О бухгалтерской и налоговой учетной политике на 2003 год
Как показывает практика, ряд руководителей и главных бухгалтеров относятся формально к составлению приказа по учетной политике и рассматривают его всего лишь как обязательный информативный документ, необходимый для представления в налоговую инспекцию вместе с годовым отчетом.
Учетная политика организации является важнейшим внутренним документом, определяющим оптимальный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации и, как следствие, ее платежеспособность и финансовую независимость, а также защиту прав как налогоплательщика.
Все остальные внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность, должны формироваться именно на основе учетной политики.
Цель данной статьи - оказать практическую помощь руководителям и главным бухгалтерам предприятий в составлении приказа по учетной политике.
1. Необходимость формирования учетной политики организации
Учетная политика организации - это совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
При формировании учетной политики утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации исходя из требований п.3 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и на основе норм Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, и одобряется руководителем организации.
Организация должна последовательно придерживаться принятой учетной политики из года в год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Необходимость обязательного формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовой формы обусловлена требованиями п.3 ст.5 Закона N 129-ФЗ и п.3 ПБУ 1/98.
Разработка и утверждение учетной политики для целей налогообложения предусмотрена нормами п.12 ст.167 и ст.313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Исключение (в части формирования бухгалтерской учетной политики) составляют только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в связи с тем, что в соответствии с требованиями ст.346.17 и 346.24 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, вводимой в действие с 1 января 2003 года, им предоставлено право исчисления налоговой базы и суммы налога на основании книги учета доходов и расходов (без организации синтетического и аналитического учета). Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждаются МНС России по согласованию с Минфином России.
Это позволяет сделать вывод о том, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения согласно нормам главы 26.2 НК РФ и приказу МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения", освобождаются от обязанности формировать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета и оформлять приказ о ней.
Что касается налоговой учетной политики, то согласно ст.346.14 НК РФ (в ред. от 24.07.2002 N 104-ФЗ) до 1 января 2005 года для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, элементом налоговой учетной политики является объект налогообложения, а именно:
- доходы (ставка единого налога - 6%; осуществленные расходы не влияют на сумму единого налога; убытки по результатам работы за налоговый период на будущее не переносятся);
- или доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка единого налога - 15%, перечень расходов является закрытым; перенос убытков, полученных по результатам работы за налоговый период, на будущее).
Выбор объекта налогообложения с полученных доходов на весь период применения упрощенной системы налогообложения осуществляется такими организациями самостоятельно и должен быть оформлен соответствующим организационно-распорядительным документом.
Для организаций розничной торговли, перешедших на упрощенную систему налогообложения в 2003 году, следует, по нашему мнению, осуществить выбор объекта налогообложения с полученных доходов, поскольку 6% единого налога с полученных доходов применительно к условиям 2002 года означают 5% налога с продаж и всего 1%, приходящийся на налог на прибыль, налог на имущество, НДС и единый социальный налог. Напоминаем, что согласно п.2 ст.346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Иные налоги уплачиваются такими организациями в соответствии с общим режимом налогообложения. Кроме того, эти организации производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Ответственность за уклонение от обязанностей
формирования учетной политики организации
Уклонение организации от обязанностей по формированию учетной политики может быть квалифицировано налоговым органом как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выражающееся в данном случае в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского и налогового учета) и, как следствие, в неправильном отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности.
За уклонение от обязанности формирования учетной политики организация может нести как налоговую, так и административную ответственность (см. табл.).
/-----------------------------------------------------------------------\
|Налоговое правонарушение (ст.120 РФ) | Налоговые санкции (штраф) |
|---------------------------------------+-------------------------------|
|Грубое нарушение организацией правил| |
|учета доходов и (или) расходов и (или)| |
|объектов налогообложения: | |
|---------------------------------------+-------------------------------|
|- если эти деяния совершены в течение| 5000 руб. |
|одного налогового периода при отсутст-| |
|вии признаков налогового правонарушения| |
|---------------------------------------+-------------------------------|
|- те же деяния, если они совершены в| 15 000 р. |
|течение более одного налогового периода| |
|---------------------------------------+-------------------------------|
|- те же деяния, если они повлекли зани-|10% от суммы неуплаченного на-|
|жение налоговой базы |лога, но не менее 15 000 руб. |
|---------------------------------------+-------------------------------|
| Административная ответственность | Административное взыскание |
| (глава 15 КоАП РФ) | (штраф на должностных лиц) |
|---------------------------------------+-------------------------------|
|Грубое нарушение правил ведения бухгал-| |
|терского учета и представления бухгал-| |
|терской отчетности | |
|---------------------------------------+-------------------------------|
|- искажение сумм начисленных налогов и| от 20 до 30 МРОТ *(1) |
|сборов не менее чем на 10% | |
|- искажение любой статьи (строки) бух-| |
|галтерской отчетности не менее чем на| |
|10% | |
|---------------------------------------+-------------------------------|
|Непредставление в установленный законо-| от 3 до 5 МРОТ *(1) |
|дательством о налогах и сборах срок ли-| |
|бо отказ от представления в налоговые| |
|органы оформленных в установленном по-| |
|рядке документов и (или) иных сведений,| |
|необходимых для осуществления налогово-| |
|го контроля, а равно представление та-| |
|ких сведений в неполном объеме или в| |
|искаженном виде | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| *(1) В соответствии со ст.5 Федерального закона от 19.06.2000|
|N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 29.04.2002|
|N 42-ФЗ) исчисление штрафов и иных платежей, осуществляемое в|
|соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от|
|минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года|
|исходя из базовой суммы, равной 100 руб. |
\-----------------------------------------------------------------------/
Обращаем внимание читателей журнала на то, что действующее законодательство не предусматривает необходимости представления налоговым органам и другим внешним пользователям организационно-распорядительного документа об учетной политике в полном объеме и заранее.
