок взаимодействия между ЕДДС, ДДС ЭОС и ДДС организаций определяется соглашениями о порядке взаимодействия и инструкциями об обмене информацией.
Раздел VI. Режимы функционирования ЕДДС
25. ДДС функционирует в режимах: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС; повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
26. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС осуществляет:
1) прием от населения, организаций и ДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
2) сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности, с использованием информационных систем;
3) обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление докладов в установленном порядке;
4) мероприятия по поддержанию в готовности к применению программно - технических средств ЕДДС, средств связи и технических средств оповещения региональной автоматизированной системы централизованного оповещения;
5) передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке главе города Комсомольска-на-Амуре - председателю КЧС и ОПБ, руководителю Управления по делам ГОЧС, в экстренные оперативные службы, привлекаемые при ликвидации ЧС (происшествий), в ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, дежурно-диспетчерскую службу Правительства Хабаровского края и в подразделения исполнительных органов Хабаровского края, обеспечивающих деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС;
6) по решению главы города Комсомольска-на-Амуре - председателя КЧС и ОПБ проводит информирование населения города Комсомольска-на-Амуре о ЧС;
7) мониторинг и анализ данных информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных природных явлениях, о состоянии потенциально-опасных объектов (далее - ПОО), опасных производственных объектов (далее - ОПО), а также о состоянии окружающей среды, в том числе АПК "Безопасный город" и АИУС РСЧС;
8) внесение изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
9) разработку, корректировку и согласование с ДДС, действующими на территории города Комсомольска-на-Амуре, соглашений и регламентов информационного взаимодействия при реагировании на ЧС (происшествия);
10) контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения города Комсомольска-на-Амуре;
11) уточнение и корректировку действий ДДС, привлекаемых к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе - 112;
12) контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе - 112;
13) доведение до Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Управления по делам ГОЧС) прогнозов, полученных от ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, об угрозах возникновения ЧС (происшествий) и моделей развития обстановки по неблагоприятному прогнозу в пределах города Комсомольска-на-Амуре.
27. ЕДДС взаимодействует с ДДС, функционирующими на территории города Комсомольска-на-Амуре, на основании заключенных соглашений об информационном взаимодействии, согласно которым оперативная информация о текущей обстановке в режиме повседневной деятельности передается в ЕДДС.
28. Сообщения, идентифицированные как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), поступившие в ДДС, согласно соглашениям об информационном взаимодействии передаются в ЕДДС. Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.
29. В режим повышенной готовности ЕДДС, привлекаемые экстренные оперативные службы и ДДС организаций, переводятся решением главы города Комсомольска-на-Амуре при угрозе возникновения ЧС. В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно осуществляет:
1) взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств РСЧС, ЭОС и ДДС организаций к действиям в случае возникновения ЧС (происшествия);
2) оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ОПБ города Комсомольска-на-Амуре, Управления по делам ГОЧС;
3) передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке главе города Комсомольска-на-Амуре - председателю КЧС и ОПБ, руководителю органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС - руководителю Управления по делам ГОЧС, в экстренные оперативные службы, которые направляются к месту или задействуются при ликвидации ЧС (происшествий), в ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, дежурно-диспетчерскую службу Правительства Хабаровского края и в подразделения исполнительных органов Хабаровского края, обеспечивающих деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС;
4) получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории города Комсомольска-на-Амуре, на ПОО, ОПО, а также за состоянием окружающей среды;
5) прогнозирование обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ЭОС и ДДС организаций, сил и средств РСЧС;
6) корректировку алгоритмов действий ЕДДС на угрозу возникновения ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ЭОС и ДДС организаций, силами и средствами РСЧС, действующими на территории города Комсомольска-на-Амуре в целях предотвращения ЧС;
7) контроль и координацию действий ЭОС и ДДС организаций, сил и средств РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению возникновения ЧС или смягчению ее последствий; обеспечение информирования населения о ЧС;
8) по решению главы города Комсомольска-на-Амуре - председателя КЧС и ОПБ, с пункта управления ЕДДС проводит оповещение населения о ЧС (в том числе через операторов сотовой связи);
9) представление докладов в органы управления в установленном порядке; доведение информации об угрозе возникновения ЧС;
10) направление в ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в установленном порядке сведений о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений.
30. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС, привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) и силы городского ЗТП РСЧС, переводятся решением главы города Комсомольска-на-Амуре при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС дополнительно осуществляет выполнение следующих задач:
1) организует экстренное оповещение и направление к месту ЧС сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляет координацию их действий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
2) самостоятельно принимает решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
3) осуществляет сбор, обработку и представление информации, проводит оценку обстановки, дополнительное привлечение к реагированию ЭОС и ДДС организаций, действующих на территории города Комсомольска-на-Амуре, проводит оповещение согласно инструкции при возникновении ЧС;
4) по решению главы города Комсомольска-на-Амуре - председателя КЧС и ОПБ с пункта управления ЕДДС, а также через операторов сотовой связи проводит оповещение населения о ЧС;
5) осуществляет сбор, обработку, уточнение и представление оперативной информации о развитии ЧС, а также координацию действий ЭОС, ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, сил и средств РСЧС;
6) осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, главой города Комсомольска-на-Амуре - председателем КЧС и ОПБ, ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и организациями (подразделениями) исполнительных органов Хабаровского края, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, оперативным штабом ликвидации ЧС и тушения пожаров, ЭОС, ДДС организаций, о ходе реагирования на ЧС и ведения аварийно-восстановительных работ;
7) осуществляет контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
8) готовит и представляет в органы управления доклады и донесения о ЧС в установленном порядке;
9) готовит предложения в решение КЧС и ОПБ города Комсомольска-на-Амуре на ликвидацию ЧС;
10) ведет учет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, действующих на территории города Комсомольска-на-Амуре, привлекаемых к ликвидации ЧС.
31. При подготовке к ведению и ведении гражданской обороны ЕДДС осуществляют:
1) получение сигналов оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают ее получение у вышестоящего органа управления ГО;
2) организацию оповещения руководящего состава ГО города Комсомольска-на-Амуре, сил ГО, дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов и дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий;
3) обеспечение оповещения населения, находящегося на территории города Комсомольска-на-Амуре;
4) организацию приема от организаций, расположенных на территории города Комсомольска-на-Амуре, информации по выполнению мероприятий ГО с доведением ее до группы контроля за выполнением мероприятий гражданской обороны;
5) ведение учета сил и средств ГО, привлекаемых к выполнению мероприятий ГО.
32. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и, требуемых дополнительно, силах и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС.
33. Функционирование ЕДДС при подготовке к ведению и ведении ГО осуществляется в соответствии с планом приведения в готовность гражданской обороны и планом гражданской обороны и защиты населения города Комсомольска-на-Амуре, инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода.
Раздел VII. Состав и структура ЕДДС
34. ЕДДС является структурным подразделением МКУ "Центр гражданской защиты" и располагается на пункте управления (далее - ПУ) ЕДДС.
35. ЕДДС включает в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения.
36. В состав персонала ЕДДС входят:
Начальник ЕДДС и заместитель начальника ЕДДС по автоматизированным системам управления (далее - АСУ).
В составе суточной смены дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС входят: 1 оперативный дежурный и диспетчерский состав ЕДДС. Функции оператора системы 112 возлагаются на оперативного дежурного и диспетчера ЕДДС.
37. ЕДДС функционирует в круглосуточном и непрерывном режиме.
38. Состав дежурной оперативной смены назначается согласно графику дежурств, утвержденному начальником МКУ "Центр гражданской защиты".
Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС отвечает квалификационным требованиям, установленным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 681н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по приему и обработке экстренных вызовов".
39. Для выполнения функциональных обязанностей аналитика и специалиста службы технической поддержки ЕДДС привлекаются специалисты соответствующего профиля, не входящие в состав штатной структуры ЕДДС.
40. Численный состав ЕДДС при необходимости дополняется другими должностными лицами по решению главы города Комсомольска-на-Амуре.
41. Руководство ЕДДС и состав ОДС ЕДДС несут персональную ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.
42. Пункт управления ЕДДС (далее - ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для персонала, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией.
43. Электроснабжение технических средств ПУ ЕДДС осуществляется от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой. Предусмотрен и имеется в наличии резервный источник электроснабжения.
44. Состав технических средств управления, связи и оповещения ЕДДС:
1) средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;
2) средства оповещения руководящего состава (АСО) и населения (РАСЦО);
3) средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;
4) оргтехника (компьютеры, принтер, сканер);
5) система видеоконференцсвязи;
6) прямые каналы связи с ДДС края, ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, ДДС ЭОС;
7) метеостанция;
8) программно-технический комплекс "Исток СМ";
9) аппаратура оповещения РАСЦО.
45. Основные задачи технических средств управления, связи и оповещения ЕДДС:
1) прием по единому номеру "112" вызовов (сообщений) о происшествиях и чрезвычайных ситуациях;
2) анализ поступающей информации о происшествиях по основным характеристикам (причина вызова, дата, место, время и т.д.);
3) направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений) о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
4) регистрацию и документирование входящих и исходящих вызовов (сообщений) о происшествиях по единому номеру "112";
5) ведение базы данных об основных характеристиках происшествий и ЧС, о начале, завершении, а также об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения) о происшествиях;
6) прием информации по единому выделенному телефонному номеру телефонной сети общего пользования от одного абонента;
7) автоматическое определение номера входящего абонента, документирование (запись) ведущихся переговоров;
8) коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до служб экстренного реагирования;
9) прием, незамедлительное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил ЗТП РСЧС, оповещение и информирование населения по системе централизованного оповещения с использованием электросирен и сетей телерадиовещания.
