г. Краснодар |
|
18 марта 2015 г. |
Дело N А53-13096/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зазулей Т.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кемеровской области, от истца - открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод" (ИНН 4221000535, ОГРН 1024201821093) - Дружининой М.М. (доверенность от 22.04.2013), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Хомяковой А.В. (доверенность от 10.09.2013), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2014 (судья Тютюник П.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Попов А.А.) по делу N А53-13096/2014, установил следующее.
ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод" (далее - завод) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 7 270 809 рублей неосновательного обогащения.
Решением от 04.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.12.2014, в иске отказано. Суды исходили из того, что к моменту приема груза к перевозке субпозиция "сплавы алюминиевые первичные" с кодом 76012010 была исключена из Гармонизированной номенклатуры грузов (ГНГ), в связи с чем железной дорогой правомерно применен общий тариф 1,547, установленный для всех сплавов цветных металлов. Применение тарифа с коэффициентом 1,19 для грузов с кодами ГНГ 76012020 и 76012000 не предусмотрено.
В кассационной жалобе завод просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, суды неправильно применили нормы материального права. В 17 квитанциях с кодами ЕТСНГ 331478, ГНГ 76012010 перевозчик проставил отметки о размере провозной платы с применением коэффициента 1,19, однако после отправки груза с лицевого счета завода списал провозную плату в завышенном размере. Исключение кода ГНГ 76012010 на основании письма Комитета организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) N III-033.Z/13 не может повлечь отмену тарифа, поскольку ОСЖД не является органом, уполномоченным на установление, изменение или отмену тарифов, действующих в Российской Федерации. На момент оформления перевозочных документов спорный тариф являлся действующим. Изменения, связанные с исключением кода ГНГ 76012010 из номенклатуры, были внесены в Прейскурант N 10-01 тарифов на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, утвержденный постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФСТ России) от 17.06.2003 N 45-т/5 (далее - Прейскурант N 10-01), приказом ФСТ России от 12.03.2014, при этом размер дополнительного поправочного коэффициента для перевозки алюминия и сплавов алюминиевых первичных составил 1,19 без привязки к коду ГНГ.
В отзыве на жалобу железная дорога просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители завода и железной дороги поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что с 01.06.2013 по 04.07.2014 железная дорога приняла у завода к перевозке 44 вагона с грузом, следовавших в непрямом международном сообщении со станции Обнорская Западно-Сибирской железной дороги до станции Новороссийск-экспорт Северо-Кавказской железной дороги.
В квитанциях о приеме груза формы ГУ-29-О завод указал наименование груза "сплавы алюминиевые, первичные" коды ГНГ 76012010 и ГНГ 76012020, "сплавы алюминиевые" код ГНГ 76012000. В квитанциях завод также указал код ЕТСНГ 331478 (сплавы цветных металлов).
Железная дорога, оказав услуги по перевозке, произвела расчет провозной платы на основании Прейскуранта N 10-01, исходя из поправочного коэффициента 1,547, установленного для перевозки сплавов цветных металлов.
Полагая, что железная дорога неверно произвела расчет провозной платы за перевозку первичных алюминиевых сплавов, завод направил железной дороге претензию с просьбой возвратить необоснованно удержанные денежные средства в размере 7 270 809 рублей (письмо от 20.12.2013 N 58/4-28б).
В письме от 14.02.2014 N Юпр-14/63 железная дорога отклонила претензию завода, что привело к судебному спору.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций правильно квалифицировали спорные правоотношения и применили к ним надлежащие нормы материального и процессуального права.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (пункт 1). Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений (пункт 5).
Размер платы за железнодорожную перевозку грузов определяется тарифными руководствами.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Плата за перевозку груза российскими железными дорогами определена Прейскурантом N 10-01.
Согласно пункту 1.1 Прейскуранта N 10-01 уровень тарифа устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. Таким органом в соответствии с пунктом 1, а также пунктами 5.3.1.21 - 5.3.1.23 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, является ФСТ России.
В силу пункта 1.3. Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов исчисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля.
В порядке пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, наименование груза и его код в графе "наименование груза" в железнодорожной накладной указывается в соответствии с тарифным руководством.
Подпунктом 2.2.1 раздела 2 Прейскуранта N 10-01 (Тарифное руководство N 1) установлено, что при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ.
Таблица N 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 (Тарифное руководство N 1) предусматривает применение поправочных коэффициентов в отношении грузов по позициям и кодам ЕТСНГ. В отношении же грузов "сплав алюминиевый первичный", код ГНГ 76012010, таблица N 4 отсылает к Гармонизированной номенклатуре грузов.
Решением XXVIII Конференции генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД от 22-26.04.2013 код ГНГ 76012010 "сплавы алюминиевые первичные" исключен из Гармонизированной номенклатуры грузов с 01.06.2013.
В период, предшествующий спорному, согласно Таблице N 4 приложения 3 к разделу 2 части 1 Прейскуранта N 10-01 (в редакции приказа ФСТ России от 27.11.2012 N 303-т/З), определяющей условие тарификации металлов цветных и их сплавов, ко всем металлам цветным и их сплавам применялся коэффициент 1,547, за исключением груза "сплав алюминиевый первичный", код ГНГ 76012010, к которому применялся коэффициент 1,19.
Таким образом, из применения общего коэффициента 1,547 выделен более низкий коэффициент 1,19 только для одного вида груза - "сплавы алюминиевые первичные", код ЕТСН 331478, код ГНГ 76012010.
Поскольку с 01.06.2013 код ГНГ 76012010 был исключен из Гармонизированной номенклатуры грузов, основания для применения понижающего коэффициента 1,19 для данной категории грузов отпали. Указание грузоотправителем несуществующего (исключенного) кода свидетельствует о ненадлежащем оформлении перевозочных документов. В данной ситуации перевозчик правомерно применил тариф для сплавов цветных металлов (код ЕТ СНГ 331478) с коэффициентом 1,547.
Кроме того, применение тарифа с учетом понижающего коэффициента 1,19 для грузов с кодами ГНГ 76012020 и 76012000 Тарифным руководством N 1 не предусмотрены. Следовательно, применение железной дорогой к грузам данных категорий (кодов) коэффициента 1,547 является правильным.
Доводы заявителя о том, что исключение кода ГНГ не могло повлечь отмену тарифа до принятия уполномоченным государственным органом соответствующего нормативного акта, суд апелляционной инстанции отклонил обоснованно.
Таблица N 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 (Тарифное руководство N 1) в части применения поправочного коэффициента при применении тарифа на перевозку грузов "сплав алюминиевый первичный", код ГНГ 76012010, отсылает к Гармонизированной номенклатуре грузов. Изменение же кодификации грузов, применение которой обязательно для субъектов перевозочного процесса, влечет невозможность применения поправочного коэффициента, ранее установленного для исключенной номенклатурной группы. В связи с этим применение к грузам "сплав алюминиевый первичный", код ГНГ 76012010, поправочного коэффициента 1,547, установленного для сплавов цветных металлов, код ЕТСНГ 331478, является правомерным.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу N А53-13096/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.