Отдельные элементы учетной политики в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Так, согласно п.4 ст.13 Закона N 129-ФЗ (в ред. от 28.03.2002 N 32-ФЗ), п.11 ПБУ 1/98 (в ред. от 30.12.1999 N 107н) и разделу VI Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, в пояснительной записке по итогам отчетного года должна содержаться существенная информация о методах оценки статей бухгалтерской отчетности, а также о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случае, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием.
Иными словами, вышеуказанные нормы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета подчеркивают необходимость раскрытия принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, а не формирования учетной политики.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация также объявляет об изменениях, вносимых в свою учетную политику на следующий отчетный год.
Кроме того, в соответствии с п.3 приказа Минфина России от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности согласно действующему законодательству, предоставлено право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности пояснительную записку.
Бухгалтерская и налоговая учетная политика может быть оформлена как одним, так и разными организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями). В связи с наличием существенных различий между бухгалтерским и налоговым учетом рекомендуем разграничить правила формирования информации, утвердив бухгалтерскую и налоговую политику двумя разными приказами.
В соответствии с п.7 ПБУ 1/98 учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой).
Если признание объекта учета по различным видам договоров и соответствующие бухгалтерские проводки производятся исходя из формы первичных документов, а не из содержания выполненных работ (оказанных услуг), то главный бухгалтер несет за это ответственность, поскольку в результате сделанных им записей могут быть искажены данные финансовой отчетности организации, что приведет к возникновению налоговых рисков и рисков всех заинтересованных пользователей.
Поэтому профессиональное суждение бухгалтера при признании того или иного объекта учета должно основываться на синтезе экономического и юридического (гражданско-правового) содержания хозяйственных операций, то есть на органической взаимосвязи бухгалтерской, налоговой и договорной политики организации (см. схему).
"Схема 1"
3. Особенности формирования бухгалтерской учетной политики в 2003 году
3.1. Общие положения
Общепринятые правила ведения бухгалтерского учета не означают полной унификации учетного процесса. Учетная политика должна быть ориентирована на индивидуальные специфические особенности коммерческой деятельности организации, касающиеся правил организации и ведения бухгалтерского учета.
Действующие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета позволяют применять разнообразные варианты учета.
Согласно п.4 ст.13 Закона N 129-ФЗ в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случае, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, подчеркивается, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные этой Инструкцией.
Вышеуказанные нормы предоставляют организациям возможность для обоснованного отступления от установленных правил и формирования своей бухгалтерской учетной политики.
В то же время необходимо иметь в виду, что при формировании элементов учетной политики организация не должна, с одной стороны, выходить за рамки, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а с другой - имеет право выбирать приемлемый для нее вариантный способ учета или самостоятельно устанавливать определенный всесторонне обоснованный способ учета при наличии операций, нормативно не урегулированных действующим законодательством.
Согласно п.16 ПБУ 1/98 не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны, по существу, от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Как показывает аудиторская практика, организациям необходимо обратить внимание на следующие элементы бухгалтерской учетной политики, которые организации либо вообще не включают в соответствующий приказ, либо сформулированы формально без учета их значимости.
3.2. Элемент учетной политики "Порядок ведения бухгалтерского
учета в целых рублях"
Аудиторская практика показывает, что некоторые организации производят в бухгалтерском учете начисление налогов с округлением до целых рублей, поскольку налоговые декларации составляются в рублях без копеек, в то время как остальные хозяйственные операции учитывают с копейками.
На основании п.25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации.
Учитывая требования ст.3 Закона N 129-ФЗ, касающиеся обеспечения организациями единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, принцип округления до целых рублей должен соблюдаться по всем без исключения хозяйственным операциям.
В связи с этим рекомендуем организациям, избравшим при отражении хозяйственных операций принцип округления до целых рублей, включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:
"Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе принципа округления до целых рублей".
3.3. Элемент учетной политики "Порядок проведения инвентаризации"
Инвентаризация является не только важнейшим инструментом контроля финансово-хозяйственной деятельности организации, но и в ряде случаев способом, позволяющим регулировать платежи по налогу на имущество. Это касается, в первую очередь, организаций материалоемких отраслей экономики, создающих завышенные гарантийные материально-производственные запасы в целях обеспечения бесперебойной работы. Своевременное осуществление инвентаризации позволяет в ряде случаев выявить излишнее не используемое в производственной деятельности имущество и успеть его реализовать до истечения отчетного периода (квартала) по налогу на имущество, что также способствует оптимизации расчетов с бюджетом.
Согласно п.26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и п.2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, количество, даты проведения инвентаризаций в отчетном году, а также перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, организация устанавливает самостоятельно (за исключением случая, если проведение инвентаризации обязательно).
Как правило, при регламентировании порядка и сроков проведения инвентаризаций недостаточно внимания уделяется инвентаризации отдельных объектов учета, например незавершенного производства, бланков строгой отчетности, а также обязательств коммерческой организации. В рамках проведения инвентаризации обязательств необходимо осуществить обязательную сверку расчетов с бюджетом.
Рекомендуем в приказе по учетной политике отразить данный элемент таким образом:
"В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.
Инвентаризация проводится в следующие сроки:
- основных средств - не реже одного раза в два года по состоянию на 1 ноября;
- материальных остатков на складе и в торговом зале - ежеквартально по состоянию на конец квартала;
- незавершенного производства - ежемесячно по состоянию на конец месяца;
- кассы - не реже одного раза в квартал, а также в случае передачи денежных средств другому материально-ответственному лицу;
- расходов будущих периодов - ежегодно по состоянию на 31 декабря;
- дебиторской задолженности - по окончании каждого отчетного (налогового) периода;
- расчетов с кредиторами - ежеквартально по состоянию на конец квартала;
- расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды - ежегодно по состоянию на 31 декабря;
- внутрихозяйственных расчетов - ежемесячно по состоянию на конец месяца.
Внезапные инвентаризации кассы и материально-производственных запасов производятся по решению руководителя организации.
Обязательная инвентаризация проводится в случаях, предусмотренных п.2 ст.12 Закона N 129-ФЗ.
Для проведения инвентаризации головной организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается генеральным директором организации.
Для осуществления инвентаризации обособленных подразделений состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем соответствующего обособленного подразделения.
