г. Краснодар |
|
19 марта 2015 г. |
Дело N А32-26235/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) - Петровой К.С. (доверенность от 11.12.2014), в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) и третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Муселимян Эгнери Арутовны, Вдовиченко Натальи Григорьевны, дачного некоммерческого товарищества "Галицино", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы администрации муниципального образования город-курорт Сочи и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Филимонова С.С., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-26235/2013, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков, а также об обязании территориального управления принять решение о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами:
- 23:49:0402022:723 площадью 1043 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Куйбышева/Гоголя, 52/12 (предназначен для индивидуального жилищного строительства);
- 23:49:0420010:99 площадью 400 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, п. Красная Поляна, ул. Турчинского, 51 (предназначен для индивидуального жилищного строительства);
- 23:49:0404003:364 площадью 6004 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, участок 2/1 (предназначен для сельскохозяйственного использования).
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Определениями от 07.11.2013 и от 17.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Муселимян Э.А., Вдовиченко Н.Г., ДНТ "Галицино" (т. 1, л. д. 56, 83).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014, требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99. На территориальное управление возложена обязанность принять решение о передаче в муниципальную собственность указанных земельных участков. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебные инстанции установили, что право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:364 зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Земельные участки переданы в аренду физическим лицам (23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99), а также юридическому лицу (23:49:0404003:364). По обращению Департамента имущественных отношений администрации (далее - департамент) о передаче в муниципальную собственность земельных участков соответствующего решения не принято, что послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд. Суды при разрешении спора исходили из норм Закона N 244-ФЗ, предусматривающих основания и порядок передачи земельных участков особо охраняемых природных территорий федерального значения из федеральной собственности в собственность муниципальных образований. Для передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность необходимо два условия в совокупности: нахождение участка в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Установленный Законом N 244-ФЗ порядок обращения за передачей участков в собственность муниципального образования администрацией соблюден (заявления направлены департаментом в уполномоченный орган). Территориальное управление не представило доказательств нахождения на участках с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99 объектов недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности. Наличие иных обстоятельств, препятствующих передаче участков в муниципальную собственность, также не подтвердило. Поэтому бездействие территориального управления в отношении названных участков суды признали не соответствующим статье 1 Закона N 244-ФЗ и обязали уполномоченный орган принять решение о передаче в муниципальную собственность земельных участков (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)). Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:364 зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, поэтому в удовлетворении требований в отношении данного участка суды отказали. Довод территориального управления о несоблюдении заявителем порядка обращения (необходимости обращения в Росимущество и получения от него соответствующего поручения) апелляционный суд отклонил со ссылкой на пункты 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), а также пункт 4.1 Положения о территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49. Материалами дела подтверждается факт обращения заявителя в территориальный орган Росимущества, следовательно, процедура обращения с заявлением о передаче земельных участков администрацией соблюдена (т. 1, л. д. 220; т. 2, л. д. 88).
Стороны обжаловали решение и апелляционное постановление в кассационном порядке.
Ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, администрация просит в жалобе судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, удовлетворив их в полном объеме. Жалоба мотивирована следующими доводами. Право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99 зарегистрировано в ЕГРП до вступления в силу Закона N 244-ФЗ; на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:364 - после вступления в силу указанного Закона. Однако это не препятствует применению в отношении данного участка норм Закона N 244-ФЗ. Право собственности Российской Федерации на спорные участки подтверждено выписками из ЕГРП. Участки расположены на территории курорта федерального значения, следовательно, к порядку передачи этих участков применимы нормы Закона N 244-ФЗ. В нарушение требований Административного регламента Росимущества по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.07.2009 N 270 (далее - Административный регламент), территориальным управлением не принято соответствующего решения по обращению департамента о передаче участков в муниципальную собственность. Бездействие территориального управления нарушает действующее законодательство и препятствует поступлению денежных средств в виде арендных платежей в бюджет муниципального образования.
Территориальное управление в жалобе просит судебные акты отменить в удовлетворенной части требований, полагая, что в данной части судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99 зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, поэтому для возникновения права муниципальной собственности требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 данного Закона. Согласно пункту 1 Положения Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Пунктом 4 указанного Положения установлено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента выполнение государственной функции осуществляется Росимуществом и (или) его территориальными органами. В силу пункта 3.1 Административного регламента при поступлении в Росимущество письменного обращения органа местного самоуправления о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность ответственный исполнитель осуществляет проверку поступивших документов на соответствие перечню документов, указанному в пункте 2.4.2 настоящего Регламента. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней. Пунктом 3.2 Административного регламента предусмотрено, что по результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается одно из следующих решений: письменное поручение соответствующему территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу; распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность; письмо заявителю об отказе в передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность. Таким образом, решение о передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования должно приниматься Росимуществом на основании обращения органа местного самоуправления. Письма от 12.03.2013, от 13.03.2013 и от 03.04.2013 о передаче земельных участков в муниципальную собственность направлялись в адрес территориального управления, доказательств обращения в Росимущество не представлено.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержала доводы жалобы, просила окружной суд решение и апелляционное постановление (в обжалуемой части) отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления администрации в полном объеме.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, в окружной суд не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела и доводы жалоб, выслушав представителя территориального управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в ЕГРП внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 площадью 1043 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Куйбышева/Гоголя, 52/12 (предназначен для индивидуального жилищного строительства); 23:49:0420010:99 площадью 400 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, п. Красная Поляна, ул. Турчинского, 51 (предназначен для индивидуального жилищного строительства); 23:49:0404003:364 площадью 6004 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, участок 2/1 (предназначен для сельскохозяйственного использования).
