Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 апреля 2020 г. N 11666-ОГ/08
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент) в ответ на обращение от 24 марта 2020 г. N" 137230, зарегистрированное в Минстрое России 24 марта 2020 г. за N 11526-ОГ, сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 статьи 49 Кодекса.
Так, согласно части 2 статьи 49 Кодекса экспертиза не проводится в отношении проектной документации, в том числе следующих объектов капитального строительства:
отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством лажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт 4 части 2 статьи 49 Кодекса);
отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт 5 части 2 статьи 49 Кодекса).
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), вступившем в силу 4 августа 2018 года, статья 49 Кодекса дополнена новой частью 2.2, предусматривающей что если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Кодекса, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Кодекса, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (далее - Положение).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2019 г. N 671 "О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункт 5.2 Положения дополнен подпунктом 5.2.101(21), устанавливающим, что Минстрой России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующий нормативный правовой акт в установленной сфере деятельности - критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Кодекса, к объектам массового пребывания граждан.
Изданный приказ Минстроя России от 3 июня 2019 г. N 321/пр "О критериях отнесения к объектам массового пребывания людей отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, и отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон" в связи с отказом Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации отменен приказом Минстроя России от 18 сентября 2019 г. N 552/пр.
Приказ Минстроя России от 1 ноября 2019 г. N 669/пр "О критериях отнесения к объектам массового пребывания людей отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, и отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон" (далее - Приказ N 669) возвращен Минюстом России 25 декабря 2019 года без государственной регистрации.
Приказ N 669 отменен приказом Минстроя России от 27 января 2020 года N 37/пр.
В этой связи, Минстроем России был подготовлен новый проект приказа, который в настоящее время проходит установленные законодательством Российской Федерации процедуры согласования.
Вместе с тем следует отметить следующее.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Пунктом 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", к объектам с массовым пребыванием людей отнесены здания или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Согласно части 10 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Кодекса, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, а являются мнением, не обязательным для правоприменения.
Заместитель директора |
Е.Б. Бобрышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 апреля 2020 г. N 11666-ОГ/08
Опубликование:
-