Задачи российских промышленных союзов
Объединения товаропроизводителей созданы практически во всех секторах отечественной экономики. Причем некоммерческие организации есть не только в отраслях, но и в подотраслях промышленности. Например, существуют отраслевой Международный союз металлургов и подотраслевой Фонд развития трубной промышленности, объединяющий только производителей труб. Наряду с Российским союзом машиностроителей функционируют Союз производителей оборудования для АПК, Союз производителей нефтегазового оборудования, Российская ассоциация станкостроителей и иные организации, отражающие интересы отдельных подотраслей машиностроения. Практически все отрасли и подотрасли отечественной промышленности создали свои объединения, а во многих секторах экономики появились дублирующие друг друга союзы. Обычно они действуют несогласованно, выступают как конкуренты. В результате органы власти игнорируют их мнение, а предприятия не понимают, какое именно ассоциативное объединение должно защищать их интересы.
Увеличение числа отраслевых промышленных союзов пока не повысило их влияния. Объясняется это рядом объективных и субъективных причин.
Без опоры на директорский корпус
Как это ни странно на первый взгляд, главный недостаток в действиях большинства российских промышленных союзов - слабая связь со своими учредителями. Попробуем разобраться в причинах этого.
Как правило, отраслевые союзы и ассоциации возникают не по инициативе директоров, а по желанию одного из бывших политиков или руководителя данной отрасли. Не случайно в России многие объединения товаропроизводителей ассоциируются лишь с именами их руководителей. Директора предприятий, не желая портить отношения с "заслуженным человеком", надеясь на его личные связи во власти, соглашаются войти в новое объединение и даже перечисляют взносы. Начинается все с шумных учредительных собраний, повышенного внимания СМИ, заявлений о необходимости лоббировать интересы отрасли (подотрасли) во власти и на рынках. Вскоре неизбежно наступает идейный кризис: руководители союзов, привыкшие работать в условиях плановой экономики, осознают, что оказались не в кресле руководителя союзного министерства, прежних рычагов воздействия на власть и на предприятия у них нет, а как работать по-другому, они не понимают. Что надо делать отраслевой некоммерческой организации в новых условиях хозяйствования, а главное, как это делать, большинство руководителей союзов не знает.
Директора предприятий, вступивших в объединение, слишком заняты оперативными вопросами и с союзами часто вообще не работают. Куда обычно заходит директор регионального промышленного предприятия, приезжая в Москву? В министерства, банки, коммерческие организации. И редко - в отраслевой союз. Директор не очень верит в его возможности, он не представляет, решения каких вопросов можно поручать союзу. Лоббированием директорский корпус также занимается самостоятельно, налаживая личные контакты с представителями интересующих его предприятие органов федеральной и региональной власти. Так ассоциативное отраслевое объединение постепенно отдаляется от своих учредителей, начинает жить собственной жизнью. Это - основная причина слабости союзов, и, как следствие, слабости самих отраслей.
"Карманные" союзы
Весьма опасна и другая крайность - превращение союза в "карманный" орган олигархической структуры. Происходит это примерно по следующему сценарию. Оставшись без поддержки большинства своих учредителей, союзы пытаются как-то выживать. Некоторые начинают заниматься коммерческой деятельностью, что прямо противоречит уставным принципам, другие обращают взор на спонсоров. Крупные частные компании, понимая, что закат эпохи "семибанкирщины" времен Бориса Ельцина неизбежен, пытаются найти новые формы представительства своих интересов во властных структурах. И отраслевой союз представляется им неплохим инструментом, дополняющим финансовые возможности и личные контакты олигархов.
В случае "покупки" (в самых разных формах) отдельным олигархом отраслевого союза создается совершенно ненормальная ситуация: голос отрасли формирует коммерческая структура. Деятельность такого союза подчиняется одной задаче - развитию бизнеса своего спонсора. Это напоминает анекдот: "Зубная паста "Консул" - единственная зубная паста, рекомендованная Всероссийским союзом стоматологов. Всероссийский союз стоматологов создан с единственной целью - рекомендовать зубную пасту "Консул".
Понятно, что "карманные" объединения дискредитируют идею союзов и не способствуют формированию демократичных бизнес-сообществ.
Необходима законодательная поддержка
Многие десятилетия в нашей стране не было института ассоциативных объединений товаропроизводителей. Взаимодействовать с такого рода объединениями не приучены ни властные структуры, ни, как уже отмечалось, сами предприятия.
