г. Краснодар |
|
24 февраля 2015 г. |
Дело N А32-912/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Денека И.М. и Андреевой Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Катрычко С.Н. (доверенность от 29.12.2014), Денисенко М.А. (доверенность от 12.02.2014), Якименко С.М. (доверенность от 12.02.2014), Шепотько Е.В. (доверенность от 13.05.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813) - Волковой Н.С. (доверенность от 14.01.2015), от третьего лица - прокуратуры Краснодарского края (ИНН 2309054252, ОГРН 1032304930020) - Лабашева И.И. (удостоверение от 25.01.2013), в отсутствие третьих лиц: Федерального агентства по рыболовству, общества с ограниченной ответственностью "Интерцентр" (ИНН 2315027169, ОГРН 1022302390021), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2014 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-912/2014, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 25.12.2013.
Решением от 10.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды допустили неверное толкование Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Правил организации и проведения товарного рыбоводства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2099 N 136, далее - Правила N 136), Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264, далее - Правила N 264) и неправильно определили компетенцию Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) и министерства.
В отзывах управление и Росрыболовство просят оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители министерства и управления повторил доводы, изложенные в жалобе и отзыве, представитель прокуратуры Краснодарского края просил судебные акт оставить без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 17.02.2015.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 05.11.2013 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru министерство разместило извещения N 051113/1041801/01, 061113/1041801/01 о проведении конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства и промышленного рыболовства в Азово-Кубанских лиманах, озерах и водохранилищах Краснодарского края.
В извещениях министерством определен следующий перечень рыбопромысловых участков: Краснодарский край, Анапский район, Озеро Сукко (8 га); Краснодарский край, Анапский район, Витязевский лиман (6500 га); Краснодарский край, Темрюкский район, Лиман Старотитаровский (1441 га); Краснодарский край, Славянский район, Плесо Казачье-безымянное (2,9 га); Краснодарский край, Славянский район, Лиман Довгенький (26,7 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Пальчикиевский (250 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Степнянский (600 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Дранный (147 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Лиурдиевский (10 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Кочковатый (74 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Золотые ворота (409 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Большой Кирпильский (2921 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман М. Безымянный (139 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Золотой (510 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Красный (707 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Грузской (133 га); Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Лиман Широкий (600 га).
Прокуратура Краснодарского края направила в управление жалобу ООО "Интерцентр" о превышении министерством полномочий при проведении конкурсов.
Управление приняло решение от 25.12.2013, которым признало необоснованным включение в конкурсную документацию рыбопромысловых участков лотов N 2, 3, 5 - 8 по извещению N 051113/1041801/01, и лотов N 1- 9 по извещению N 061113/1041801/01, поскольку лиманы являются частями морей, кроме того в рыбопромысловых участках обитают анадромные виды рыб.
Управление выдало предписание от 25.12.2013 об аннулировании конкурсов на право заключения договоров пользования рыбопромысловым участком N 061113/1041801/01, N 051113/1041801/01 (лоты N 2, 3, 5 - 8).
Министерство, полагая, что указанные ненормативные акты являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 4 статьи 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила N 264 устанавливают порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления промышленного рыболовства, в том числе прибрежного. Конкурс проводится в отношении рыбопромысловых участков, предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждаемым органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Росрыболовством.
Согласно пункту 3 правил N 264 организаторами конкурса являются: Росрыболовство - в случае проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб; органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в случае проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), а также для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
Правила N 136 устанавливают порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления товарного рыбоводства Конкурс проводится в отношении рыбопромысловых участков, предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утвержденным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Росрыболовством. Согласно пункту 3 Правил N 136 организатором конкурса является: Росрыболовство - в случае проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб; орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб).
Согласно пункту 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие).
В статье 1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" определено, что внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
С учетом данных определений, а также принимая во внимание сведения Государственного водного реестра, письмо Кубанского бассейнового водного управления от 06.03.2014, суды пришил к правильному выводу о том, что перечисленные в конкурсной документации лиманы, в границах которых образованы рассматриваемые участки, являются частями морей, относятся к внутренним морским водам Российской Федерации.
Как следует из письма ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии от 21.10.2013, в Азово-Кубанских лиманах обитают анадромные виды рыб. Доказательства, опровергающие данную информацию, в материалах дела отсутствуют. В суде кассационной инстанции представители министерства также подтвердили факт наличия в спорных водоемах анадромных видов рыб. Довод о том, что предметом конкурсов являлось право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и товарного рыбоводства за исключением внутренних морских вод и анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, отклоняется, принимая во внимание, что лиманы являются частью внутренних морских вод, в которых обитают анадромные виды рыб; каким образом при промышленном рыболовстве и товарном рыбоводстве возможно разграничить данные водные биологические ресурсы и иные виды ресурсов, представители министерства не пояснили.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно признали правильным вывод управления о том, что организатором конкурса на право заключения договора о предоставлении спорных рыбопромысловых участков является Росрыболовство, проведение конкурсов в отношении этих участков не входит в полномочия министерства, и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу N А32-912/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.