Список материально-ответственных лиц, при смене которых инвентаризация обязательна, утверждается генеральным директором организации и является приложением к приказу по учетной политике".
3.4. Элемент учетной политики "Критерий признания доходов (расходов)
по обычным видам деятельности"
В соответствии с п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из нормативных требований, специфики своей деятельности, вида доходов и условий их получения. На основании п.5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Следовательно, при осуществлении коммерческой деятельности организация должна определить, какие поступления являются поступлениями от обычных видов деятельности, и, соответственно, установить перечень этих обычных видов деятельности.
Необходимость выбора критерия для признания доходов (расходов) по обычным видам деятельности (предмету деятельности) обычно возникает у организаций, осуществляющих несколько видов деятельности или планирующих их осуществление.
Выбор рассматриваемого критерия актуален также для организаций, осуществляющих сдачу имущества в аренду на основании соответствующих договоров аренды. Практическое значение признания доходов от сдачи имущества в аренду доходами от обычных видов деятельности на основании п.5 ПБУ 9/99 или прочими поступлениями в виде операционных доходов согласно п.7 ПБУ 9/99 заключается в возможности разного налогообложения таких доходов (в частности НДС).
Для определения критерия для признания доходов (расходов) по обычным видам деятельности целесообразно использовать результаты финансово-экономического анализа и полученные на его основе оценочные показатели.
При удовлетворении полученных доходов выбранному критерию они признаются доходами (расходами) от обычных видов деятельности.
Выбранный критерий должен быть конкретизирован согласно следующим показателям:
- существенность поступлений, выраженная в процентах от общего итога поступлений, например 5%;
- стабильность, регулярность фактических поступлений (ежемесячно, ежеквартально) или планируемые объемы поступлений.
Рекомендуем включить в приказ по учетной политике следующий пункт:
"Доходы (расходы) организации в зависимости от их характера, условий получения и специфики деятельности организации делятся на доходы (расходы) от обычных видов деятельности, операционные доходы (расходы) и внереализационные доходы (расходы).
Критерием признания доходов (расходов) по обычным видам деятельности [кроме доходов (расходов) от сдачи имущества в аренду] является предельный уровень их существенности, составляющий 5% и более от общей суммы поступлений.
Доходы (расходы), составляющие менее 5% от общей суммы поступлений, признаются прочими поступлениями.
Критерием признания доходов (расходов) от сдачи имущества в аренду является регулярность таких поступлений, выраженная в ежемесячных фактических платежах по каждому договору аренды, заключенному организацией.
По объектам основных средств, сданным в аренду, амортизационные отчисления отражаются в составе расходов, связанных с получением доходов по договору аренды при условии регулярности поступления этих доходов".
3.5. Элемент учетной политики "Постановка учета и организация
внутрихозяйственных расчетов с обособленными подразделениями"
Согласно п.10 ПБУ 1/98 избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.
Следовательно, если организация имеет обособленные подразделения, то бухгалтерская и налоговая учетная политика, утвержденная головной организацией, является обязательной для всех ее обособленных подразделений. Соответственно, филиалы и иные обособленные подразделения не имеют права разрабатывать и применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации.
В связи с этим при формировании учетной политики в целом по организации, имеющей разветвленную организационную структуру, необходимо определить сроки представления соответствующих учетных данных в адрес головной организации для их включения в бухгалтерскую отчетность организации согласно п.33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и п.8 ПБУ 4/99.
Рекомендуем в приказ по бухгалтерской учетной политике включить пункт следующего содержания:
"Организация выделяет (не выделяет) на отдельный баланс следующие обособленные подразделения (по перечню): _____________________.
Бухгалтерский учет хозяйственных операций, осуществляемых обособленными подразделениями, ведется с применением единой учетной политики бухгалтерией головной организации (или бухгалтерией обособленного подразделения).
Порядок отражения операций по расчетам с обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, ведется на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты" с применением следующих субсчетов:
- субсчет 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу";
- субсчет 79-2 "Расчеты по текущим операциям";
- субсчет 79-4 "Расчеты по налоговым обязательствам";
- субсчет 79-5 "Расчеты по распределению прибыли".
При наличии существенных оборотов по счету 79 (свыше 5% от общего итога суммы дебиторской или кредиторской задолженности, отраженной по соответствующим статьям баланса) осуществляется ежемесячная сверка расчетов между обособленным подразделением и головной организацией, результаты которой оформляются актом сверки по форме, утвержденной в приложении к настоящему приказу.
Порядок отражения операций по расчетам с обособленными подразделениями, не выделенными на отдельный баланс, ведется на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с открытием соответствующих субсчетов по каждому структурному подразделению, не выделенному на отдельный баланс.
Установить образец формы основного первичного документа - авизо (извещения), используемого при проведении внутрихозяйственных расчетов между головной организацией и обособленным подразделением, в приложении к настоящему приказу.
Бухгалтерская отчетность обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, представляется в головную организацию в срок до ____. Ответственность за достоверность представляемой отчетности возложить на руководителя обособленного подразделения.
Первичные учетные документы и (или) регистры учета и отчетности, оформляемые обособленными подразделениями, не выделенными на отдельный баланс, необходимые для составления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в целом по организации, представляются главному бухгалтеру головной организации в срок _____ (конкретный срок или согласно Положению о внутреннем учете и отчетности головной организации, имеющей обособленные подразделения, являющемуся приложением к настоящему приказу). Ответственность за достоверность представляемой отчетности возложить на бухгалтера обособленного подразделения".
Приложение
-----------------------------
(наименование организации)
Кому
------------------------------------------
Копия
-----------------------------------------
АВИЗО N ___ дата ___ о произведенных записях по счету 79
"Внутрихозяйственные расчеты"
в ________ месяце 2003 года
Основание
--------------------------------------------------------------
Произведена запись | Записать | |||||||
Содержание хозяйственной операции |
дебет | кредит | дебет | кредит | ||||
счет | сумма | счет | сумма | счет | сумма | счет | сумма | |
Итого |
Приложение на листах. Подпись
---- --------------
М.П.
