г. Краснодар |
|
26 февраля 2015 г. |
Дело N А53-14601/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2015 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Рогальского С.В. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), ответчика - открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (г. Новочеркасск, ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2014 (судья Авдеев В.Н..) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2014 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Попов А.А.) по делу N А53-14601/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (далее - железная дорога, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - компания, ответчик) о взыскании 9 398 736 рублей 18 копеек платы за задержку вагонов на путях общего пользования промежуточных станций.
Решением от 22.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2014, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что факт прибытия спорных вагонов с нарушением срока доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей. Представленные истцом акты общей формы подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях в связи с невыполнением ответчиком технологических норм выгрузки. Сторонами достигнуто соглашение о порядке определения (начисления) платы за время нахождения спорных вагонов на железнодорожных путях общего пользования: 50% от размера плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2. Суды отклонили доводы ответчика о неверном определении истцом размера отыскиваемой платы.
В кассационной жалобе компания просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель указал, что железной дорогой неправомерно применен повышающий коэффициент при определении размера платы за задержку вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, поскольку он не предусмотрен заключенным сторонами соглашением от 01.11.2011.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.11.2011 железная дорога, ООО "Новочеркасский Промжелдортанс" и компания в лице филиала заключили соглашение о порядке расчетов за услуги, оказываемые при подаче вагонов на железнодорожные пути необщего пользования. По условиям соглашения компания осуществляет грузовые операции на путях необщего пользования, используемых ООО "Новочеркасский Промжелдортранс" на основании договора от 29.11.2010 N 350/1 на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
Как видно из пункта 5.3 соглашения, за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от контрагента, контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Пунктом 13 договора N 350/1 определен технологический срок оборота вагонов - 6,5 часов.
Судами установлено, что в адрес компании на станцию назначения Блокпост 13 км следовали поезда с углем в периоды с июня по декабрь 2013 года и с января по апрель 2014 года.
По причине невыполнения грузополучателем технологических норм выгрузки 47 поездов были брошены в пути следования.
В результате невыполнения нормы выгрузки пути необщего пользования были заняты вагонами с грузами, которые не выгружались длительное время, что явилось причиной невозможности приема станцией назначения Блокпост 13 км спорных поездов, следовавших в адрес компании.
Прибытие 47 брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей. Невыполнение норм выгрузки подтверждается памятками приемосдатчика.
Факт и причина задержки зафиксированы в актах общей формы. Представитель компании отказался от подписи актов общей формы, которыми оформлена задержка вагонов на промежуточных станциях. Отказ от подписи зафиксирован актами общей формы.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), пунктом 5.3 соглашения за время нахождения вагонов 47 брошенных поездов на промежуточных станциях истцом начислена плата в общей сумме 9 398 736 рублей 18 копеек.
В связи с тем, что компания начисленную сумму не оплатила, железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава.
В соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.7 Правил и в силу статьи 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Судебные инстанции установили, что прибытие спорных вагонов с нарушенным сроком доставки подтверждено копиями дорожных ведомостей, представленными в материалы дела.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В этой связи судебные инстанции правомерно установили, что акты общей формы являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях.
Как видно из материалов дела и установлено судами, представленные акты общей формы подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях в связи невыполнением ответчиком технологических норм выгрузки. В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на бросание и поднятие поезда, указано наименование груза и причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался (подтверждено подписями двух представителей перевозчика).
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.
На основании статьи 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В настоящем споре между сторонами достигнуто соглашение о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя (т. 1, л. д. 20 - 22).
При заключении названного соглашения от 01.11.2011 стороны определили порядок (начисления) платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на железнодорожных путях общего пользования, в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 (пункт 5.3 соглашения).
При таких обстоятельствах суды обоснованно исходили из наличия у железной дороги права на взимание с общества соответствующей платы. При этом Тарифное руководство N 2 применено сторонами в целях определения размера платы как договорное условие.
Однако судебными инстанциями не учтено следующее.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (статья 431 Кодекса).
В пункте 5.3 соглашения стороны определили условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от компании. При этом стороны согласовали плату за пользование вагонами в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблице N 9 тарифного руководства N 2, в связи с чем таблица N 9 тарифного руководства N 2 использована сторонами в целях определения размера платы как договорное условие. Поскольку сторонами согласовано условие о плате за простой вагонов на путях общего пользования в размере 50% от ставок платежей, приведенных в таблице N 9, без применения повышающих или понижающих коэффициентов, установленных тарифным руководством N 2, расчет истца, основанный на коэффициенте - 3,159, установленном приказами Федеральной службы по тарифам от 27.11.2012 N 301-т/1 и от 24.12.2013 N 252-т/1, примененный при расчете платы, не соответствует условию соглашения.
В порядке пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 6 и 11 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Пункт 5.3.1.22 названного положения устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы, сборы и плату в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита).
С учетом того, что условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования является договорным условием, размер платы устанавливается в добровольном порядке по соглашению сторон, к нему не может применяться обязательное правило о применении повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти для субъекта естественной монополии, без специальной оговорки сторон, допускающей применение таких повышающих коэффициентов.
Поскольку в результате неправильного применения норм материального права суды оставили без исследования и оценки обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения данного иска, решение и постановление надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо разрешить спор с учетом названных обстоятельств, определить размер платы, исключив повышающие коэффициенты в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику. Распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2014 по делу N А53-14601/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.