Постановление Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2023 г. N 238
"Об утверждении Порядка организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Тыва"
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Республики Тыва от 16 сентября 2005 г. N 1002 "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Тыва", от 19 мая 2016 г. N 186 "Об утверждении Положения о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Тыва.
2. Руководителям администраций муниципальных районов (городских округов), муниципальных образований поселений Республики Тыва, организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности принять к руководству Порядок организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Тыва.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Бартына-Сады В.М.
4. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава Республики Тыва |
В. Ховалыг |
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 12 апреля 2023 г. N 238
Порядок
организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Тыва
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет организацию тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Республики Тыва, за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Тыва (далее - ТП РСЧС РТ).
1.2. Настоящий Порядок применяется для организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Тыва, организаций, предприятий и учреждений при тушении ландшафтных (природных) пожаров на территории Республики Тыва в соответствии с полномочиями, установленным Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" для защиты населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры.
1.3. Патрульные, патрульно-маневренные, маневренные и патрульно-контрольные группы - создаваемые решениями руководителей администраций муниципальных районов (городских округов) группы, основными задачами которых являются выявление загораний на ранней стадии развития, тушение их минимальными силами, проведение профилактических мероприятий, выявление нарушителей и привлечение их к административной ответственности.
1.4. Реагирование по тушению ландшафтных (природных) пожаров осуществляется незамедлительно в границах муниципального района (городского округа) силами муниципального звена ТП РСЧС РТ.
1.5. Органы местного самоуправления при недостаточности сил и средств обращаются в Правительство Республики Тыва о выделении дополнительных сил и средств регионального уровня.
1.6. До начала и в период пожароопасного сезона организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности, владеющие на праве собственности земельными участками за пределами границ населенных пунктов, обязаны создать и поддерживать в готовности силы и средства, предназначенные для тушения ландшафтных (природных) пожаров.
1.7. На период пожароопасного сезона на региональном уровне функционирует Служба управления рисками возникновения природных пожаров и болезней леса (крупные лесные пожары, массовое поражение леса болезнями и вредителями) регионального и межмуниципального характера Республики Тыва.
1.8. Сводный учет ландшафтных (природных) пожаров на территории Республики Тыва осуществляет центр управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) Главного управления МЧС России по Республике Тыва.
2. Реагирование органов управления РСЧС на возникновение ландшафтных (природных пожаров)
2.1. Единые дежурно-диспетчерские службы (далее - ЕДДС) муниципальных районов (городских округов) незамедлительно представляют в ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Тыва информацию о вновь обнаруженных, действующих и ликвидированных ландшафтных (природных) пожарах.
2.2. Исполнительные органы государственной власти Республики Тыва, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и граждане незамедлительно обязаны представить информацию о термических аномалиях, очагах горения и задымлениях в степях, лесах и иных природных средах в ЕДДС муниципального района (городского округа), по экстренным номерам "112", "01", "101", в границах которого обнаружена термическая аномалия, очаги горения и задымления.
2.3. ЕДДС муниципальных районов (городских округов):
1) оперативно обрабатывают информацию о термических аномалиях, очагах горения и задымлениях от любых источников информации;
2) после приема информации о термических аномалиях, очагах горения и задымлениях ЕДДС незамедлительно доводят информацию о местонахождении термических аномалий, очагов горения и задымлений до руководителей администрации муниципальных образований, оперативно-дежурную смену ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Тыва, собственников территорий (участков), на которых они обнаружены, должностных лиц пожарно-спасательных гарнизонов, руководителей ближайших населенных пунктов (поселений) и других заинтересованных должностных лиц;
3) оперативный дежурный ЕДДС после подтверждения информации доводит до ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Тыва и региональной диспетчерской службы государственного автономного учреждения Республики Тыва "Тувинская база авиационной охраны лесов от пожаров" информацию об обнаруженных ландшафтных (природных) пожарах;
4) в целях осуществления контроля за оперативной обстановкой, оперативного управления силами и средствами по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального района (городского округа) оперативный дежурный ЕДДС ежедневно проверяет и уточняет реестр групп, списки, контактные телефоны, порядок радиообмена, маршруты патрульных, патрульно-маневренных групп на период осуществления дежурства;
5) оперативный дежурный ЕДДС принимает доклады от старших групп по любому доступному каналу связи о ходе патрулирования, выборочно в целях проверки инициативно связывается со старшими групп, при получении доклада об обнаружении возгорания незамедлительно направляет ближайшие к месту маневренные группы, передает информацию в местный пожарно-спасательный гарнизон, информирует руководителя муниципального района (городского округа), осуществляет сбор имеющихся фото-, видеоматериалов выявленных нарушений, а также материалов, отражающих работу групп.
