г. Краснодар |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А53-13839/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей ДрабоТ.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенных о времени и месте его заседания заявителей: открытого акционерного общества "Автоколонна 1423" (ИНН 6154093599, ОГРН 1046154018129), общества с ограниченной ответственностью "Автолайн-КО" (ИНН 6154088616, ОГРН 1036154016030), открытого акционерного общества "Автолайн К" (ИНН 6154079410, ОГРН 1026102582990), от заинтересованного лица - Администрации города Таганрога Ростовской области (ИНН 6154061491, ОГРН 1026102581350), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Автолайн", общества с ограниченной ответственностью "Русский транзит - 2", муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление", Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), при участии в судебном заседании от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Пассажиртранс" - Аношкина С.А. (доверенность от 31.01.2013) общества с ограниченной ответственностью "Маршрутное такси "Южный город"" - Аношкина С.А. (доверенность от 18.12.2013), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Автоколонна 1423" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2014 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А53-13839/2014, установил следующее.
ОАО "Автоколонна 1423" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации города Таганрога Ростовской области (далее - администрация) о признании недействительным постановления администрации от 12.05.2014 N 1398, а также об обязании администрации провести открытый конкурс на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования в г. Таганроге на 2014 - 2016 годы в соответствии с конкурсной документацией, утвержденной постановлением администрации от 30.12.2013 N 4135. Заявление общества принято к производству суда и делу присвоен N А53-13839/2014.
ООО "Автолайн-КО" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с аналогичными требованиями. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 23.06.2014 указанное заявление принято к производству суда, делу присвоен N А53-14435/2014.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2014 аналогичное заявление принято судом от ОАО "Автолайн К". Делу присвоен N А53-14931/2014.
По ходатайству администрации, учитывая взаимосвязь требований общества, ООО "Автолайн КО" и "Автолайн К" между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам, а также в целях исключения принятия противоречащих друг другу судебных актов определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 дела N А53-13839/2014, А53-14931/2014 и А53-14435/2014 объединены в одно производство с присвоением единого номера дела А53-13839/2014.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что изменения в конкурсную документацию внесены оспариваемым постановлением администрации на основании предписания антимонопольного органа; нормы Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не регулируют спорные правоотношения в сфере организации конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования. Доказательства нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителей судом не установлены.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, заявленные обществом требования удовлетворить. Как считает податель жалобы, администрация нарушила нормы пункта 6 статьи 50 Закона N 44-ФЗ и пункта 7.9 Положения о проведении конкурсов на право заключения договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования в г. Таганроге, утвержденного постановлением Администрации г. Таганрога от 13.08.2013 N 2439 (далее - Положение), внеся изменения в конкурсную документацию за пределами установленных законом сроков (нарушение срока на три месяца). Кроме того, общество указывает, что редакция оспариваемого постановления, официально опубликованная, выпущена без внесенных изменений. Также общество указывает, что судебный акт по настоящему делу не мог быть вынесен судом до момента вступления в законную силу решения по делу N А53-13838/2014.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Как установили суды, 30.12.2013 постановлением администрации N 4135 утверждена конкурсная документация по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городе Таганроге на 2014 - 2016 годы.
17 февраля 2014 года общество подало заявку на участие в конкурсе.
12 мая 2014 года администрацией издано постановление N 1389 "О внесении изменений в постановление Администрации города Таганрога от 30.12.2013 N 4135", опубликованное в газете "Таганрогская правда" N "175-177 от 21.05.2014 (далее - постановление N 4135).
После принятия 30.12.2013 постановления N 4135 утверждена конкурсная документация по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городе Таганроге на 2014 - 2016 годы, конкурсная документация опубликована администрацией 14.01.2014 на сайте www.tagancity.ru.
В соответствии с постановлением N 4135 конкурс проводится в целях обеспечения потребностей населения в транспортном обслуживании, повышения безопасности дорожного движения, улучшения культуры и качества обслуживания пассажиров. В пункте 3.1 постановления N 4135 предусмотрено, что в конкурсе могут принимать участие юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим обязательным требованиям: наличие собственных, арендованных или принадлежащих перевозчику на иных законных основаниях помещений и оборудования, позволяющих осуществлять хранение, техническое обслуживание, ремонт транспортных средств либо наличие договоров перевозчика со специализированными организациями на оказание данных услуг; наличие собственных, арендованных или принадлежащих перевозчику на иных законных основаниях транспортных средств, которые по количеству, качеству, конструкции и техническому состоянию соответствуют условиям, устанавливаемым документацией к конкурсу. За наличие у участника конкурса в границах города Таганрога территорий для хранения заявленного подвижного состава на открытой площадке начисляется 100 баллов, а в крытом и отапливаемом помещении - 500 баллов, за наличие моечного комплекса в границах города Таганрога, либо договора на оказание такого рода услуг начисляется 400 баллов, за наличие технологической базы в границах города Таганрога для технического обеспечения перевозок (склады, производственные участки, цеха и т. д.) - 1600 баллов.
