г. Краснодар |
|
27 февраля 2015 г. |
Дело N А32-10595/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Леоновой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Григорьева С.В. (доверенность от 24.12.2014), от ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N 4" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2347007920, ОГРН 1022304517553) - Овчинниковой О.В. (доверенность от 25.02.2015), в отсутствие третьего лица - Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 23090536058, ОГРН 1032307165967), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2014 (судья Березовская С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-10595/2014, установил следующее.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N 4" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) о взыскании 744 934 рублей ущерба и 14 544 рублей 84 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качества третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 11.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.11.2014, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что учреждение правомерно выплачивало работникам компенсацию за работу в сельской местности.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. В жалобе приведены следующие доводы:
- суды не учли, что Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Краснодарского края, утвержденное постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.11.2008 N 1219 (далее - Постановление N 1219) содержит ограниченный перечень должностей, относящихся к категории руководителей;
- начисление дополнительных выплат за работу в сельской местности заведующим отделениями произведено в нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (далее - Приказ N 541н);
- в Приказе N 541н определен четкий перечень должностей, которые имеют право на компенсационную выплату за работу в сельской местности;
- суд апелляционной инстанции необоснованно приобщил дополнительные доказательства.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в январе 2014 года департамент в рамках предоставленных полномочий по осуществлению государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета провел проверку учреждения в части использования средств краевого бюджета в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий, выделенных ему министерством.
16 января 2014 года департамент составил акт контрольно-ревизионной проверки, в котором указал, что учреждение в проверяемом периоде в нарушение норм действующего законодательства за счет средств краевого бюджета необоснованно произвело выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности в общей сумме 744 934 рубля отдельным категориям работников, должности которых не относятся к категории "специалисты", в том числе: главному врачу, заместителю главного врача по медицинской части, заместителю главного врача по хозяйственной работе, заместителю главного врача по экономическим вопросам, заведующим отделениями: врачам-психиатрам, главной медицинской сестре (акт проверки от 16.01.2014).
13 февраля 2014 года департамент направил учреждению предписание N 56-111/14-12 об устранении нарушений бюджетного законодательства и о возмещении причиненного ущерба Краснодарскому краю в размере 744 934 рублей.
Оставление предписания без исполнения послужило основанием для обращения департамента с исковым заявлением.
Согласно акту проверки от 16.01.2014 департамент пришел к выводу о том, что учреждение произвело в 2012, 2013 годах выплаты компенсационного характера за счет средств краевого бюджета за работу в сельской местности в размере 25% к должностным окладам, ставкам заработной платы сотрудникам учреждения, занимающим должности категории "руководители" (главному врачу, заместителю главного врача по медицинской части, заместителю главного врача по хозяйственной работе, заместителю главного врача по экономическим вопросам, заведующим отделениями: врачам-психиатрам, главной медицинской сестре) в нарушение требований статей 144 - 145 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пункта 2.6 Положения об установлении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2008 N 1152 (далее - постановление N 1152), пункта 4.1.4 Постановления N 1219, Положения по оплате труда учреждения. Учреждение не приняло во внимание, что такие компенсационные выплаты за работу в сельской местности положены только работникам, занимающим должности категории "специалисты" в соответствии с классификацией Общероссийского классификатора занятий. ОК 010-93, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 298 и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Департамент указал, что в результате анализа должностных обязанностей сотрудников по указанным должностям установлено, что характер преимущественно выполняемых ими работ, составляющих содержание труда, является организационно-административным.
Законом Краснодарского края от 11.11.2008 N 1572-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" предусмотрено введение отраслевой системы оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края, которая включает размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В пункте 2.2 Положения N 1152 указано, что отраслевые системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Пунктом 2.6 названного Положения предусмотрено, что выплата за работу в сельской местности в размере 25 процентов к должностным окладам, ставкам заработной платы устанавливается только для работников, занимающих должности специалистов учреждений, работающих в сельской местности.
В пункте 1.3 Положения N 1219 предусмотрены единые принципы формирования системы оплаты труда работников учреждений, включающие в себя размеры окладов, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера. Система оплаты труда работников устанавливается с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС).
Согласно пункту 4.1. Положения N 1219 для работников учреждений могут устанавливаться выплаты компенсационного характера.
Пунктом 4.1.4 Положения N 1219 (с учетом пункта 1 приложения N 2) установлено, что выплата к окладу (должностному окладу) специалистам, работающим в сельской местности, производится в размере 25% к окладу.
В соответствии с Общероссийским классификатором занятий. ОК 010-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 298 и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, должности: главный врач, заместитель главного врача, заведующий структурным подразделением (отделениями) - врач специалист, главная медицинская сестра, относятся к категории "руководители".
Пунктом 3.10 Положения N 1219 установлено, что с учетом условий труда руководителю учреждения, его заместителям (директорам), главной медицинской сестре и главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 4 Положения N 1219.
Установление компенсационных выплат также закреплено в трудовых договорах с врачами-специалистами, представленными в материалы дела.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суды изучили представленные доказательства и порядок выплаты надбавок за работу в сельской местности, определенных в Постановлениях N 1219 и 1152, и пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отношении заведующих отделениями суды обосновано учли, что в отличие от иных должностей руководителей, в ЕКС относительно заведующих структурными подразделениями установлено, что они обозначаются как "врач-специалист" и к ним устанавливаются квалификационные требования в соответствии с требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке, стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Согласно Общероссийскому классификатору занятий. ОК 010-93, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 298, к специалистам в сфере здравоохранения относятся специалисты высшей квалификации и специалисты среднего уровня квалификации.
К специалистам высшей квалификации в области здравоохранения относятся врачи, фармацевты, специалисты-медики, занимающиеся проблемами питания, врачи-статистики, медицинские сестры.
К специалистам среднего уровня квалификации в сфере здравоохранения относится средний медицинский персонал, медицинский персонал по уходу и акушерству.
Ссылку заявителя жалобы на то, что суды не учли Приказ N 541н, в котором установлен четкий перечень должностей, отнесенных к руководящим, надлежит отклонить. Все заведующие отделениями, в отношении которых департаментом сделан вывод о неосновательном начислении им выплат за работу в сельской местности, являются врачами-психиатрами, то есть относятся к специалистам высшей квалификации в области здравоохранения.
С учетом этого учреждение правомерно установило им выплату за работу в сельской местности на основании положений пункта 4.1.4 раздела 4 Положения N 1219, а довод о том, что не все заведующие отделениями являются врачами-психиатрами высшей квалификации, подлежит отклонению.
Ссылка департамента на то, что апелляционный суд неправомерно приобщил к материалам дела дополнительные доказательства, отклоняется.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В постановлении от 17.07.2012 N 4160/12 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что само по себе такое обстоятельство не является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции. Однако если это обстоятельство в совокупности с другими (отсутствие сведений о направлении приобщаемого доказательства другой стороне, лишение другой стороны возможности участвовать в исследовании и оценке данного доказательства и т. д.) привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, то оснований для неприменения части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется. Из материалов дела видно, что суд апелляционной инстанции определением от 16.10.2014 отложил рассмотрение апелляционной жалобы до 13.11.2014, предложив учреждению представить дополнительные доказательства по делу до 06.11.2014. Таким образом, департаменту была предоставлена возможность участвовать в исследовании и оценке новых доказательств, представлять свои возражения по вопросу их относимости к предмету спора.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А32-10595/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.