2.4. Руководители администраций населенных пунктов (поселений) для проверки информации о термических аномалиях незамедлительно направляют патрульные, патрульно-маневренные группы, а также силы собственников земель, где выявлены термические аномалии.
2.5. Постоянно действующими органами управления и органами повседневного управления ТП РСЧС РТ на муниципальном и региональном уровне постоянно осуществляется оценка угрозы обнаруженных и действующих ландшафтных (природных) пожаров населенным пунктам, объектам экономики и инфраструктуры.
2.6. Организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляется оценка угрозы обнаруженных и действующих ландшафтных (природных) пожаров их недвижимой и движимой собственности.
2.7. На заседаниях КЧС и ОПБ муниципального района (городского округа) заслушиваются руководители населенных пунктов (поселений), в отдельных случаях - руководители хозяйствующих субъектов, определяется необходимость тушения отдаленного пожара, определяются достаточность сил и средств, эффективность применения, проводится корректировка действий с учетом прогноза складывающейся обстановки.
2.8. Схема обмена информацией о ландшафтных (природных) пожарах указана в приложении к настоящему Порядку.
3. Порядок действий патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
3.1. Патрульные и патрульно-маневренные группы создаются решением руководителей администраций муниципальных образований городских и сельских поселений: численностью от 2 человек (патрульные) и 5 человек (патрульно-маневренные) из числа членов общественных объединений, организаций и учреждений всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, местного населения (добровольцев).
3.2. В задачи патрульных и патрульно-маневренных групп входят:
идентификация и выявление возникших термических аномалий вблизи населенных пунктов, несанкционированных отжигов сухой растительности;
проведение профилактических мероприятий среди населения о мерах пожарной безопасности;
принятие мер по локализации и ликвидации выявленных возгораний;
определение по возможности причины возникновения загораний;
передача информации в ЕДДС муниципального образования об обнаружении возгораний, о складывающейся обстановке и запрос дополнительных сил и средств (при необходимости) для тушения возгораний;
передача в надзорные органы информации о лицах, виновных в нарушении правил пожарной безопасности и возникновении ландшафтных (природных) пожаров.
См. Справка о нормативных актах в области пожарной безопасности
3.3. Маневренные группы создаются решением руководителей администрации муниципальных районов (городских округов).
3.4. Маневренные группы создаются в каждом муниципальном образовании поселения, а также не менее двух в каждом административном центре муниципального района (городского округа). Группы формируются из числа нештатных спасательных служб, организаций и учреждений всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, представителей управлений и подразделений органов местного самоуправления, членов общественных объединений, местного населения (добровольцев). Количество групп определяется решением руководителя муниципального района (городского округа).
3.5. В задачи маневренных групп входят:
принятие мер по ликвидации отдельных очагов природных пожаров, в том числе создающих угрозу населенным пунктам, инфраструктуре и объектам экономики;
оказание содействия оперативным службам по установлению лиц виновных в совершении административного правонарушения с дальнейшей передачей информации в надзорные органы;
передача информации в ЕДДС муниципального района (городского округа) о складывающейся обстановке и запрос сил и средств оперативных служб в случае необходимости.