Министерства и ведомства рассматривают союзы как конкурентов, пытающихся забрать у них какие-то полномочия. Власти декларируют необходимость участия союзов в процессе принятия решений, а на деле боятся таких структур. Ситуация усугубляется отсутствием закона о взаимодействии объединений товаропроизводителей и органов государственной власти, который не рассматривался даже в первом чтении. Правда, уже разработан проект закона "О саморегулируемых организациях", но это не отменяет необходимости принятия законодательного акта, регламентирующего взаимоотношения власти и объединений товаропроизводителей.
Однако, несмотря на отсутствие законодательной базы, гарантирующей участие союзов в принятии решений в экономической сфере, существует много задач, решение которых должно приниматься силами объединений товаропроизводителей. Авторы не претендуют на полное освещение задач союзов, просто делают попытку описать некоторые практические проблемы, которые союзы способны решать уже сегодня.
Участие в законотворческом процессе
Объединения товаропроизводителей должны инициировать и поддерживать законодательные инициативы, непосредственно затрагивающие интересы учредивших их предприятий. Необходимо объяснить руководству предприятий важность для них той или иной законодательной инициативы. Союзы имеют все возможности для формирования специальных экспертных групп, чей труд может оплачиваться целевыми взносами предприятий.
Содействие в законотворческой деятельности - одно из важнейших направлений деятельности союзов. К сожалению, многие из них ограничиваются лишь общей риторикой в поддержку национального производителя, глубоко не вникая в законотворчество. Например, когда один из авторов этой статьи работал над проектом закона "О государственной поддержке судостроительной промышленности", ему приходилось самому подбирать экспертов из различных НИИ и КБ отрасли. Ни одно объединение товаропроизводителей помощи в разработке и экспертной поддержке закона не оказало. В любой развитой стране подобный закон, необходимый судостроительной отрасли, был бы немедленно поддержан национальным бизнес-сообществом судостроителей.
Отстраненность союзов от законотворческого процесса и ее последствия наглядно проявились в связи с принятием Закона о соглашениях о разделе продукции (СРП). Совершенно очевидно, что основной государственный интерес в режиме СРП заключается в возможности получения крупных заказов российскими производителями товаров и услуг. Однако Закон был принят в такой редакции, которая позволила иностранным операторам проектов отстранить российские предприятия от участия в подрядных работах.
Сегодня только ленивый не ругает Закон о СРП, к его критике подключились многочисленные ассоциации и фонды металлургов, которых лишили заказов на трубы, корпорация ОМЗ, даже не приглашенная к участию в тендере, и многие другие солидные структуры. Недавнее подписание контракта на поставку силового оборудования на сумму 978 млн долларов компанией "Эксон нефтегаз" по проекту "Сахалин-1" со швейцарским концерном АВВ вызвало очередной взрыв недовольства депутатов и объединений товаропроизводителей. Так и хочется привести известную русскую поговорку "Хороша ложка к обеду". Возмущаться надо было, когда Закон о СРП принимали, а не когда начали проявляться его пагубные для нашей экономики положения.
Вместо того, чтобы кропотливо работать над экономическими законами исходя из национальных интересов России, тратят большие средства на "голый" пиар. Любители "пошуметь" даже не вспоминают, что еще в Государственной Думе прошлого, второго созыва депутаты С.С. Сулакшин и В.И. Горбачев при экспертной поддержке Союза производителей нефтегазового оборудования подготовили и внесли проект поправок в Закон о СРП, которые предотвращали возможность отстранения российских предприятий от участия в проектах. Тогда эти поправки были "похоронены". Для этого у лоббистов Закона в его антироссийской редакции были хорошие финансовые возможности. Большинство объединений товаропроизводителей, да и самих депутатов, занимало позицию сторонних наблюдателей. В итоге мы имеем нынешний Закон, лоббирующий интересы иностранной, а не отечественной промышленности.
Законотворческая деятельность должна стать важнейшей составной частью работы всех отраслевых союзов. Разработку и принятие законов в сфере промышленности должны "заказывать" и финансировать не отдельные олигархические группы, а большинство участников бизнес-сообществ.