Также оценивалось наличие собственных, арендованных или принадлежащих участнику конкурса на иных законных основаниях транспортных средств, оборудованного класса безопасности дорожного движения: если транспортное средство находится в собственности - 500 баллов; если транспортное средство находится в лизинге - 300 баллов; на другом законном основании - 100 баллов, за наличие оборудованного класса безопасности дорожного движения присуждалось 300 баллов, за его отсутствие 0 баллов. Конкурсные баллы начислялись только в том случае, если соответствующие помещения и оборудование были расположены в границах города Таганрога.
ООО "Автолайн", ООО "Пассажиртранс", ООО "Маршрутное такси "Южный город"", ООО "Русский транзит-2" сочли, что указанные критерии нарушают принцип конкуренции, в связи с чем в адрес Управления Федерального антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольная служба) направили жалобы на неправомерные действия администрации, выразившиеся в ограничении конкуренции при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городе Таганроге.
На основании приказа от 10.02.2014 N 46 антимонопольная служба возбудила в отношении администрации дело N 229/04 и приняла решение от 18.03.2014 N 3979/04 о признании администрации нарушившей часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ); о выдаче предписания об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно, администрации предписано: отменить протоколы, составленные в ходе проведения конкурса; внести изменения в конкурсную документацию: предусмотреть в конкурсной документации начисление конкурсных баллов перевозчикам, заключившим договоры о хранении, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств; предусмотреть в конкурсной документации начисление конкурсных баллов перевозчикам, имеющим за пределами города Таганрога помещения и оборудование, необходимые для обеспечения осуществления регулярных перевозок; установить методику оценки конкурсных предложений по критерию "наличие оборудованного класса безопасности дорожного движения"; исключить критерии оценки "наличие собственных, арендованных или принадлежащих на иных законных основаниях транспортных средств (основания владения подвижным составом)"; установить критерии определения порядкового номера конкурсной заявки в случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия осуществления пассажирских перевозок; продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее чем на двадцать дней с момента опубликования изменений, внесенных в конкурсную документацию. Срок исполнения предписания установлен до 30.04.2014.
Во исполнение указанного предписания антимонопольной службы оспариваемым постановлением администрации от 12.05.2014 N 1398 внесены соответствующие изменения в постановление администрации от 30.12.2013 N 4135, которым первоначально утверждена конкурсная документация.
Руководствуясь пунктами 3, 3.1 части 1 статьи 23, статьями 36, 50, 51 Закона N 135-ФЗ, а также Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", которым установлено, что органы местного самоуправления вправе вносить изменения в принятые им ненормативные правовые акты, суды пришли к обоснованному выводу, что постановление администрации от 12.05.2014 N 1398 о внесении изменений в постановление от 30.12.2013 N 4135 выносилось в пределах компетенции органа местного самоуправления при антимонопольном контроле регламентирования конкурсной документации, который явился дополнительной гарантией формирования четких критериев и принципов дифференцированной оценки конкурсной документации, сформулированных в постановлении.
Основания для вывода о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта закону или иным нормативным правовым актам отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции также принял во внимание рассмотрение Арбитражным судом Ростовской области дела N А53-13838/2014. По данному делу предметом судебной проверки явилась законность и обоснованность решения антимонопольного органа от 18.03.2014 N 3979/04, на основании которого выдано предписание администрации. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.05.2015, в удовлетворении заявленных ОАО "Автоколонна 1423" требований о признании незаконным решения антимонопольной службы от 18.03.2014 N 3979/04 отказано.
Довод общества о несоответствии оспариваемого постановления администрации положениям Закона N 44-ФЗ правомерно отклонен судами, как нормативно необоснованный, поскольку указанным законом регулируются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд за счет средств соответствующего бюджета. Привлечение же на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок пассажиров с заключением договоров об организации таких перевозок по своей природе не является размещением заказа путем проведения конкурса на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд за счет средств бюджета муниципального образования.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 по делу N А53-13839/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.