3.6. Элемент учетной политики "Переоценка группы однородных объектов
основных средств"
Согласно п.15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (в ред. от 18.05.2002 N 45н), коммерческой организации предоставлено право выбора проведения переоценки (не чаще одного раза в год - на начало отчетного года) группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
При принятии решения о проведении переоценки по таким основным средствам организации необходимо помнить, что в последующем они должны переоцениваться регулярно.
Результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что проведение переоценки путем индексации в настоящее время невозможно на основании п.6 письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480. Разработка индексов для переоценки основных фондов Госкомстатом России прекращена с 2001 года. Постановления или поручения Правительства РФ по их разработке также отсутствуют. Кроме того, Минфин России не обращался с просьбами по разработке индексов для проведения переоценок основных фондов на основе ПБУ 6/01.
Применение индекса инфляции (ИРИП), ранее используемого исключительно для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при реализации основных фондов, для проведения переоценки невозможно, поскольку начиная с апреля 2002 года Госкомстат России прекратил публикацию индекса инфляции в связи с отменой постановления Правительства РФ от 21.03.1996 N 315 постановлением Правительства РФ от 20.02.2002 N 121 (п.18).
Следовательно, если организация в качестве элемента учетной политики признает переоценку группы однородных объектов основных средств, то осуществить ее можно только методом прямого счета. При этом источниками информации о рыночных ценах объектов основных средств могут быть:
- информация государственных органов по статистике, органов, регулирующих ценообразование, и иных уполномоченных органов;
- информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.
Кроме того, оценка рыночной цены на объекты основных средств может быть осуществлена в соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 21.03.2002 N 31-ФЗ) оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке.
Рекомендуем в приказ по учетной политике включить пункт следующего содержания:
"Переоценка группы однородных объектов основных средств (только по группе автотранспортных средств) производится один раз в год (на начало отчетного года) методом прямого счета на основе информации о рыночных ценах, размещенной, например, на сайтах сети Интернет".
3.7. Элемент учетной политики "Определение срока полезного использования
объектов основных средств"
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" вышеуказанная Классификация может использоваться и для целей бухгалтерского учета.
В связи с этим рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:
"Определение срока полезного использования объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету по дебету счета 01 "Основные средства", начиная с 1 января 2002 года, производить на основе Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1".
3.8. Элемент учетной политики "Порядок учета объектов основных средств
стоимостью до 10 000 руб. за единицу"
В соответствии с п.18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть налажен надлежащий контроль за их движением.
В письме Минфина России от 29.08.2002 N 04-05-06/34 подчеркивается, что действие нормы, изложенной в последнем абзаце п.18 ПБУ 6/01, в части стоимостных ограничений не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, распространяется только на объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому учету после 1 января 2002 года. Амортизация по объектам основных средств, принятым к бухгалтерскому учету до указанной даты, для целей бухгалтерского учета продолжает начисляться исходя из срока полезного использования, определенного при постановке объекта на учет и выбранного организацией для группы однородных объектов способа начисления амортизации.
Рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:
"Производить списание объектов основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу на затраты производства (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Для учета таких объектов применять инвентарную карточку учета основных средств (форма N ОС-6), утвержденную постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а".
3.9. Элемент учетной политики "Способ
Согласно п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденного приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н, в бухгалтерском учете задолженность по полученным займам и кредитам подразделяется на краткосрочную (срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев) и долгосрочную (срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев).
При этом читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что организация-заемщик может выбрать один из двух возможных способов учета долгосрочной задолженности, которые предусмотрены п.6 ПБУ 15/01:
- заемные средства, срок погашения которых по договору займа (кредита) превышает 12 месяцев, продолжают учитываться в составе долгосрочной задолженности до истечения срока договора;
- перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную осуществляется в момент, когда по условиям договора займа (кредита) до возврата основной суммы долга остается 365 дней.
Выбранный организацией способ учета долгосрочной задолженности по займам (кредитам) должен быть закреплен в приказе об учетной политике организации, а именно:
- либо перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную в день, когда до возврата основной суммы долга остается 365 дней (для високосного года - 366 дней), то есть со следующего соответствующего месяца;
- либо учет в составе долгосрочных обязательств в течение всего срока до момента их погашения, установленного договором.
Рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:
"Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную производить в день, когда до возврата основной суммы долга остается 365 дней (для високосного года - 366 дней), то есть прямо со следующего соответствующего месяца".
Рекомендуем факт представления обязательств, учтенных ранее как долгосрочные, отдельно раскрывать в качестве краткосрочных обязательств в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету в целях обеспечения всех заинтересованных пользователей более точной информацией о состоянии кредиторской задолженности организации.
4. Особенности формирования налоговой учетной политики в 2003 году
4.1. Общие положения
Необходимость формирования налоговой учетной политики обусловлена требованиями п.12 ст.167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" и ст.313 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения и порядок ведения налогового учета утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.
Налоговое законодательство не содержит прямого указания на необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения в виде отдельного организационно-распорядительного документа, а также на необходимость и срок сдачи этого документа в налоговую инспекцию.
На практике многие организации в целях сближения бухгалтерского и налогового учета и соответствующего уменьшения объемов работы утверждают бухгалтерскую и налоговую учетную политику в одном приказе.
Учитывая актуальность самостоятельного значения налоговой учетной политики для обеспечения финансовой устойчивости организации, рекомендуем оформить ее в виде отдельного организационно-распорядительного документа.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
Так же как и бухгалтерская учетная политика, учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех ее обособленных подразделений.
Напоминаем, что налоговая учетная политика, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня ее создания.
Налоговую учетную политику целесообразно формировать по видам налогов, исчисление которых осуществляется по правилам, отличным от принятых в бухгалтерском учете.
В связи с этим рекомендуем в приказе об учетной политике в целях налогообложения выделить в самостоятельные разделы соответствующие налоги.