3.6. Маневренные группы создаются из двух эшелонов:
первый эшелон непосредственно создается в населенном пункте численностью не менее 5 человек, оснащается техникой для доставки личного состава, средств пожаротушения и шанцевого инструмента;
второй эшелон численностью не менее 10 человек формируется в районном центре муниципального района (городского округа), имеющем возможность применения инженерной техники (бульдозеры, грейдеры, тягачи с тралами, колесные тракторы с плугами).
3.7. Патрульно-контрольные группы формируются в каждом муниципальном районе (городском округе) из числа представителей территориальных подразделений надзорных органов Главного управления МЧС России по Республике Тыва, территориальных подразделений Министерства внутренних дел по Республике Тыва, управлений сельского хозяйства муниципальных образований, лесного контроля (надзора) и лесной охраны, общественных организаций. Численность группы определяется в каждом конкретном случае индивидуально, но не менее 4 человек.
3.8. В задачи патрульно-контрольных групп входят:
проведение рейдовых мероприятий на территории земель различного назначения по утвержденным маршрутам;
осуществление контроля за порядком проведения профилактических выжиганий сухой растительности на территориях населенных пунктов сельских поселений, землях специального назначения и земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам;
осуществление контроля за выполнением собственниками и должностными лицами мероприятий по очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, полос отвода автомобильных дорог;
осуществление контроля за созданием и состоянием противопожарных минерализованных полос;
пресечение незаконной лесозаготовительной деятельности в лесах, нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности, связанных с выжиганием сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса.
3.9. Перед осуществлением дежурства с группами ежедневно проводится инструктаж о мерах безопасности, действиях при осложнении оперативной обстановки, порядке организации связи. Инструктаж проводят ответственные лица или старшие маневренных групп.
3.10. Запрещается включать в состав патрульных и патрульно-маневренных групп должностных лиц, к функциям которых отнесены вопросы осуществления надзорной деятельности, тушения пожаров в населенных пунктах и лесах, обеспечивающих безопасность граждан.
3.11. Обучение лиц, не имеющих соответствующей подготовки, входящих в состав групп, проводится по программе "Профессиональная подготовка добровольных пожарных".
Ответственность за организацию обучения возлагается на соответствующих руководителей администраций муниципального района (городского района).
3.12. Участники групп должны быть застрахованы от вреда здоровью, в том числе от клещевого энцефалита. Вопросы по организации страхования участников групп возлагаются на органы местного самоуправления и организации, в которых числятся участники групп.
3.13. Региональные силы аварийно-спасательных формирований привлекаются в составе 2-го эшелона по решениям КЧС и ОПБ Республики Тыва.
4. Действия администраций муниципальных образований при организации и осуществлении тушения ландшафтных (природных) пожаров
4.1. Администрации муниципальных районов (городских округов), муниципальных образований поселений заблаговременно формируют списки патрульных и маневренных групп, определяют маршруты и время патрулирования.
4.2. При планировании и создании групп администрации муниципальных районов (городских округов) должны заблаговременно спланировать расходную часть бюджета для приобретения необходимого оборудования и имущества для выполнения задач и функций групп, а также для заключения договоров с организациями и учреждениями (частными лицами) по использованию оборудования и имущества данных организаций и учреждений (частных лиц) для патрулирования территорий, доставки участников групп к местам загораний и тушения очагов ландшафтных (природных) пожаров.
4.3. Оснащение групп производится администрациями муниципального района (городского округа), муниципальных образований сельских и городских поселений из имеющихся материальных средств для обеспечения пожарной безопасности.
