г. Краснодар |
|
10 марта 2015 г. |
Дело N А32-18300/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства здравоохранения Краснодарского края - Борзиковой О.А. (доверенность от 12.01.2015), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Усть-Лабинский эфирномаслоэкстракционный комбинат "Флорентина"" (ИНН 2373006344, ОГРН 1142373001220), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2014 (судья Хахалева Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-18300/2014, установил следующее.
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Усть-Лабинский эфирномаслоэкстракционный комбинат "Флорентина"" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 26.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2014, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.09.2014 и постановление апелляционной инстанции от 01.12.2014 и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что лицензионные требования, установленные подпунктом "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности) распространяется на общество, следовательно, в его обязанности входит соблюдение лицензионных требований.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, министерством в отношении общества проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, по результатам которой установлено, что у общества отсутствует сотрудник (руководитель структурного подразделения), ответственный за осуществление медицинской деятельности, имеющий высшее медицинское образование, дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", что является нарушением Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации), Положения о лицензировании медицинской деятельности.
По результатам проверки 05.05.2014 министерство составило акт N 70/14 и протокол N АД-31-м/2014 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьями 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса, предусматривающей для юридических лиц ответственность в виде штрафа от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о лицензировании лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Закона о лицензировании).
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Закона о лицензировании.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются в том числе при оказании медицинской помощи при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.
Судебные инстанции сослались на Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение N 2 Методических рекомендаций "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденных Минздравом России, (письмо Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32) в подтверждение того, что наличие медицинской лицензии по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) обязательно лишь для медицинских организаций, а не для организаций, для которых указанный вид деятельности не является основным. Данный документ носит подзаконный характер и не может противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 65 Закона основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Видом медицинского освидетельствования, в том числе, является, освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.
В соответствии со статьей 23 Закона о безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является самостоятельным видом работ (услуг), включенным в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности). К данной деятельности отнесены и медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые).
Поскольку указанная деятельность определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, оснований для ее квалификации как составной части другой деятельности не имеется.
Следовательно, для медицинской деятельности применительно к проведению медицинских освидетельствований, осмотров водителей транспортных средств требуется специальная лицензия вне зависимости от того, является ли этот вид деятельности основным для лица, фактически ее осуществляющего, и несмотря на наличие у него иных лицензий, и подлежит лицензированию.
Таким образом, деятельность по проведению медицинских осмотров, включая предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей, относится к медицинской и подлежит лицензированию.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2014 N 18-АД14-29, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 5129/12. Кроме того, общество имеет лицензию N ЛО-23-01-004629, выданную департаментом здравоохранения Краснодарского края 28.04.2012 на осуществление медицинской деятельности при осуществлении доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
Неправильные выводы судебных инстанций в этой части не привели к принятию неправильных судебных актов, поскольку суды сделали правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Между тем объективная сторона правонарушения по данной норме состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности общества является производство неочищенных растительных масел и семян. Для собственных нужд у общества имеются транспортные средства, в штате предприятия три водителя. На основании лицензии от 28.04.2012 N ЛО-23-01-004629 общество осуществляет предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры работникам своего предприятия. Факт оказания услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам в ходе проверки не установлен, доказательства получения прибыли обществом при оказании медицинских услуг материалы дела не содержат. Осмотры носят безвозмездный характер и не направлены на извлечение обществом прибыли непосредственно от проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров (как требуется для квалификации этой деятельности по части 4 статьи 14.1 Кодекса).
Таким образом, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса, поэтому суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления министерства. Основания для отмены судебных актов и принятия нового судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу N А32-18300/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.