4.2. Налог на добавленную стоимость
4.2.1. Элемент учетной политики "Определение момента реализации
товаров (работ, услуг) для целей исчисления налога на добавленную
стоимость"
В 2003 году момент реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС может определяться организацией методом "по отгрузке и предъявлению покупателю расчетных документов" или методом "по мере поступления денежных средств".
При этом не имеет значения, какой метод признания доходов и расходов (метод начисления или кассовый метод) выбран организацией для целей исчисления налога на прибыль.
Элемент учетной политики | Вариантные нормы | Если учетной политикой норма не определена |
Определение товаров (работ, услуг) для целей исчисле- ния НДС |
1. День отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). 2. День оплаты отгруженных то- варов (выполнен- ных работ, ока- занных услуг) |
День отгрузки (передачи) (работ, услуг) |
Если организация не определила, какой способ установления момента определения налоговой базы она будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то "по умолчанию" применяется способ установления момента определения налоговой базы, указанный в подпункте 1 п.1 ст.167 НК РФ.
4.2.2. Элемент учетной политики
"Метод ведения книги покупок и книги продаж"
Элемент учетной политики | Вариантная норма |
Метод ведения книги покупок и книги продаж |
1. В электронном виде. 2. На бумажных носителях инфор- мации |
В соответствии с п.28 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (в ред. от 27.07.2002 N 575), допускается ведение книги покупок и книги продаж в электронном виде.
В этом случае по истечении налогового периода, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, книга покупок и книга продаж распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.
Напомним, что согласно прежней редакции п.28 вышеуказанных Правил разрешалось ведение книги покупок и книги продаж с использованием компьютера только при наличии большого количества покупателей или продавцов.
4.2.3. Элемент учетной политики "Порядок ведения единых книг
покупок и продаж организациями, имеющими обособленные подразделения,
и отражения в них информации о счетах-фактурах, полученных и выданных
обособленными подразделениями"
В связи с тем, что согласно бюджетному законодательству НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет, пунктом 23 ст.1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" из текста главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ исключена ст.175 "Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации".
Поэтому п.50 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в ред. от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491), определено, что организации, уплачивавшие налог в соответствии со ст.175 НК РФ по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с оборотов за июль 2002 года уплачивают налог по месту постановки на учет организации без его распределения по обособленным подразделениям.
Таким образом, установленный последней редакцией главы 21 НК РФ централизованный порядок уплаты НДС в федеральный бюджет организациями, имеющими обособленные подразделения, в 2003 году не должен отражаться в приказе по учетной политике.
В то же время рекомендуем при реализации продукции (работ, услуг) через обособленные подразделения предусмотреть в учетной политике механизм ведения единых книг продаж и покупок, а также порядок отражения в них информации о счетах-фактурах, полученных и выданных обособленными подразделениями, который должен быть увязан с Положением о внутреннем учете и отчетности головной организации, имеющей обособленные подразделения, являющимся приложением к приказу по бухгалтерской учетной политике.
4.2.4. Элемент учетной политики "Порядок ведения раздельного учета
при исчислении НДС"
Обязанность организации вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не облагаемых налогом операций, закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.
В НК РФ подчеркивается, что при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.
Согласно нормам главы 21 НК РФ раздельный учет должен вестись в следующих случаях:
- при осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), - п.4 ст.149 НК РФ;
- при применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, - п.1 ст.153 НК РФ;
- при осуществлении как облагаемых, так и освобожденных от налогообложения операций входной НДС предъявляется к вычету или учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), основных средств и нематериальных активов в пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период, - п.4 ст.170 НК РФ.
Обращаем внимание читателей журнала, что до изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, вышеуказанная пропорция определялась исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежали налогообложению (были освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период. Следовательно, если до внесения изменений в НК РФ результат расчета зависел от способа признания выручки, принятого в учетной политике для целей налогообложения, то в настоящее время независимо от момента признания выручки пропорция рассчитывается только по отгруженным товарам (работам, услугам).
В приказе о налоговой учетной политике целесообразно раскрыть порядок ведения раздельного учета.
Налоговый учет может быть организован открытием соответствующих субсчетов (первого и второго порядка) к соответствующим счетам учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, возникающих в процессе деятельности организации.
Рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:
"Для целей исчисления НДС установить ведение раздельного учета следующих операций, освобождаемых от обложения налогом согласно ст.149 НК РФ (перечислить):
1._____________________________________.
2._____________________________________.
3._____________________________________.
Порядок ведения раздельного учета приведен в приложении N __ к данному приказу.
Установить ведение раздельного учета для целей исчисления НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), подлежащим налогообложению по различным налоговым ставкам согласно ст.153 НК РФ (перечислить).
Порядок ведения раздельного учета указанных операций приведен в приложении N ___ к данному приказу".
4.2.5. Элемент учетной политики "Налоговый период по НДС"
В соответствии с п.2 ст.163 НК РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.
Для остальных организаций, включая налоговых агентов, налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Элемент учетной политики | Вариантная норма |
Налоговый период по НДС | 1. Календарный месяц. 2. Квартал |
Рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:
"Установить, что уплата НДС и представление налоговой декларации по НДС производится ежемесячно (ежеквартально)".
Кроме элементов учетной политики, рекомендуем в данном разделе утвердить также перечень должностных лиц, имеющих право подписи на счетах-фактурах.
Это связано с тем, что согласно п.6 ст.169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В связи с этим в приказ по учетной политике целесообразно включить следующий пункт:
"Утвердить следующий перечень должностных лиц, имеющих право подписи на счетах-фактурах: директор, его заместитель, главный бухгалтер, иное уполномоченное лицо:
_____________________________________;
_____________________________________;
_____________________________________".
4.3. Налог на прибыль
4.3.1. Общие положения
С 1 января 2003 года согласно п.27 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налоговая ставка сохранится равной 24% (если иное не предусмотрено п.2-5 ст.284 НК РФ). Однако изменится размер налоговых ставок, по которым налог распределяется между тремя уровнями бюджетов:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6%, будет зачисляться в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16%, будет зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, будет зачисляться в местные бюджеты.
