Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 марта 2023 г. N 173
"Об утверждении Порядка проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в Минэкономразвития России"
В целях организации проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в Минэкономразвития России и с учетом подпункта "в" пункта 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. N 274н (зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2018 г., регистрационный N 51123),приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в Минэкономразвития России (далее - Порядок).
2. Настоящий Порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Керефова М.А.
Министр |
М.Г. Решетников |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от 14.03.2023 г. N 173
Порядок
проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в Минэкономразвития России
I. Общие положения
1.1. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия активов; сопоставление фактического их наличия с данными регистров бюджетного учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
1.2. Под активами понимаются нефинансовые и финансовые активы, числящиеся на балансовом и забалансовом учете Министерства, в том числе объекты имущества: основные средства, нематериальные активы, материальные запасы, а также денежные средства и финансовые требования (дебиторская задолженность), а под обязательствами - кредиторская задолженность.
1.3. Инвентаризации подлежат все виды нефинансовых активов, не принадлежащие Министерству, но числящиеся в учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды финансовых обязательств.
Инвентаризация нефинансовых активов производится по их местонахождению и материально ответственному лицу.
1.4. Проведение инвентаризации обязательно*:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, на хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.5. Инвентаризация денежных средств в кассе Министерства производится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, созданной согласно распоряжению директора Финансового департамента, внезапно, не реже 1 раза в месяц. Результаты проверки оформляются актами инвентаризации наличных денежных средств.
1.6. Инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), прочими дебиторами и кредиторами подразумевает проверку обоснованности числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.
С целью достоверности оценки правильности отражения сумм задолженности сверка взаимных расчетов с контрагентами производится на дату проведения инвентаризации. Для этого в течение IV квартала отчетного года во все организации, с которыми заключены государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, рассылаются информационные письма о предстоящей инвентаризации.
В случае выявления ошибок в регистрах бюджетного учета должны быть составлены корректировочные записи в порядке, установленном пунктом 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Помимо проверки правильности отражения сумм дебиторской (кредиторской) задолженности, на счетах бюджетного учета выявляются просроченная задолженность, задолженность, по которой истек срок исковой давности.
1.7. Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами проводится на регулярной основе, заключается в сверке числящейся за работниками Министерства или Министерством задолженности на предмет правильности ее отражения в учете.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Выявляются работники Министерства, вовремя не отчитавшиеся по выданным авансам, а также те, кому выдача денег под отчет не регламентирована руководством.
1.8. Цель проведения инвентаризации расчетов с работниками Министерства по оплате труда - выявление неоплаченных сумм, подлежащих отнесению на расчеты с депонентами, а также сумм и причин возникновения переплат работникам Министерства.
II. Порядок проведения инвентаризации
2.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются приказом Министерства.
2.2. Для одновременного проведения инвентаризации активов и обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (далее - рабочие комиссии).
2.3. Персональные составы рабочих комиссий утверждаются приказами Министерства.
В состав рабочих комиссий включаются работники Финансового департамента Министерства и работники структурных подразделений Министерства.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными**.
2.4. До начала проверки фактического наличия имущества рабочей комиссии надлежит убедиться в наличии действующих договоров (иных документов) о полной индивидуальной материальной ответственности с работниками Министерства, получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Материально ответственные лица обязаны присутствовать при инвентаризации вверенного им имущества, но членами рабочей комиссии быть не могут.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в Финансовый департамент или рабочей комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
2.5. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых требований и обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (далее - описи) не менее чем в двух экземплярах.
Результаты инвентаризации оформляются с применением форм первичной учетной документации, установленных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
2.6. Рабочая комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках нефинансовых и финансовых активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Подчистки и помарки в инвентаризационной описи не допускаются. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами рабочей комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, обмера, взвешивания. При проведении инвентаризации в кассе Министерства пересчет наличных денежных средств и денежных документов производится непосредственно кассиром (иным материально ответственным лицом) в присутствии членов инвентаризационной комиссии (рабочей комиссии).
2.8. После окончания инвентаризации материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую принятие поименованных в описи ценностей на ответственное хранение.
III. Порядок отражения результатов инвентаризации
3.1. Рабочая комиссия проверяет правильность и обоснованность числящейся в бюджетном учете суммы задолженности по недостачам, излишкам и хищениям. При выявлении недостач или излишков нефинансовых и финансовых активов и обязательств (далее - недостача/излишки) рабочая комиссия принимает меры для выяснения обстоятельств и причин их возникновения.
3.2. При выявлении недостачи/излишков рабочая комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц (работников), формирует материалы для оценки размера причиненного ущерба в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Истребование от материально ответственного лица (работника) письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения материально ответственного лица (работника) от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
3.3. Для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения рабочая комиссия инициирует служебное расследование.
3.4. По результатам проведенной инвентаризации активов материально ответственные лица производят сверку данных описей и показателей инвентарных списков, книг (карточек) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству ценностей.
3.5. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бюджетного учета подлежат регистрации в бюджетном учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Результаты инвентаризации отражаются в бюджетном учете и бюджетной отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация.
Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бюджетной отчетности, отражаются в годовой бюджетной отчетности.
______________________________
* Пункт 81 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н (зарегистрирован в Минюсте России 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517).
** Пункт 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 марта 2023 г. N 173 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в Минэкономразвития России"
Порядок, утвержденный настоящим приказом, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 июля 2024 г. N 401
Изменения вступают в силу с 1 июля 2024 г. и применяются в целях ведения бюджетного учета с 1 июля 2024 г.