Технические средства управления, связи и оповещения ЕДДС включают в себя:
а) телефонную связь;
б) передачу данных;
в) прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;
г) прием вызовов (сообщений) через единый номер "112";
д) коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций;
е) обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.
10) ЕДДС имеет резервные каналы связи. Средства связи обеспечивают сопряжение с сетью связи общего пользования.
11) Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее - АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС. АИС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС ЭОС и организаций, а также телекоммуникационной подсистемой системы - 112.
12) Комплекс средств автоматизации (далее - КСА ЕДДС) предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС при осуществлении ими координации совместных действий ДДС ЭОС и организаций, имеющих силы и средства постоянной готовности к действиям по предотвращению, локализации и ликвидации ЧС, происшествий, оперативного информирования КЧС и ОПБ, ДДС ЭОС и организаций о случившихся фактах и принятых экстренных мерах. Он включает в себя автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) специалистов оперативной дежурной смены, административного и обслуживающего персонала, другие программно-технические средства, объединенные в локальную вычислительную сеть.
13) Система оповещения (местная, региональная) представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.
Система оповещения обеспечивает передачу:
а) сигналов оповещения;
б) речевых (текстовых) сообщений;
в) условных сигналов.
46. Основная документации ЕДДС:
1) нормативные правовые акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС, происшествиях;
2) Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе города Комсомольска-на-Амуре;
3) соглашения и регламенты об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС экстренных оперативных служб и организаций и службами жизнеобеспечения города Комсомольска-на-Амуре, в том числе в рамках системы "112";
4) план взаимодействия ЕДДС с ДДС ЭОС и организаций при ликвидации ЧС, происшествий различного характера на территории города Комсомольска-на-Амуре;
5) списки оповещения руководства ГО, городского ЗТП РСЧС, органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий, сил и средств ГО на территории города Комсомольска-на-Амуре, ДДС ЭОС и организаций в случае ЧС, происшествия;
6) паспорт территории города Комсомольска-на-Амуре;
7) расчет сил и средств города Комсомольска-на-Амуре, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
8) документация, регламентирующая повседневную деятельность в соответствии с приказами начальника МКУ "Центр гражданской защиты".
Состав оперативной документации дополняется в зависимости от условий функционирования ЕДДС.
47. Зал оперативных заседаний ЕДДС предназначен:
1) для оперативного управления силами и средствами при угрозе или возникновении ЧС;
2) для работы членов КЧС и ОПБ при угрозе или возникновении ЧС;
3) для проведения сеансов видеоконференцсвязи с вышестоящими органами управления.
Раздел VIII. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
48. Комплектование личным составом осуществляется начальником МКУ "Центра гражданской защиты".
49. Личный состав ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.
50. Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС являются: тренировки оперативных дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке, ежедневный инструктаж перед заступлением на дежурство.
51. Учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным начальником МКУ "Центра гражданской защиты" с учетом тренировок, проводимых ЦУКС.
52. Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС проводится по специально разработанной МЧС России программе повышения квалификации в области защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС.
53. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС осуществляется:
1) в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности. Специалисты ЕДДС проходят дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в пять лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, дополнительное профессиональное образование проводится в течение первого года работы;
2) ежемесячно по 6-8 часов в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной МЧС России тематике. Тематика определяется исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС (происшествий), а также личной подготовки специалистов;
3) в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
4) в ходе тренировок с оперативной дежурной сменой ЕДДС, проводимых ЦУКС;
5) в ходе проведения тренировок с оперативными дежурными сменами ДДС ЭОС и организаций при проведении различных учений и тренировок с органами и силами РСЧС, на которые привлекаются ДДС ЭОС и организаций города Комсомольска-на-Амуре. При этом каждая оперативная дежурная смена принимает участие в учениях и тренировках не менее двух раз в год.
54. В ходе подготовки дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС организует прием информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, происшествий, своевременное оповещение органов управления и сил РСЧС, населения города Комсомольска-на-Амуре, а также доведение сигналов оповещения ГО.
55. Не реже одного раза в полгода принимаются зачёты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к несению оперативного дежурства.
Раздел IX. Требования к защите информации
56. ЕДДС выполняет требования по обеспечению защиты информации, предъявляемые к автоматизированным системам управления, государственным информационным системам и защите персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 года N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 апреля 2023 г. N 54 "Об утверждении Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе города Комсомольска-на-Амуре"
Опубликование:
газета "Дальневосточный Комсомольск", 14 апреля 2023 г. N 30