Законами субъектов Российской Федерации размер предусмотренной п.1 ст.284 НК РФ ставки может быть понижен для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом вышеуказанная ставка не может быть ниже 12%.
4.3.2. Элемент учетной политики "Формы аналитических регистров
налогового учета"
В соответствии со ст.313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода - календарного года, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что данные налогового учета формируют налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, налоговый учет доходов и расходов введен только в целях исчисления одного налога - налога на прибыль. Остальные налоги исчисляются на основе данных бухгалтерского учета.
Порядок ведения налогового учета определяется организацией самостоятельно, утверждается в учетной политике для целей налогообложения и применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
В ст.313 НК РФ подчеркивается, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения прибыли осуществляется организацией в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.
Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее момента вступления в силу изменений норм вышеуказанного законодательства.
Если организация начала осуществлять новые виды деятельности, она обязана определить и привести в учетной политике принципы и порядок отражения этих видов деятельности для целей налогообложения.
При выборе источника информации для формирования налоговой базы по налогу на прибыль необходимо, чтобы данные налогового учета обеспечили правильное отражение:
- порядка формирования суммы доходов и расходов;
- порядка определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- суммы остатка расходов (убытков), подлежащей отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- порядка формирования сумм создаваемых резервов;
- суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Таким образом, организация для формирования налоговой базы по налогу на прибыль может по своему выбору использовать следующие источники информации:
1) первичные документы, в том числе бухгалтерские справки;
2) аналитические регистры налогового учета, в качестве которых могут быть признаны:
- собственно регистры бухгалтерского учета при условии содержания в них достаточной информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль;
- регистры бухгалтерского учета, дополненные определенными реквизитами;
- самостоятельные специальные регистры налогового учета (разработанные организацией самостоятельно или формы, рекомендованные МНС России).
Формы аналитических регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра, период (дату) составления, измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении, наименование хозяйственных операций, подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:
"Источником информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль являются аналитические регистры налогового учета в виде бухгалтерских регистров, дополненных соответствующими реквизитами по формам, утвержденным в приложении N ___ к данному приказу.
Установить, что в вышеуказанных аналитических регистрах налогового учета информация для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль должна накапливаться ежемесячно.
Утвердить самостоятельную форму первичного налогового учета "Справка бухгалтера" по форме, приведенной в приложении N ___ к данному приказу.
Установить, что налоговый учет ведется как на бумажных носителях информации, так и в электронном виде.
Лицом, ответственным за обеспечение необходимой защиты от несанкционированных исправлений в аналитических регистрах налогового учета, является главный бухгалтер организации".
Обращаем внимание читателей журнала на то, что содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.
В соответствии со ст.13.14 КоАП РФ, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 25.07.2002 N 112-ФЗ), разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), должностным лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на таких лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
4.3.3. Элемент учетной политики "Метод признания доходов
и расходов"
Организация может использовать кассовый метод признания доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этой организации без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п.1 ст.273 НК РФ).
Элемент учетной политики | Вариантная норма |
Метод признания доходов и расходов | 1. Метод начисления 2. Кассовый метод |
Рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:
"Установить, что определение доходов и расходов при исчислении налога на прибыль производится с использованием метода начисления (кассового метода)".
4.3.4. Элемент учетной политики "Порядок ведения раздельного учета
при исчислении налога на прибыль"
В соответствии со ст.315 и 316 НК РФ для правильного исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль доходы и расходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности (например, от реализации услуг обслуживающих производств и хозяйств, являющихся обособленными подразделениями организации, и др.).
В связи с этим рекомендуем включить в приказ по учетной политике следующий пункт:
"Установить порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по следующим видам деятельности:
1) от реализации работ (услуг), являющихся предметом деятельности организации;
2) от деятельности столовой, являющейся обособленным подразделением организации;
3) от деятельности спортивного комплекса, являющегося обособленным подразделением организации;
4) _____________________ и др.".
4.4. Налог на имущество
4.4.1. Элемент учетной политики "Порядок ведения раздельного учета
при исчислении налога на имущество"
Порядок ведения раздельного учета при исчислении налога на имущество связан, в первую очередь, с наличием у организаций обособленных структурных подразделений (из-за различия в налогооблагаемых базах головной организации и обособленных подразделений), а во-вторых, с наличием у некоторых организаций льготируемого имущества.
Напомним, что при расчете налога на имущество предприятий активы, находящиеся на балансе налогоплательщика, учитываются для целей налогообложения в оценке согласно правилам ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на имущество организациями, имеющими обособленные подразделения, установлен п.13 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
Законодательством установлен единый порядок для исчисления налогооблагаемой базы для филиалов и других обособленных подразделений организаций, как имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющих их.
Обособленные подразделения исчисляют и уплачивают налог на имущество исходя из собственной налоговой базы с учетом ряда особенностей.
Стоимость имущества обособленного подразделения (приложение А1 формы 1152002) заполняется согласно данным счетов бухгалтерского учета, остатки по которым на конец отчетного периода отражаются в бухгалтерской отчетности организации (форма N 1 "Бухгалтерский баланс"). Счета бухгалтерского учета, остатки по которым учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на имущество, перечислены в подпункте "а" п.4 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33.
При исчислении налогооблагаемой базы по налогу на имущество обособленных подразделений в форме 1152002 учитываются следующие активы:
- стоимость всех основных средств (за минусом амортизации);
- балансовая стоимость всех запасов, фактически находящихся в обособленном подразделении на отчетную дату, включая материалы, готовую продукцию, товары и другие материальные ценности, учитываемая на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Согласно п.11 письма МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350 "О разъяснениях по применению изменений и дополнений N 5 в Инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" принимаются во внимание основные средства, материалы и товары, фактически находящиеся по месту нахождения этих обособленных подразделений.
Стоимость имущества обособленного подразделения, такого как нематериальные активы и затраты на производство продукции, капитальное строительство, монтаж оборудования, приобретение основных средств и нематериальных активов, расходы будущих периодов и иные затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), должна быть отражена в расчете по налогу на имущество предприятий по состоянию на отчетную дату по форме 1152001 (расчет в целом по организации).
