г. Краснодар |
|
16 марта 2015 г. |
Дело N А32-8143/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРЕСС" (ИНН 6163058382, ОГРН 1026103163460) - Зарипова Ф.В. (директор) и Поды А.В. (доверенность от 10.03.2015), от заинтересованного лица - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю в лице межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела N 2 Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района) - Ищенко А.В. (доверенность от 13.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю в лице межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела N 2 Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2014 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-8143/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРЕСС" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю в лице межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела N 2 Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района) (далее - инспекция) от 15.02.2014 об отказе в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по изменению регистрационных данных транспортного средства.
Решением суда от 15.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.12.2014, требования удовлетворены, признано незаконным решение инспекции от 15.02.2014, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, с инспекции в пользу общества взыскано 2 тыс. рублей государственной пошлины. Судебные акты мотивированы отсутствием со стороны общества умышленных, противоправных действий, повлекших уничтожение (утрату) знаков идентификационной маркировки, что могло бы служить препятствием для совершения регистрационных действий в отношении автомобиля MERCEDES-BENZ 934-16 ACTROS, 2007 года выпуска, имеющего VIN идентификационный номер WDB 9341611L299455, регистрационный знак СО19МТ93, и в котором в результате ремонта заменена рама (далее - спорный автомобиль).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что общество не произвело оформление внесенных в конструкцию транспортного средства изменений и проверку соответствия требованиям безопасности конструкции транспортного средства после замены рамы; без такой проверки транспортное средство не соответствует требованиям безопасности конструкции, его невозможно идентифицировать, следовательно, транспортное средство не может быть допущено к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации; в случае замены рамы (шасси) или кузова транспортного средства происходит изменение базового автомобиля и создается другое (единичное) транспортное средство, изготовленное в индивидуальном порядке из сборочного комплекса, с другим идентификационным номером. Суд первой инстанции вышел за пределы полномочий, обязав инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества посредством осуществления регистрационных действий по изменению регистрационных данных спорного автомобиля.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, в удовлетворении требований обществу - отказать.
Как видно из материалов дела, 14.02.2014 общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в сведения о зарегистрированном транспортном средстве - спорном автомобиле.
Инспекция отказала обществу в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по изменению регистрационных данных спорного автомобиля по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем (при этом инспекция сослалась на абзац 4 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Регламент), но при этом привела содержание абзаца 5 пункта 24 Регламента).
Общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Суды установили, что 21.11.2010 в результате дорожно-транспортного происшествия на федеральной дороге "Дон" в районе г. Геленджик Краснодарского края спорному автомобилю причинены механические повреждения, в том числе повреждение рамы.
В соответствии с договором страхования с ОСАО "РЕСО-Гарантия" от 13.05.2010, актом приема-передачи автомобиля из ремонта и выполненных работ от 30.09.2011 N Ю000009611 восстановительный ремонт поврежденного спорного автомобиля с заменой рамы, не подлежащей восстановлению, произведен у официального дилера в г. Горячий Ключ.
Согласно письму ООО "СБСВ-КЛЮЧАВТО ЮГ" от 20.02.2014 N 95 замененная запасная часть на спорном автомобиле (рама автомобильная с каталожным номером С934161121011901) по заказ-наряду от 30.09.2011 N 000009611 утилизирована по акту от 09.11.2011 N 0000000026.
Автомобильная рама, установленная на спорном автомобиле вместо поврежденной рамы, как запасная часть, не содержит идентификационного номера.
В соответствии с ранее выданным свидетельством о регистрации транспортного средства от 08.07.2010 спорный автомобиль имел идентификационный номер (VIN) WDB 9341611L299455, номер шасси (рамы) соответствующий VIN идентификационному номеру спорного автомобиля: WDB 9341611L299455.
После ремонта спорного автомобиля и замены рамы общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений регистрационных данных.
Инспекция отказала в совершении регистрационного действия по изменению регистрационных данных спорного автомобиля по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем, сославшись на пункт 24 Регламента и направив обществу ответ по форме, установленной письмом Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.11.2013 N 13/4-303 "О некоторых вопросах регистрации транспортных средств".
Суды признали отказ инспекции незаконным, но при этом не учли следующее.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывает содержание права собственности, реализация которого в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности. Действующим законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья (не только окружающих, но и водителей, пассажиров), имущества третьих лиц, и подлежат по этому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.12.2006 N 544-О, беспрепятственное осуществление субъективных гражданских прав, а значит, и права частной собственности, провозглашаемое в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из основных начал гражданского законодательства, не означает безграничную свободу собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в силу пункта 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция) - в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (пункт 4 постановления N 938).
Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено разработать и ввести в действие соответствующие правила регистрации и учета транспортных средств (пункт 6 постановления N 938).
В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила регистрации) Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Пунктом 33 Правил регистрации предусмотрены основания, при которых не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами (если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; если представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения; обнаружены признаки уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным и т. д.).
В соответствии с абзацем 5 пункта 24 Регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В силу подпункта "з" пункта 12 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция при выполнении возложенных на нее обязанностей вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Наставлением по техническому надзору Госавтоинспекции, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240, определен порядок осуществления Госавтоинспекцией специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства производится на территории Российской Федерации в соответствии с действующим в период спорных правоотношений Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), и Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Госавтоинспекции, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 (далее - Порядок контроля).
Порядок контроля определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Закона).
Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов", предусмотрен порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования (глава II Правил).
Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что делает невозможной его идентификацию, а транспортное средство фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
В силу пунктов 81 и 82 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности или отказывает в его выдаче с указанием причин.
В результате замены кузова или рамы (шасси) автомобиль утрачивает основной элемент базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности, в том числе в порядке, установленном Техническим регламентом.
Таким образом, вне зависимости от того, что взамен прежних установлены типовые сертифицированные аналогичные основные элементы транспортного средства заводского производства, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что транспортное средство не утратило прежние основные элементы и фактически осталось базовым транспортным средством.
При оценке транспортного средства на соответствие требованиям проверяется в том числе безопасность работ по установке (замене) основных элементов.
Выпуск транспортного средства после замены кузова или рамы (шасси) в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований названных положений действующего законодательства.
Следовательно, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения, является выдаваемое подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Поскольку такой документ общество не представило, инспекция правильно отказала в совершении регистрационных действий по изменению регистрационных данных спорного автомобиля, т. к. эти действия являются не простой формальной отметкой в документах о произведенных в автомобиле технических изменениях, а подтверждают, в том числе надлежащее техническое состояние объекта, который претерпел изменения в виде замены рамы и который является источником повышенной опасности.
Таким образом, основания, препятствующие осуществлению регистрационных действий (пункт 24 Административного регламента), направлены на то, чтобы устранить возможность допуска к участию в дорожном движении транспортного средства, не соответствующего требованиям безопасности, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы инспекции основаны на правильном применении норм права и представленных в дело доказательствах, и принимаются судом кассационной инстанции.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты при установлении всех обстоятельств по делу, но неправильном применении норм материального права, судебные акты надлежит отменить, в удовлетворении требований обществу - отказать и в соответствии со статьями 101 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в арбитражном суде отнести на общество.
Руководствуясь статьями 101, 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу N А32-8143/2014 отменить, в удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРЕСС" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРЕСС" в доход федерального бюджета 2 500 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.