Вступление в ВТО и меры по защите внутреннего рынка
Важное направление деятельности союзов - подготовка и продвижение мер по защите внутреннего рынка. Предстоит вступление России в ВТО. В процессе переговоров согласовываются так называемые тарифные предложения Российской Федерации по каждой группе товаров. Кто в состоянии осуществлять экспертизу таких пошлин и обосновывать необходимость их сохранения или даже повышения? Во всем мире подобной работой занимаются отраслевые союзы.
Некоторые объединения товаропроизводителей уже успешно работают в сфере защиты внутреннего рынка. Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности удалось поднять пошлины на импортную мебель. Российская ассоциация производителей обоев подготовила необходимые документы по защите рынка своей продукции. Благодаря Фонду развития трубной промышленности своевременно приняты временные защитные меры во внешней торговле, ограничивающие ввоз труб с Украины.
Сейчас Фонд инициирует новое антидемпинговое расследование. Когда в органы государственной власти поступило предложение о ликвидации и без того низких ввозных пошлин на большую группу иностранного оборудования для нефтегазового комплекса, Союз производителей нефтегазового оборудования провел анализ этого предложения. Выяснилось: продукция практически всей предлагаемой номенклатуры изготавливается российскими предприятиями, а снижение пошлин приведет лишь к увеличению импорта и усилению технологической зависимости отечественного нефтегазового комплекса от западного оборудования. Соответствующее заключение было направлено в Минэкономразвития, Минэнерго и ГТК, что позволило предотвратить экспансию импортной продукции в ущерб российским интересам.
Всем союзам необходимо планомерно работать с правительственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле. Чтобы эта комиссия рассмотрела предложение по защите рынка какого-то товара, заявители должны представлять большую часть отечественных производителей этого товара. Кроме того, надо провести серьезный анализ рынка товара и доказать, что импорт наносит или может нанести существенный ущерб отечественным производителям. Совершенно очевидно, что такая работа должна выполняться отраслевыми союзами.
Поддержка промышленного экспорта
Поддержка экспорта отечественной продукции - один из важных участков работы некоммерческих союзов. Здесь у них очень широкие возможности, но действовать следует в тесной связи с внешнеторговыми структурами. Одной из наиболее удачных форм поддержки экспорта является создание под эгидой отраслевых союзов экспортных консорциумов. Эта новая для России форма консолидации усилий различных организаций практична и удобна: консорциум не имеет юридического лица и создается на основе соглашения между его членами, а значит, не нужно регистрировать новую организацию. Консорциум не претендует на управление входящими в него предприятиями, роль его ядра может играть соответствующий союз. Например, консорциум по поддержке экспорта российского оборудования для АПК может быть организован ассоциативным объединением "Союзагромаш". Кто же должен совместно с союзом создавать такой консорциум?
Известно, что необходимым условием успешного экспорта продукции является наличие зарубежного представительства. Отдельному заводу, даже процветающему, весьма сложно содержать в каждой интересующей его стране такие представительства. Зато они есть у внешнеторговых организаций. Понятно, эти организации не способны повсюду продвигать продукцию конкретного предприятия. Но каждая серьезная внешнеторговая организация имеет такие возможности в ряде государств. Скажем, в Индии хорошие позиции у ФГУП "В/О"Тяжпромэкспорт", ФГУП "В/О"Станкоимпорт", в Иракеу ФГУП "В/О"Машиноимпорт", "Русская инженерная компания", "Гидромашсервис", в Иране - у ЗАО "Атомстройэкспорт", ФГУП "В/О"Станкоимпорт", "МРКС-Холдинг", в Сирии - у "МЕНА-Центр". Этим структурам под силу своевременно получать информацию о потребности в российской продукции, о тендерах на закупку оборудования и представлять интересы предприятий в этих тендерах. Совершенно очевидно, в состав экспортного консорциума должна входить внешнеторговая организация, имеющая в "своей" стране хорошую базу.
Вторая проблема, которую приходится решать участникам внешнеэкономической деятельности, - кредитование экспортных операций. Каждое государство поддерживает национальный экспорт, кредитуя покупателей своей продукции. Достаточно вспомнить связанные кредиты "ЭКСИМ-банка" США. В России все иначе. В Минэкономразвития только недавно создан департамент поддержки экспорта. Росэксимбанк и Росэксимгарант - базовые структуры, призванные осуществлять государственную поддержку нашего экспорта, не получили для этого необходимых средств. Нашим экспортерам пока приходится опираться на помощь коммерческих банков, способных на приемлемых для завода условиях кредитовать экспортные сделки. В России таких банков, к сожалению, немного. Сегодня появились и частные банки (наиболее яркий представитель - Бадр-Форте Банк), полностью сориентированные на кредитование внешнеэкономических операций. Ясно, что все эти банки также являются необходимой частью экспортного консорциума.