4.4. Администрации муниципальных районов (городских округов):
1) определяют порядок оповещения, места сбора членов групп с учетом мест их проживания (работы и др.), время сбора и реагирования (в рабочее и нерабочее время), места стоянки техники и хранения оборудования;
2) перед началом работы групп выдают средства связи, ведения наблюдения и пожаротушения, доводится порядок передачи информации до руководителей населенных пунктов (поселений), старост населенных пунктов, ЕДДС муниципального района (о выходе на маршрут, фактах выявленных возгораний, принятых мерах для ликвидации) для формирования ведомости учета;
3) ежедневно подводят итоги работы групп, исходя из прогноза, корректируются маршруты патрулирования, определяется периодичность патрулирования, способы патрулирования (пешим порядком или на автотранспорте);
4) обеспечивают в исправном состоянии источники наружного противопожарного водоснабжения для успешного выполнения группами задач по тушению очагов ландшафтных (природных) пожаров.
4.5. Ответственность за создание и применение групп несут все руководители органов местного самоуправления (муниципальных районов, населенных пунктов, сельских поселений), учреждений и организаций, независимо от форм собственности, определенных распорядительными документами муниципального района (городского округа), муниципального образования сельского или городского поселения.
5. Руководство тушением ландшафтного (природного) пожара
5.1. Непосредственное руководство тушением ландшафтного (природного) пожара осуществляется руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара, который управляет на принципах единоначалия силами и средствами муниципального звена ТП РСЧС РТ, участвующими в тушении ландшафтного (природного) пожара.
5.2. Руководитель тушения ландшафтного (природного) пожара назначается решением КЧС и ОПБ муниципального района (городского округа), на территории которого действует ландшафтный (природный) пожар, по согласованию с руководством организации, в которой работает указанное лицо.
5.3. В отсутствии решения председателя КЧС и ОПБ муниципального района (городского округа) о назначении руководителя тушения ландшафтного (природного) пожара руководство тушением ландшафтного (природного) пожара возлагается на старшее должностное лицо органа местного самоуправления, прибывшее первым на ландшафтный (природный) пожар.
5.4. Лицо, принявшее руководство тушением ландшафтного (природного) пожара согласно пункту 5.3 настоящего Порядка, докладывает о данном факте и иную информацию о ландшафтном (природном) пожаре в ЕДДС муниципального района (городского округа), на территории которого действует ландшафтный (природный) пожар.
5.5. Принятие руководства тушением ландшафтного (природного) пожара старшим оперативным должностным лицом органа местного самоуправления в обстоятельствах, указанных в пункте 5.3 настоящего Порядка, не отменяет принятие решения КЧС и ОПБ муниципального района (городского округа) о назначении данного лица или иного другого лица руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара.
5.6. Руководитель тушения ландшафтного (природного) пожара:
осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации ландшафтного (природного) пожара;
отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения ландшафтного (природного) пожара, безопасность личного состава, участвующих в тушении пожара;
устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению ландшафтного (природного) пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при ландшафтном (природном) пожаре, при необходимости организует поиск и эвакуацию лиц, пострадавших от ландшафтного (природного) пожара;
взаимодействует с КЧС и ОПБ муниципального района (городского округа);
при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении ландшафтного (природного) пожара;
не имеет права возлагать исполнение своих обязанностей на иных лиц, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.2 настоящего Порядка;
не оставляет место ландшафтного (природного) пожара до тех пор, пока пожар не будет ликвидирован.
5.7. Способы и особенности тушения ландшафтного (природного) пожара определяются руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара исходя из вида ландшафтного (природного) пожара.
5.8. Способы тушения ландшафтных (природных) пожаров:
захлестывание огня по кромке пожара;
засыпка кромки пожара грунтом с помощью лопат, грунтометов или полосопрокладывателей;
тушение горящей кромки водой при помощи огнетушителей, мотопомп, пожарных автоцистерн, ранцевых опрыскивателей;
тушение горящей кромки химическими огнетушащими веществами с помощью ранцевых опрыскивателей и пожарных автоцистерн;
прокладка на пути распространения пожара заградительных минерализованных полос и канав с помощью фрезерных или грунтометательных машин, бульдозеров, плугов, канавокопателей и др.;
применение отжига.
