г. Краснодар |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А32-26233/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мантула Г.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) - Петровой К.С. (доверенность от 11.12.2014), в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) и третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Содружество 98"", общества с ограниченной ответственностью "Энергия-С", общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Дербент"", Застрехина Юрия Владимировича, Жаринова Ильи Ильича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-26233/2013, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков, а также об обязании территориального управления принять решение о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами:
- 23:49:0205004:42 площадью 3107 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Пластунская, проект детальной планировки N 35 "а" (предназначен для проектирования и строительства 60-квартирного жилого дома);
- 23:49:0203023:5 площадью 341 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, Цветной бульвар, 5 "а" (предназначен для размещения здания бытовых услуг, торговли и офиса);
- 23:49:0204028:97 площадью 310 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Приморская, 3/14 (предназначен для эксплуатации причала с элементами сервисного обслуживания);
- 23:49:0201019:62 площадью 373 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Волжская, 57 (предназначен для эксплуатации здания кафе);
- 23:49:0109026:3 площадью 500 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Калараш, 91 (предназначен для индивидуального жилищного строительства);
- 23:49:0113004:3 площадью 700 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Каткова Щель (предназначен для эксплуатации здания кафе).
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Определениями от 07.11.2013 и от 17.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), ООО "Производственно-коммерческая фирма "Содружество 98"", ООО "Энергия-С", ООО "Фирма "Дербент"", Застрехин Ю.В., Жаринов И.И. (т. 1, л. д. 81, 87).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014, требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие территориального управления, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0205004:42, 23:49:0402023:5, 23:49:0204028:97, 23:49:0201019:62, 23:49:0109026:3, 23:49:0113004:3. На территориальное управление возложена обязанность принять решение о передаче в муниципальную собственность указанных земельных участков.
Судебные инстанции установили, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0205004:42, 23:49:0203023:5, 23:49:0204028:97, 23:49:0201019:62, 23:49:0109026:3, 23:49:0113004:3. Право собственности Российской Федерации на указанные участки зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244. Земельные участки переданы в аренду физическим и юридическим лицам. По обращению департамента имущественных отношений администрации (далее - департамент) о передаче в муниципальную собственность земельных участков соответствующего решения не принято, что послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд. Суды исходили из норм Закона N 244-ФЗ, предусматривающих основания и порядок передачи земельных участков особо охраняемых природных территорий федерального значения из федеральной собственности в собственность муниципальных образований. Для передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность необходимо два условия в совокупности: нахождение участка в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Установленный Законом N 244-ФЗ порядок обращения за передачей участков в собственность муниципального образования администрацией соблюден (заявления направлены департаментом в уполномоченный орган). Территориальное управление не представило доказательств нахождения на спорных участках объектов недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности. На наличие иных обстоятельств, препятствующих передаче участков в муниципальную собственность, не сослалось. Поэтому бездействие территориального управления суды признали не соответствующим статье 1 Закона N 244-ФЗ и обязали территориальное управление принять решение о передаче в муниципальную собственность земельных участков (статьи 298, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)). Довод территориального управления о несоблюдении заявителем порядка обращения (необходимости обращения в Росимущество) апелляционный суд отклонил со ссылкой на пункты 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), а также пункт 1.2 Административного регламента Росимущества по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.07.2009 N 270 (далее - Административный регламент). Материалами дела подтверждается факт обращения заявителя в территориальный орган Росимущества, следовательно, процедура обращения с заявлением о передаче земельных участков администрацией соблюдена (т. 1, л. д. 163; т. 2, л. д. 47).
Территориальное управление обжаловало решение и постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Спорные участки находятся в границах курортов федерального значения и подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Законом N 244-ФЗ. Поскольку право собственности Российской Федерации на участки зарегистрировано до момента вступления в силу Закона N 244-ФЗ, для возникновения права муниципальной собственности требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 данного Закона. Согласно пункту 1 Положения Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Пунктом 4 указанного Положения установлено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента выполнение государственной функции осуществляется Росимуществом и (или) его территориальными органами. В силу пункта 3.1 Административного регламента при поступлении в Росимущество письменного обращения органа местного самоуправления о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность ответственный исполнитель осуществляет проверку поступивших документов на соответствие перечню документов, указанному в пункте 2.4.2 настоящего Регламента. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней. Пунктом 3.2 Административного регламента предусмотрено, что по результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается одно из следующих решений: письменное поручение соответствующему территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу; распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность; письмо заявителю об отказе в передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность. Таким образом, решение о передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования должно приниматься Росимуществом на основании обращения органа местного самоуправления. Администрация направила письма от 13.03.2013 и от 12.03.2013 в адрес территориального управления, доказательств обращения в Росимущество не представлено, поэтому вывод судов о соблюдении администрацией процедуры обращения является необоснованным.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержала доводы жалобы, просила судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, в окружной суд не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя территориального управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в ЕГРП внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0205004:42 (площадью 3107 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Пластунская, проект детальной планировки N 35 "а", предназначен для проектирования и строительства 60-квартирного жилого дома); 23:49:0402023:5 (площадью 341 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, Цветной бульвар, 5 "а", предназначен для размещения здания бытовых услуг, торговли и офиса); 23:49:0204028:97 (площадью 310 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Приморская, 3/14, предназначен для эксплуатации причала с элементами сервисного обслуживания); 23:49:0201019:62 (площадью 373 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Волжская, 57, предназначен для эксплуатации здания кафе); 23:49:0109026:3 (площадью 500 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Калараш, 91, предназначен для индивидуального жилищного строительства); 23:49:0113004:3 (площадью 700 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Каткова Щель, предназначен для эксплуатации здания кафе).