Для успешной работы на зарубежном рынке необходимо регулярное участие в выставках, организация презентаций. Это тоже дело профессионалов. И в наиболее перспективных для российского промышленного экспорта регионах Ближнего Востока и Северной Африки активны агентства "Экспотех-тур" и "Практик". Эти и подобные им структуры способны в короткие сроки сформировать консолидированный стенд российского консорциума, провести презентацию, пресс-конференцию, обеспечить решение всех технических вопросов.
Специализированные экспортные консорциумы, создаваемые на базе союзов, не должны заниматься всем подряд. У каждого вида продукции своя специфика и, соответственно, свои заказчики. Так, консорциум по поддержке экспорта нефтегазового оборудования должен работать с индивидуальными заказчиками - министерствами нефти и нефтяными компаниями в зарубежных странах, а консорциум по продаже оборудования для АПК - с министерствами сельского хозяйства.
От работы консорциума входящие в них через отраслевой союз предприятия получают практическую пользу. Это - своевременная информация о зарубежных тендерах, содействие участию в них. Победа в конкурсе открывает членам консорциума доступ к кредитным ресурсам банка-участника консорциума. Члены консорциума имеют возможность минимизировать свои затраты на зарубежных выставках, где выступают с крупным консолидированным стендом и единым каталогом своей продукции на иностранном языке. О членах консорциума и их продукции профессионально говорят в заинтересованных структурах и в СМИ.
Очень важно, что консорциум может получить серьезную поддержку и в российских органах государственной власти. МИДу, Минэкономразвития, Минпромнауки и другим ведомствам, имеющим отношение к поддержке экспорта, гораздо логичнее лоббировать интересы консорциума, включающего в себя большую часть предприятий отрасли, чем интересы одного из этих предприятий.
Итак, союзы в силах организовать скоординированное, обеспеченное государственной поддержкой выступление на рынках солидной группы российских предприятий, что позволит заметно оживить экспорт отечественной промышленной продукции.
Информационное обеспечение и реклама
Чрезвычайно актуальна проблема оперативного оповещения российских предприятий о тендере на закупку их продукции, проводимом за рубежом. Оптимальный способ ее решения - использование отраслевых союзов, хорошо знающих возможности предприятий, работающих в определенном секторе рынка.
Простой пример. Сегодня нет каталогов многих видов российской промышленной продукции на английском языке, например об оборудовании для АПК и нефтегазового комплекса, для металлургического, угольного машиностроения. Кто должен позаботиться о том, чтобы они были? Ответ очевиден: соответствующие союзы.
Как формируется отраслевой каталог? Обычно некая коммерческая структура, совершенно не связанная с рынком конкретного оборудования, объявляет о начале кампании по сбору рекламы в такой каталог. Фирма не систематизирует поступающую информацию, ее совершенно не волнует, что будет размещено на странице, купленной конкретным производителем - технические характеристики изделий, чертежи или фотография директора завода. Такие каталоги не нацелены на решение главной задачи - рекламу предприятия и его продукции. Иностранным покупателям важно иметь сведения о самом предприятии, опыте его поставок на внешний рынок, информацию о международных сертификатах качества, данные, позволяющие сравнить российские изделия с известными зарубежными аналогами. Единый каталог должен быть профессионально систематизирован по видам изделий, снабжен формализованной схемой представления информации. Все это обычно не заботит коммерческих издателей, для которых главное - быстро получить деньги.
Отдельно отметим проблему нехватки англоязычных каталогов. Без них сложно говорить о продвижении нашего экспорта. Многие предприятия пытаются издавать собственные проспекты на иностранных языках, хотя гораздо выгоднее принять участие в англоязычном каталоге отраслевого российского союза. Только такое издание может быть передано через посольства и торговые представительства на самый высокий уровень.
Серьезная задача - проведение промышленных выставок. Самые крупные промышленные выставки в нашей стране (например, по нефтегазовой тематике на Красной Пресне) почему-то организовывают иностранцы. Подобные мероприятия служат не для продвижения на рынки российского оборудования, а для экспансии зарубежной продукции.