5.9. Выбор способа и тактики тушения ландшафтного (природного) пожара зависит от характера самого пожара, условий, в которых он действует, имеющихся в распоряжении сил и средств пожаротушения.
5.10. Работы по тушению ландшафтных (природных) пожаров должны обеспечивать локализацию и ликвидацию ландшафтных (природных) пожаров в кратчайшие сроки.
6. Порядок привлечения сил и средств ТП РСЧС РТ на тушение ландшафтных (природных) пожаров
6.1. Организации всех форм собственности и граждане обязаны принять меры по тушению ландшафтных (природных) пожаров, действующих на землях и земельных участках, находящихся в их собственности или аренде.
6.2. Формирования ТП РСЧС РТ по прибытии к месту ландшафтного (природного) пожара заступают в оперативное подчинение руководителю тушения ландшафтного (природного) пожара.
6.3. Подразделения пожарной охраны ФПС, аварийно-спасательные службы МЧС России, направленные на тушение ландшафтных (природных) пожаров, сохраняют свою организационную структуру.
6.4. Лица, осуществляющие тушение ландшафтного (природного) пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
6.5. КЧС и ОПБ Республики Тыва вправе привлекать на тушение ландшафтных (природных) пожаров:
силы и средства собственников и арендаторов земель, земельных участков;
силы и средства аварийно-спасательных формирований;
силы и средства добровольной пожарной охраны;
силы и средства лесопожарных формирований Республики Тыва;
резервные силы и средства подразделений федеральной противопожарной службы;
мобилизованное население, оснащенное органами местного самоуправления, для тушения определенного пожара;
иные силы и средства ТП РСЧС РТ.
6.6. При угрозе перехода ландшафтного (природного) пожара на территорию объектов инфраструктуры и экономики защита таких объектов осуществляется в первую очередь силами и средствами нештатных аварийно-спасательных формирований этих объектов, и другими силами собственников этих объектов.
6.7. Решением КЧС и ОПБ Республики Тыва может быть принято решение о привлечении лесопожарных формирований для тушения ландшафтных (природных) пожаров при условии достаточности сил и средств лесопожарных формирований для тушения действующих лесных пожаров.
6.8. При угрозе перехода ландшафтного (природного) пожара на территорию населенного пункта на тушение очагов этих пожаров незамедлительно направляются силы и средства подразделений добровольной пожарной охраны и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, дислоцированных в этих населенных пунктах. При этом должна обеспечиваться пожарная безопасность населенного пункта от техногенных пожаров, соответствующая требованиям статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
7. Финансовое обеспечение
7.1. Организации всех форм собственности участвуют в тушении ландшафтных (природных) пожаров, обнаруженных и действующих на земельных участках, находящихся в их собственности и относящихся к категориям земель, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, за счет собственных средств.
7.2. Лесопожарным формированиям, привлеченным для тушения ландшафтных (природных) пожаров, затраты за тушение пожара (горюче смазочные материалы, оплата труда рабочих лесопожарных формирований) возмещаются за счет средств муниципальных бюджетов администраций муниципальных районов (городских округов).
7.3. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными правовыми актами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приложение
к Порядку организации тушения
ландшафтных (природных) пожаров
силами и средствами территориальной
подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Республики Тыва
Схема
обмена информацией о ландшафтных (природных) пожарах на территории Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2023 г. N 238 "Об утверждении Порядка организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Тыва"
Вступает в силу с 14 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Республики Тыва (GOV.RTYVA.RU) 14 апреля 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 17 апреля 2023 г. N 1700202304170006
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 14 февраля 2025 г. N 49
Изменения вступают в силу с 14 февраля 2025 г.
Постановление Правительства Республики Тыва от 17 июля 2024 г. N 366
Изменения вступают в силу с 17 июля 2024 г.