Право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99 зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244-ФЗ; участки обременены арендой в пользу физических лиц. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело выписками из ЕГРП от 29.01.2013 и от 15.03.2013 (т. 1, л. д. 17 - 23).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 11.04.2009 и выписки из ЕГРП от 18.02.2013 (т. 1, л. д. 24, 150) следует, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:364 зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ (запись регистрации от 11.04.2009 N 23-23-22/028/2009-414). Из выписки также следует, что данный участок обременен арендой в пользу ДНТ "Галицино".
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровые паспорта земельных участков от 07.02.2013 и от 28.02.2013) участки расположены во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта (т. 1, л. д. 28 - 41).
В письмах от 12.03.2013, от 13.03.2013 и от 03.04.2013, адресованных руководителю территориального управления, департамент со ссылкой на нормы Закона N 244-ФЗ просил принять решение о передаче участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0404003:364 и 23:49:0420010:99 из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования. К письму приложены выписки из ЕГРП и кадастровые паспорта земельных участков (т. 1, л. д. 42 - 49).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления и обязании его принять решение о передаче участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0404003:364 и 23:49:0420010:99 в собственность муниципального образования. Требования мотивированы длительным бездействием уполномоченного органа по вопросу о передаче указанных земельных участков в собственность муниципального образования.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с уклонением территориального управления от принятия решения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0404003:364 и 23:49:0420010:99 из федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Законом N 244-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 33-ФЗ (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244-ФЗ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В приведенной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
Из приведенных положений следует, что соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность), требуется в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (декабрь 2008 года).
При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0404003:364 и 23:49:0420010:99 расположены на территории курорта (во второй зоне округа горно-санитарной охраны) и находятся в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99 зарегистрировано в ЕГРП до момента вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Поэтому для возникновения права муниципальной собственности на данные участки требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении администрацией установленного Законом N 244-ФЗ порядка обращения за передачей участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99 в собственность муниципального образования. Территориальное управление не представило доказательств нахождения на спорных участках объектов недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности. На наличие иных обстоятельств, препятствующих передаче участков в муниципальную собственность, также не ссылалось. Поэтому бездействие территориального управления в отношении участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723 и 23:49:0420010:99 суды признали не соответствующим статье 1 Закона N 244-ФЗ и обязали уполномоченный орган принять решение о передаче в муниципальную собственность указанных участков (часть 2, пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
При разрешении требований в отношении участка с кадастровым номером 23:49:0404003:364 судебные инстанции установили, что право собственности Российской Федерации на указанный участок зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ (запись регистрации от 11.04.2009 N 23-23-22/028/2009-414).
Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу названного закона. Поэтому земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:364 не подлежит передаче в муниципальную собственность на основании норм Закона N 244-ФЗ (в порядке, предусмотренном данным законом). Вывод о необходимости отказа в удовлетворении данной части требований администрации основан на правильном применении судами положений Закона N 244-ФЗ. Соответствует он и сложившейся в округе судебной практике (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 по делу N А32-9601/2013, от 21.08.2014 по делу N А32-26234/2013, от 02.02.2015 по делу N А32-17144/2013). С учетом приведенных норм (практики их применения окружным судом), доводы кассационной жалобы администрации следует отклонить.
Довод кассационной жалобы территориального управления о несоблюдении администрацией порядка обращения за предоставлением государственной услуги по передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования окружным судом также отклоняется.
Судебные инстанции руководствовались при разрешении спора пунктами 1 и 4 Положения. Суды признали, что процедура обращения с заявлением о передаче земельных участков органом местного самоуправления соблюдена, однако по результатам обращения какое-либо решение территориальным управлением не принято. Росимущество, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, каких-либо возражений относительно соблюдения (нарушения) администрацией процедуры передачи спорных земельных участков суду не направило. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление. Администрация обратилась в уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом, находящийся на территории Краснодарского края.
Следует также отметить, что Административный регламент, на который в кассационной жалобе ссылается территориальное управление, определяет последовательность действий и сроки передачи имущества в рамках исполнения Росимуществом (его территориальными подразделениями) Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (пункты 1.3, 2.3, 2.5, 3.7 и 3.9). Настоящий спор возник в связи с неисполнением территориальным управлением административных процедур по передаче из федеральной собственности земельных участков, возложенных на Росимущество (его территориальные подразделения) в рамках Закона N 244-ФЗ.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявители освобождены от уплаты государственной пошлины по кассационным жалобам (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу N А32-26235/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.