Выставки, организуемые соответствующими союзами, помогают развитию отечественного бизнеса. Плодотворно работает с российскими союзами и ассоциациями новое руководство Всероссийского Выставочного Центра, на базе которого организована целая серия выставок национальных производителей: "Ростекстиль", "Металл-Экспо", "Роснефтемаш", "Роснефтеавтоматика", "Росметалл" и другие.
Без помощи союзов трудно обойтись в формировании консолидированных российских экспозиций на крупных зарубежных выставках. Участие в них стоит больших денег и отдельным предприятиям не по карману. Гораздо выгоднее заплатить за участие в российской экспозиции площадью 500 кв м, чем самостоятельно покупать закуток в 2-3 кв.м.
Ставит перед союзами новые задачи в сфере рекламы продукции своих предприятий и развитие Интернета. Отдельному предприятию бессмысленно вкладывать большие деньги в создание и "раскрутку" собственного сайта, если можно заплатить гораздо меньше за участие в корпоративном Интернет-портале, посещаемость которого на порядок выше. В качестве примера отметим Интернет-порталы Российской ассоциации металлоторговцев ranst.ru и Союза производителей нефтегазового оборудования derrick.ru.
Во многом из-за хаоса, царящего на рынке промышленной рекламы, предприятия пытаются делать все сами. Создают собственные сайты и выпускают проспекты, публикуют рекламу в журналах, устраивают презентации и т.п. Однако все это не отменяет необходимости формирования единых корпоративных рекламных ресурсов. Рекламные возможности союзов товаропроизводителей сегодня сложно переоценить.
Немного об общепромышленных объединениях
Союзы и ассоциации - наиболее перспективные структуры, готовые оказывать предприятиям практическую помощь в развитии бизнеса. Чтобы раскрылся потенциал каждого из отраслевых промышленных объединений, необходимо решить комплекс проблем в законодательной и исполнительной власти. Нужна структура, которая планомерно работала бы в интересах таких отраслевых объединений, а значит, в конечном счете и в интересах всей российской промышленности. Есть ли сегодня такие структуры?
Наиболее известен Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Недавно была проведена его реконструкция. В состав РСПП вошли представители крупного капитала. Преследовалась важная политическая задача - "равноудаление" олигархов. Что же получилось на деле? РСПП практически полностью "вывело за штат" весь государственный сектор экономики. Подавляющую часть бюро правления Союза составили представители крупного частного капитала. В этом, вроде бы, нет ничего плохого, но при таком подходе начинает действовать несбалансированная схема "олигарх - отрасль". Отдельный "машиностроительный олигарх" начинает вещать от имени всего российского машиностроения, "металлургический олигарх" - от имени всей металлургии и т.п. Именно они, а не ассоциативные объединения представляют РСПП на встречах с руководителями государства, именно они формируют все программные документы Союза.
Понятно, что в таких условиях для РСПП проект закона "Об объединениях работодателей" куда важнее проекта закона "О взаимодействии объединений товаропроизводителей с органами государственной власти". Отраслевые союзы в РСПП начинают играть роль пасынков. Авторы с большим уважением относятся к деятельности и руководству РСПП, но вынуждены признать: проведенная реконструкция не только не решила, но даже обострила ряд вопросов взаимоотношений промышленности и власти.
Менее известная структура - Российский союз товаропроизводителей (РСТ). Его судьба - хрестоматийный пример того, как любая хорошая идея может быть загублена, если нет ее планомерной реализации.
С созданием РСТ многие связывали надежды на развитие в России института отраслевых союзов и ассоциаций. Было подготовлено соглашение, подписанное руководителями большинства отраслевых структур. РСТ не удалось закрепить успех. Чувствовалось, что руководство плохо представляет себе, какие шаги необходимы, чтобы занять нужную нишу. Так, вместо лоббирования законодательных инициатив, поддерживающих союзы, РСТ занялся проведением многочисленных мероприятий и потерял свой первоначальный авторитет. Отсутствие четкой программы и необходимых кадров привело к тому, что Российский союз товаропроизводителей исчерпал ресурс доверия промышленных союзов, начал вырождаться и превратился в структуру, не имеющую должного веса ни в промышленности, ни во власти.
