г. Краснодар |
|
01 апреля 2015 г. |
Дело N А63-3323/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутсвие в судебном заседании заявителя - закрытого акционерного общества "Стодеревский карьер" (ИНН 2612017004, ОГРН 1022600826357), заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600200993,), третьих лиц - Галяева Б.Д., Воробцова В.В., Маркина Л.И., Верейкина В.В., Просёлкина В.И., Пономарёва А.В., Ващанова С.В., Лацина А.И., Лезного А.С., Юшкевича И.В., Кокоева Р.З., Клочко С.В., Мельниковой Н.А., Мельникова И.А., Макеева В.В., Мисетова С.С., Ковалёвой М.А., Ефремова Н.А., Загорий Н.Д., Воробцова В.М., Журенкова А.И., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29 сентября 2014 года (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2014 года (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-3323/2014, установил следующее.
ЗАО "Стодеревский карьер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) от 11.03.2014 N 58 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии от 18.10.2005 СТВ N 00008 ТЭ.
Определением суда от 01.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Галяев Б.Д., Воробцов В.В., Маркин Л.И., Верейкин В.В., Просёлкин В.И., Пономарёв А.В., Ващанов С.В., Лацин А.И., Лезный А.С., Юшкевич И.В., Кокоев Р.З., Клочко С.В., Мельникова Н.А., Мельников И.А., Макеев В.В., Мисетов С.С., Ковалёва М.А., Ефремов Н.А., Загория Н.Д., Воробцов В.М., Журенков А.И.
Решением суда от 29 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29 сентября 2014 года, требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что у общества отсутствовала возможность исполнить требования министерства по устранению нарушений в части снижения уровня добычи песка.
В кассационной жалобе и дополнении к жалобе министерство просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, значительное снижение годовой производительности, указанное в лицензионном соглашении, является нарушением существенных условий лицензии. Доказательств устранения обществом выявленных нарушений на день досрочного прекращения права пользования недрами обществом не представлено. В нарушение пункта 7 части 1 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) общество не обратилось в министерство с заявлением об уменьшении объема добычи. Признавая недействительным приказ министерства от 11.03.2014 N 58 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии, суд не учел вину общества, и возможность с 2011 года увеличить объем добычи песка. Прекращение права пользования недрами по мотиву нарушения существенных условий лицензионного соглашения фактически представляет собой расторжение в установленном порядке договорных отношений (лицензионного соглашения) и не является мерой административного наказания в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт, как необходимой части состава правонарушения.
В отзывах на кассационную жалобу обществ, третьи лица просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Министерство заявило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы по делу. Руководствуясь положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает, что ходатайство не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 18.10.2005 СТВ N 00008 ТЭ, сроком действия до 31.12.2025 с целевым назначением и видами работ - добыча строительных песков на Стодеревском карьере в Курском районе Ставропольского края.
Пунктом 4.1 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами к вышеуказанной лицензии Общества, уровень добычи строительных песков на лицензионном участке установлен 200,0 тыс. куб. м.
Согласно пункту 11.1 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами требования, определенные пунктами 4.1, 4.2, 4.4 соглашения, являются существенными условиями лицензии СТВ N 00008 ТЭ, нарушение которых является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами на лицензионном участке.
На основании распоряжения от 08.11.2013 N 206 о проведении проверки, согласованной с прокуратурой Ставропольского края, министерство провело внеплановую проверку общества по вопросам соблюдения природоохранного законодательства Ставропольского края, в ходе которой установлено, что обществом допущены нарушения требований условий лицензионного соглашения лицензии СТВ N 00008 ТЭ от 18.10.2005 с целевым назначением и видами работ - добыча строительных песков на Стодеревском Западном месторождении в Курском районе Ставропольского края. Согласно форме федерального государственного статистического наблюдения по форме N 5-ГР (сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых), утвержденной постановлением Госкомстата России, обществом в 2011 году добыто строительных песков 67,4 тыс. куб. м, а в 2012 году -- 110,9 тыс. куб. м строительных песков, что ниже оговоренного в лицензионном соглашении уровня добычи.
Министерство направило директору общества Жемухову М.А. уведомление от 26.11.2013 N 02/1-7331 с предложением в трехмесячный срок устранить допущенные существенные нарушения лицензионного соглашения.
В связи с отсутствием информации об устранении выявленных нарушений министерство издало приказ от 11.03.2014 N 58 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на право пользования недрами СТВ N 00008 ТЭ от 18.10.2005.
Не согласившись с приказом министерства, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы участвующих в деле лиц, и руководствуясь положениями Закона о недрах, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды удовлетворили требования общества и сделали вывод, что снижение уровня годовой производительности вызвано объективными причинами (снижение спроса на строительный песок в период экономического кризиса 2008 - 2011 годов), кроме того, у общества отсутствовала возможность исполнить требования министерства по устранению нарушений в части снижения уровня добычи песка, поскольку период времени, предоставленный министерством на устранение нарушений, выпадал на три зимних месяца года, в течение которых отсутствует покупательский спрос на сырье, отсутствуют заявки контрагентов, работы по добыче строительного песка носят сезонный характер, обусловленный объективными трудностями по проведению соответствующих работ, сопряженных с добычей ископаемых.
Удовлетворяя требование по указанным основаниям, суды не учли следующее.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона о недрах, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" установлено, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах. В соответствии с положениями данной статьи закона лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме закона условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя, в статье 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Из анализа указанных норм Закона о недрах следует, что недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязательства по его исполнению.
В соответствии с положениями статей 314, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Общество, являющееся субъектом предпринимательской деятельности, в соответствии с положениями статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации действует самостоятельно и на свой риск. Невыполнение обязательств влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
Частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено, что в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности.
Учитывая положения названных норм права и разъяснения, изложенные в указанном постановлении Пленума, досрочное прекращение права пользования недрами, по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения, фактически представляет собой расторжение в установленном данным Законом порядке договорных отношений (лицензионного соглашения) и не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности) в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт как необходимой части состава правонарушения.
Из лицензионного соглашения следует, что общество вправе обратиться в министерство по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана (пункт 5.4). Значительное изменение уровня добычи полезного ископаемого является существенным нарушением условий лицензии, нарушение которых является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами на лицензионном участке (пункт 11.1).
В деле имеются доказательства того, что уровень добычи строительного песка в период 2007 - 2014 годов обществом составлял ежегодно менее 200 тыс. куб. м. Согласование изменения уровня добычи полезного ископаемого в период 2007 - 2014 годов не производилось. Действий по устранению выявленных нарушений и снижению минимального уровня добычи полезного ископаемого обществом не предпринято. Доказательства невозможности соблюдения обществом требований, предъявляемых к его деятельности нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, отсутствуют.
Таким образом, выводы судов о незаконности приказа министерства от 11.03.2014 N 58 сделаны при неправильном толковании норм права и не соответствуют обстоятельствам дела.
В связи с этим суд кассационной инстанции полагает судебные акты, принятые по делу, подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить указанные выше обстоятельства, а также исследовать доказательства, на основании которых может быть сделан вывод о наличии либо отсутствии обстоятельств, служащих основанием для признания оспариваемого приказа недействительным, всесторонне исследовать представленные доказательства и на основании их оценки принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.09.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу N А63-3323/2014 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.