г. Краснодар |
|
16 марта 2015 г. |
Дело N А32-16765/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Кеды Е.В. (доверенность от 12.12.2014), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РУТ" (ИНН 2317046752, ОГРН 1072317001206), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "РУТ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-16765/2014, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "РУТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества) о признании незаконным изложенного в письме от 30.01.2014 N 11/30 решения об отказе от заключения договора аренды земельного участка площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:49:0404003:4102, расположение которого определено относительно ориентира по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Адлерское лесничество, (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:4102) согласно нормативно установленным порядку и условиям предоставления земельных участков взамен изымаемых земельных участков, находящихся на территории Сочинского национального парка, о понуждении управления Росимущества к направлению обществу проекта соответствующего договора аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и федеральное государственное бюджетное учреждение "Сочинский национальный парк" (далее - управление Росреестра, учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотивам отсутствия у учреждения полномочий по распоряжению принадлежащим ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:49:0420024:1006, расположенным в квартале 39 выделе 10 Краснополянского лесничества Сочинского национального парка (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420024:1006), взамен которого обществом испрашивается земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:4102, недействительности заключенного учреждением и правопредшественником общества договора от 28.12.2005 N 12/36 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 (далее - договор аренды) и отсутствия, в этой связи, у общества прав на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420024:1006.
Общество обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, настаивая на том, что на момент изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 существовало обременение права собственности на него в виде аренды в пользу общества, изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 для государственных нужд породило право общества на получение в аренду равноценного земельного участка, право аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 в установленном порядке не оспорено, соответствующая запись о прекращении названного обременения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними (далее - реестр) не вносилась.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании лицензии от 27.12.2005 серии NP N 004577 и протокола заседания комиссии учреждения по предоставлению земельных участков в аренду от 28.12.2005 N 60, учреждение (арендодатель) и закрытое акционерное общество "Трансинжтоннель" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 на срок до 14.04.2047 в целях обустройства и эксплуатации лечебно-оздоровительного пансионата. По дополнительному соглашению от 05.07.2007, заключенному учреждением, закрытым акционерным обществом "Трансинжтоннель" и обществом, последнему переданы права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 по договору аренды.
Письмом от 23.03.2010 N 11-10/478 управление Росимущества уведомило общество о прекращении действия договора аренды в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 для государственных нужд в целях размещения на нем объекта недвижимости федерального значения. На заявление общества о предоставлении в аренду взамен изъятого земельного участка земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4102 управление Росимущества приняло решение об отказе от заключения соответствующего договора аренды, сославшись на отсутствие для этого оснований (письмо от 30.01.2014 N 11/30).
Названные обстоятельства явились основанием обращения общества в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых решений, действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых решений и совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Статьей 15 Закона N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Краснодарского края с 01.01.2008 до 01.01.2014 допускалось изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов с предоставлением в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земельных участков взамен изымаемых. В случае изъятия находящихся на территории Сочинского национального парка земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам на праве аренды, указанным лицам должны были предоставляться другие земельные участки равной площади, расположенные в соответствующей функциональной зоне Сочинского национального парка, без проведения торгов. Определение порядка и условий предоставления земельных участков взамен изымаемых поручено федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такие порядок и условия определены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.08.2011 N 389 "О порядке и условиях предоставления земельных участков взамен изымаемых земельных участков, находящихся на территории Сочинского национального парка и предоставленных гражданам и юридическим лицам на праве аренды", которым установлено, что договор аренды в отношении предоставляемого земельного участка заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия договора аренды изымаемого земельного участка, если меньший срок аренды не указан в заявлении о предоставлении земельного участка. Предоставляемый земельный участок по площади должен быть равен изымаемому земельному участку.
Собственнику, в силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса).
В силу пункта 4 статьи 27 и статьи 95 Земельного кодекса земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, изъяты из оборота. На отнесенных к землям особо охраняемых природных территорий землях национальных парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса). Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлен запрет гражданам и юридическим лицам, обладающим земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, на распоряжение ими.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что после введения в действие Земельного кодекса лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Кодекса с учетом вышеприведенных приведенных нормативных положений и разъяснения высшей судебной инстанции, суды обоснованно заключили о недействительности (ничтожности) договора аренды и дополнительного соглашения к нему ввиду отсутствия у учреждения как обладателя права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 полномочий по передачи его в аренду.
Отсутствие у общества статуса арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 в рассматриваемом случае исключало возможность заключения с ним договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4102.
Изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 для государственных нужд пороки договора аренды и дополнительного соглашения к нему не устранялись.
Обстоятельства, связанные с заключением договора аренды и дополнительного соглашения к нему, установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2009 по делу N А32-16710/2009, в котором участвовали управление Росимущества, учреждение, общество и закрытое акционерное общество "Трансинжтоннель". В названном судебном акте также содержатся выводы об отсутствии у учреждения полномочий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:49:0420024:1006 и о недействительности (ничтожности) договора аренды и дополнительного соглашения к нему. У судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для обратных выводов в рамках настоящего дела.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу N А32-16765/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 27 и статьи 95 Земельного кодекса земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, изъяты из оборота. На отнесенных к землям особо охраняемых природных территорий землях национальных парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса). Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлен запрет гражданам и юридическим лицам, обладающим земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, на распоряжение ими.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что после введения в действие Земельного кодекса лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2015 г. N Ф08-875/15 по делу N А32-16765/2014