Развитие экономических реформ и созревание элементов гражданского общества потребуют появления структуры, которая не на словах, а на деле объединит и поддержит российские промышленные союзы и ассоциации. Условия для этого должны быть созданы при поддержке самого авторитетного предпринимательского объединения - Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Роль Торгово-промышленной палаты РФ
В России ТПП занимает особое место в системе объединений товаропроизводителей. Это - единственное объединение предпринимателей, действующее на основании отдельного Закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". ТПП - весьма демократичная организация, опирающаяся на региональные и отраслевые некоммерческие структуры.
Палата объединяет более ста союзов и ассоциаций и 22 комитета по различным направлениям предпринимательской деятельности, имеет мощную региональную и зарубежную сеть, что позволяет ей оказывать весомую практическую помощь отраслевым союзам в продвижении промышленного экспорта.
ТПП была образована не в 1990-е годы, как большинство предпринимательских объединений России, а значительно раньше. Она имеет богатые традиции. Ее роль хорошо охарактеризовал В.В. Путин в выступлении 19 июня 2002 г.: "За последнее десятилетие в России появилось немало бизнес-сообществ, но Торгово-промышленная палата по-прежнему занимает среди них особое место. Я бы сказал, ключевое место. Причиной тому - и уникальный опыт, и многолетняя известность, и тесные, хорошие, наработанные связи с коллегами за рубежом. Российская Торгово-промышленная палата - это организация, с которой считаются и внутри страны, и за ее пределами".
Опыт большинства стран свидетельствует, что именно Торгово-промышленная палата служит основной структурой, выступающей в качестве связующего звена между бизнесом и властью. Наряду с ТПП существуют и отраслевые промышленные объединения, входящие, в свою очередь, в состав консолидирующей их организации. К примеру, в Германии такую роль играет Федеральный союз германской промышленности (ФСГП).
Германский опыт консолидации национальной промышленности
ФСГП объединяет не отдельных руководителей крупных промышленных предприятий, а отраслевые союзы и ассоциации. В его состав входят все национальные отраслевые союзы страны: "Союз автомобильной промышленности", "Германский союз производителей промышленных машин и оборудования", "Союз аэрокосмической промышленности", "Центральный союз электротехнической и электронной промышленности", "Союз химической промышленности", "Союз предприятий по утилизации и переработке коммунальных и промышленных отходов", "Федеральный союз предприятий пищевой промышленности", "Союз исследователей и производителей медикаментов", "Немецкий союз литейной промышленности", "Экономический союз германской каучуковой промышленности", "Федеральный союз стекольной промышленности", "Федеральный союз производителей бумаги", "Союз кораблестроителей и производителей морской техники", "Объединенный союз текстильной индустрии ФРГ", "Союз германских объединенных энергосистем"... Всего ФСГП объединяет 35 таких союзов.
Представители ФСГП - постоянные члены различных консультативных органов в правительственных учреждениях: в министерствах экономики, финансов, обороны и других. Совместно с представителями властных структур они принимают участие в совещаниях, круглых столах, обсуждениях, где имеют возможность сформулировать свою позицию, которая обязательно учитывается при формировании экономической политики правительства. Президент ФСГП регулярно встречается с Федеральным канцлером, излагает ему свое видение тех или иных экономических проблем. Федеральный союз, представляя ассоциации германских промышленников, осуществляет лоббистскую деятельность в интересах своих членов при принятии всех важных экономических решений. Считается, что экономическая модель Германии более подходит для применения в России, поэтому изучение опыта консолидации немецкой промышленности имеет большое практическое значение.
Успешный опыт Ассоциации союзов АПК
Рассматривая проблемы российских промышленных союзов, нельзя не отметить успешную работу коллег из агропромышленного комплекса. Аграрные союзы в России гораздо сильнее, чем промышленные. Большая заслуга в этом принадлежит Ассоциации отраслевых союзов АПК - некоммерческой организации, созданной в 2000 г. по инициативе депутата Государственной Думы В.А. Семенова.
Главная задача ассоциации - повышение общественно-политической роли отраслевых союзов АПК и содействие их участию в формировании государственной политики в области агропромышленного комплекса. Ассоциация успешно выполняет эту задачу. С аграрными союзами сегодня считаются не только в Минсельхозе, но и в самых высоких правительственных кабинетах. Российский Зерновой Союз, Мясной Союз России, Молочный Союз России, Российский Союз производителей соков, Ассоциация производителей табачной продукции - мощные структуры, участвующие в обсуждении всех решений, касающихся сферы их деятельности. Благодаря правилам игры, установленным Ассоциацией, в АПК нет того огромного количества дублирующих и мешающих друг другу союзов и ассоциаций, как в промышленности (в одной только металлургической отрасли насчитывается больше десятка федеральных и региональных союзов).