Право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244. Участок с кадастровым номером 23:49:0203023:5 обременен арендой в пользу ООО "Производственно-коммерческая фирма "Содружество 98""; участок с кадастровым номером 23:49:0204028:97 обременен арендой в пользу Жаринова И.И.; участок с кадастровым номером 23:49:0201019:62 обременен арендой в пользу ООО "Фирма "Дербент""; участок с кадастровым номером 23:49:0113004:3 обременен арендой в пользу Застрехина Ю.В. Указанные обстоятельства подтверждены выписками из ЕГРП от 11.02.2013 и от 05.03.2013 (т. 1, л. д. 13 - 26).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровые паспорта земельных участков от 10.06.2010, от 10.10.2012 и от 07.02.2013) участки расположены в первой и второй зонах округа горно-санитарной охраны курорта (т. 1, л. д. 32 - 52).
В письмах от 12.03.2013 и от 13.03.2013, адресованных руководителю территориального управления, департамент со ссылкой на нормы Закона N 244-ФЗ изложил просьбу принять решение о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0205004:42, 23:49:0203023:5, 23:49:0204028:97, 23:49:0201019:62, 23:49:0109026:3, 23:49:0113004:3 из федеральной собственности в муниципальную. В качестве приложения к письму указаны выписки из ЕГРП и кадастровые паспорта земельных участков (т. 1, л. д. 53 - 61).
Ссылаясь на то, что решение о передаче указанных участков территориальным управлением не принято, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия незаконным, а также об обязании территориального управления принять решение о передаче участков с кадастровыми номерами 23:49:0205004:42, 23:49:0203023:5, 23:49:0204028:97, 23:49:0201019:62, 23:49:0109026:3, 23:49:0113004:3 в собственность муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с уклонением территориального управления от принятия решения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0205004:42, 23:49:0203023:5, 23:49:0204028:97, 23:49:0201019:62, 23:49:0109026:3, 23:49:0113004:3 из федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Законом N 244-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 33-ФЗ (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244-ФЗ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В приведенной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
Из приведенных положений следует, что соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность), требуется в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (декабрь 2008 года).
При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0205004:42, 23:49:0203023:5, 23:49:0204028:97, 23:49:0201019:62, 23:49:0109026:3, 23:49:0113004:3 расположены на территории курорта (в первой и второй зонах округа горно-санитарной охраны) и находятся в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРП до момента вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Поэтому для возникновения права муниципальной собственности на спорные участки требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении администрацией установленного Законом N 244-ФЗ порядка обращения за передачей участков в собственность муниципального образования. Территориальное управление не представило доказательств нахождения на спорных участках объектов недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности. На наличие иных обстоятельств, препятствующих передаче участков в муниципальную собственность, не ссылалось. Поэтому бездействие территориального управления суды признали не соответствующим статье 1 Закона N 244-ФЗ и обязали территориальное управление принять решение о передаче в муниципальную собственность земельных участков (часть 2, пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы территориального управления о несоблюдении администрацией порядка обращения за предоставлением государственной услуги по передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования окружным судом отклоняется.
Судебные инстанции руководствовались при разрешении спора пунктами 1 и 4 Положения. Суды признали, что процедура обращения с заявлением о передаче земельных участков органом местного самоуправления соблюдена, однако по результатам обращения какое-либо решение территориальным управлением не принято. Росимущество, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, каких-либо возражений относительно соблюдения (нарушения) администрацией процедуры передачи спорных земельных участков суду не направило. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление. Администрация обратилась в уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом, находящийся на территории Краснодарского края.
Следует также отметить, что Административный регламент, на который в кассационной жалобе ссылается территориальное управление, определяет последовательность действий и сроки передачи имущества в рамках исполнения Росимуществом (его территориальными подразделениями) Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (пункты 1.3, 2.3, 2.5, 3.7 и 3.9). Данный спор возник в связи с неисполнением территориальным управлением административных процедур по передаче из федеральной собственности земельных участков, возложенных на Росимущество (его территориальные подразделения) в рамках Закона N 244-ФЗ.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу N А32-26233/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Г.А. Мантул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.