Финансовые возможности промышленников России значительно превышают возможности аграриев. Число лоббистских структур в отечественной промышленности на порядок выше, чем в АПК. Однако перенимать опыт эффективного лоббирования предстоит промышленникам, а не аграриям! Во многом это связано с отсутствием в АПК чрезмерной конкуренции, с профессионализмом его отраслевых союзов, а также с согласованными действиями аграрной фракции в Госдуме, Минсельхоза России и Ассоциации отраслевых союзов АПК.
"Профсоюз союзов" вместо "профсоюза олигархов"
В журнальной статье невозможно осветить все проблемы и задачи, стоящие перед российскими отраслевыми промышленными союзами. Главное сегодня - преодолеть идеологический кризис, затронувший многие ассоциативные объединения. В отсутствие закона "О взаимодействии объединений товаропроизводителей с органами государственной власти" руководители некоторых отраслевых союзов заняли выжидательную позицию. Они справедливо полагают, что российские союзы во многом бесправны, с ними не считаются и т.п. При этом они почему-то считают, что нужный им закон должен проталкивать кто-то другой. А ведь без активного лоббирования силами всех отраслевых союзов желаемый закон никогда не будет принят.
В России нет лоббистской структуры, способной работать в интересах отраслевых промышленных союзов. Создать ее предстоит самим союзам и ассоциациям, этого за них делать никто не будет. Более того, попытка создать "профсоюз промышленных союзов" по образцу Федерального союза германской промышленности неизбежно будет встречать противодействие. Во многом из-за этого прообраз такой структуры существует у нас только в сфере АПК, в промышленности же пока действует модель "профсоюза олигархов".
Тем не менее возможность практической работы и помощи предприятиям есть уже сегодня. Надо четче объяснять руководству предприятий выгоды, которые сулит участие в программах, организуемых союзами.
Роль отраслевых союзов предстоит переосмыслить и директорскому корпусу. Что греха таить, отдельные союзы занимаются имитацией деятельности или не вполне нужной предприятиям работой. Такую ситуацию необходимо исправлять. Для этого необходимо сотрудничать со своими союзами, помогать им, ставить перед ними реальные задачи.
Большинство директоров занимается только своим бизнесом, ошибочно полагая, что изменять положение дел в их отрасли должны министерства и ведомства. Во-первых, у нас практически не осталось отраслевых министерств. Во-вторых, надо уметь ставить отраслевые проблемы перед государственными органами. Директора, как правило, ограничиваются призывами в своих интервью СМИ или письмами в органы власти. Ни в призывах, ни в письмах нет серьезного анализа ситуации в отрасли, необходимой доказательной базы и профессионально подготовленных проектов документов. В-третьих, необходимо компетентно обосновывать и доказывать власти необходимость принятия таких документов в интересах всей отрасли. Во всем мире подобной деятельностью в интересах отраслей занимаются союзы, а в России - отдельные представители бизнеса, да и то в собственных интересах.
Не все наши промышленники понимают: отдельно взятый завод не может самостоятельно решать многие общеотраслевые проблемы. Законодательная поддержка, защита внутреннего рынка от экспансии импорта, стимулирование промышленного экспорта... - если не заниматься всем этим, попытки директора создать идеальное предприятие будут напоминать обустройство отдельной каюты на тонущем корабле.
Роль союзов следует переосмыслить и власти. Она неизбежно придет к выводу: только после укрепления отраслевых союзов и создания поддерживающей их структуры, действующей совместно с Торгово-промышленной палатой, в России может начаться формирование системы цивилизованного и сбалансированного лоббизма в промышленной сфере. Дискредитация института союзов, представление их в качестве никчемных структур выгодны только тем, кто хочет, чтобы власть в России, как и прежде, слышала лишь голоса отдельных олигархов.
С.С. Сулакшин,
председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ
по промышленному развитию и высоким технологиям
А.В. Романихин,
президент Союза производителей нефтегазового оборудования
"Законодательство и экономика", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Задачи российских промышленных союзов
Авторы
С.С. Сулакшин - председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и высоким технологиям
А.В. Романихин - президент Союза производителей нефтегазового оборудования
"Законодательство и экономика", 2003, N 1