Головная организация определяет налог на имущество как разницу между налогом, исчисленным в целом по юридическому лицу, и суммой налога, исчисленной ее обособленными подразделениями.
Порядок расчета налоговой базы и уплаты налога на имущество предприятий по обособленным подразделениям разъяснен в письме МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350.
Если обособленное подразделение приобрело новые основные средства, которые еще не введены в эксплуатацию, то они подлежат налогообложению по местонахождению головной организации, а не обособленного подразделения, но только в случае, если они не требуют установки или монтажа.
Основные средства, требующие установки, должны быть учтены на счете 07 "Оборудование к установке", который при обложении налогом на имущество не учитывается.
После начала монтажа данные затраты уже учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", но до окончания нормативного срока монтажа, определенного договором и сметной документацией, такие основные средства налогом на имущество не облагаются.
Затраты на приобретение объектов основных средств, включая расходы на монтаж оборудования на стройплощадке, облагаются налогом на имущество только после истечения нормативного срока монтажа по местонахождению головной организации, а не обособленного подразделения.
После подписания в установленном порядке акта ввода в эксплуатацию таких объектов основных средств и, соответственно, их учета по дебету счета 01 "Основные средства" данные объекты должны быть включены в налогооблагаемую базу по налогу на имущество обособленного подразделения, в котором они фактически находятся.
Учитывая вышеизложенное, для целей исчисления налоговой базы по налогу на имущество необходимо обеспечить раздельный учет вышеуказанного имущества обособленных подразделений.
Рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:
"Обеспечить ведение раздельного учета имущества в части стоимости основных средств, материалов, готовой продукции и товаров следующих обособленных структурных подразделений:
____________________________________;
____________________________________.
Ведение раздельного учета имущества осуществляется путем открытия субсчетов (первого и второго порядка) к соответствующим счетам учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, возникающих в процессе деятельности организации".
Как уже было сказано выше, необходимость ведения раздельного учета в целях исчисления налога на имущество связана также с наличием льготируемого имущества на балансе организации.
Например, в соответствии с п."а" ст.5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика. Согласно подпункту "а" п.6 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) объектов социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков. При этом под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения, то есть стоимость основных средств, нематериальных активов, запасов, затрат.
Отнесение имущественных объектов организаций к объектам социально-культурной сферы осуществляется в данном случае исходя из их фактического использования организацией для осуществления соответствующего вида деятельности, определяемого в соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) 1 75 018.
Согласно ОКОНХ к таким объектам следует относить объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.
Таким образом, вышеуказанной льготой могут пользоваться организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, на балансе которых находятся объекты социально-культурной сферы.
Необходимо иметь в виду, что из налоговой базы у таких организаций должны исключаться только те объекты социально-культурной сферы, которые непосредственно используются по целевому назначению.
При этом остальное имущество (производственные, складские, административные помещения и здания, служебные машины, гаражи, оборудование, компьютеры и другое имущество, используемое в целях осуществления основной и административно-хозяйственной деятельности) подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Данная позиция подтверждается письмом МНС России от 12.03.2002 N 21-4-05/1/68-И896 "О налоге на имущество предприятий", а также письмами УМНС России по г.Москве от 16.01.2002 N 23-12/2/02083 и от 05.03.2002 N 23-10/2/09855.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что стоимость льготируемых объектов, полностью или частично находящихся на балансе организации, исключается из налогооблагаемой базы при условии обеспечения ведения раздельного бухгалтерского учета льготируемого имущества по таким объектам.
Согласно п.4 письма МНС России от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@ для раздельного учета льготируемых объектов организации должны вести их инвентарный список (или отдельных их частей) либо другой соответствующий документ, содержащий сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его остаточной (восстановительной) стоимости, а также сведения о выбытии (перемещении) объекта.
При отсутствии раздельного учета для целей обложения налогом на имущество объектов социально-культурной сферы или их нецелевом использовании стоимость таких объектов подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Например, имеющийся на балансе организации оздоровительный центр (здание общей площадью 1200 кв.м), помимо его использования по прямому назначению, используется организацией также для осуществления торговой деятельности и получения доходов от продажи товаров, предназначенных для поддержания здоровья граждан (часть здания площадью 36 кв.м). В этом случае стоимость части здания, занимаемой торговыми помещениями, должна быть включена в налогооблагаемую базу при исчислении налога на имущество в общеустановленном порядке исходя из удельного веса площади торговых помещений в общей площади здания оздоровительного центра (3 % = 36 кв.м : 1200 кв.м х 100%).
При невозможности подобного разделения по размеру занимаемой площади (или другой величины) включение в налогооблагаемую базу по налогу на имущество производится исходя из удельного веса выручки от торговой деятельности в общем объеме выручки оздоровительного центра. Вышеуказанный порядок должен быть зафиксирован в приказе по учетной политике.
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем включить в приказ по учетной политике следующий пункт:
"Обеспечить раздельный учет имущества, не облагаемого налогом на имущество предприятий, в частности:
1) оздоровительного центра;
2) объектов жилищно-коммунального хозяйства;
3)_____________________________________.
Обеспечить ведение инвентарного списка льготируемых объектов (или отдельных их частей), содержащего сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере льготируемого объекта, полном наименовании льготируемого объекта, его остаточной стоимости, а также сведения о выбытии (перемещении) объекта.
Обеспечить целевое использование льготируемых объектов.
Для включения в налогооблагаемую базу по налогу на имущество части стоимости льготируемых объектов, используемых не по целевому назначению, используется показатель удельного веса площади помещений, используемых не по целевому назначению, в общей площади здания льготируемого объекта".
5. Взаимосвязь договорной и налоговой учетной политики в 2003 году
5.1. Общие положения
Очень часто налоговые последствия сделки зависят от того, как она оформлена. Именно поэтому формирование договорной политики на 2003 год органично взаимосвязано с налоговой политикой организации.
Напоминаем еще раз, что бухгалтерская учетная политика и налоговая учетная политика - это принципиально разные организационно-распорядительные документы не только по форме, но и по содержанию.
Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, и п.10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, учетная политика организации должна обеспечивать требование приоритета экономического содержания над формой, под которым понимается отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Требование приоритета экономического содержания над формой сформулировано также в п.6.3.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России 29.12.1997.
Это означает, что в бухгалтерском учете экономическое содержание имеет приоритет перед правовой формой.
В налоговом учете правовая форма должна соответствовать экономическому содержанию, в противном случае не будет обеспечено выполнение требования п.1 ст.252 НК РФ, согласно которым все документы, подтверждающие расходы, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обращаем внимание читателей журнала на то, что в данном случае положениями ст.252 НК РФ не конкретизируется, о каком именно законодательстве идет речь. Следовательно, произведенные организацией затраты должны оформляться для исчисления налога на прибыль в соответствии с требованиями норм всех законодательных актов Российской Федерации, регулирующих не только бухгалтерские, налоговые, но и другие правоотношения - бюджетные, гражданские, административные и т.д.
Таким образом, признание в бухгалтерском учете операций исходя только из их экономического содержания может и не совпадать с признанием этих же операций в налоговом учете, так как для налогового учета одинаково важны и правовая форма, и экономическое содержание.
Следовательно, в налоговом учете правовая форма сделки обязательно увязывается с ее экономическим содержанием, и только исходя из интегрированной оценки принимается решение о выборе одного из возможных вариантов налогового учета.
Рассмотрим увязку правовой формы сделки с ее экономическим содержанием на нескольких примерах, с тем чтобы помочь организациям выстраивать свои договорные отношения с контрагентами должным образом и избегать возникновения хозяйственных ситуаций, при которых налогообложение носит неоднозначный характер.
5.2. Налоговый учет штрафов за нарушение договорных обязательств
и договорная политика
При заключении договоров стороны, как правило, предусматривают ответственность партнера за невыполнение обязательств.
Согласно определению, данному в ст.330 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), неустойка (штраф, пени) - это определенная денежная сумма, которую должник обязан уплатить за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих договорных обязательств. Эта сумма определяется в порядке, предусмотренном договором, условия которого были нарушены. Стороны могут установить любой порядок расчета пеней, который их устраивает.
В бухгалтерском учете сумма полученных штрафов за нарушение условий договоров в соответствии с п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, признается внереализационными доходами.
Соответственно, сумма штрафов, уплаченных за нарушение договорных обязательств, учитывается в составе внереализационных расходов на основании п.12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения (возмещение) причиненных организации (организацией) убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (организацией) (п.10.2 ПБУ 9/99 и п.14.2 ПБУ 10/99) в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п.16 ПБУ 9/99).
Согласно п.76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации штрафы, пени и неустойки, которые признаны должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.
В бухгалтерском учете организации полученные и уплаченные штрафные санкции отражаются с использованием субсчета 2 "Расчеты по претензиям" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" следующими записями:
Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 76-2 "Расчеты по претензиям" - отражена задолженность организации по уплате штрафов, пени и неустойки, которые признаны к уплате или по которым получены решения суда об их взыскании;
Дебет 76-2 "Расчеты по претензиям" Кредит 91-1 "Прочие доходы" - отражены причитающиеся к получению суммы штрафов, пени и неустойки, которые признаны должниками или по которым получены решения суда об их взыскании.
В целях налогового учета расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств включаются в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на основании подпункта 13 п.1 ст.265 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
Согласно п.3 ст.250 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, признанные должником или присужденные судом, признаются в составе внереализационных доходов.
Согласно нормам главы 25 НК РФ штрафы и пени за нарушение договорных обязательств облагаются налогом на прибыль, если соблюдается любое из следующих условий:
- штрафы или пени присуждены организации судом;
- организация имеет право на получение штрафов по условиям договора со своим контрагентом.
Нормами ст.317 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) предусмотрено, что при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора.
Подчеркиваем, что при этом не важно, будет ли организация предъявлять претензии своему партнеру и заплатит ли последний сумму штрафа.
Исходя из этого увеличение налогооблагаемой прибыли на сумму полученных штрафов и пеней зависит от того, как составлен договор, а именно: определена конкретно сумма штрафных санкций за нарушение договорных обязательств или уплата штрафов условиями договора не предусмотрена.
Если договор не предусматривает начисление штрафных санкций, то у организации не возникает внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли.
Согласно подпункту 4 п.4 ст.271 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) для внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств датой получения дохода признается дата их признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правила отражения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств в бухгалтерском учете аналогичны правилам, принимаемым для целей налогообложения прибыли. В связи с этим бухгалтерские данные можно использовать для расчета налога на прибыль без соответствующих корректировок.
В целях снижения предпринимательских рисков при заключении договоров с контрагентами необходимо предусмотреть ответственность партнера за неисполнение им своих обязательств в разделе "Ответственность сторон".
Корректность формулировок раздела договора "Ответственность сторон" является одной из наиболее существенных гарантий соблюдения интересов сторон и минимизации налоговых рисков для организаций, применяющих метод начисления для учета доходов и расходов в налоговом учете.
Для привлечения к ответственности контрагента и отсрочки уплаты налога на прибыль со штрафов за нарушение договорных обязательств, не поступивших на расчетный счет организации, рекомендуем следующие варианты оформления договорных отношений.
Вообще не предусматривать в разделе договора "Ответственность сторон" штрафные санкции можно только при заключении договоров с надежными партнерами.
Другим вариантом формулировки раздела договора "Ответственность сторон" является запись о том, что пени начисляются только при наличии факта предъявления претензии виновной стороне (при отсутствии этого факта пени не начисляются) или только с момента получения виновной стороной письма о предъявлении претензии.
5.3. Отчет комиссионера и извещение о реализации принадлежащего
комитенту имущества (имущественных прав)
В соответствии с п.3 ст.271 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) у комиссионера, применяющего метод начисления, датой получения дохода от реализации в налоговом учете признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества, указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).
Статьей 999 ГК РФ предусмотрено, что по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет.
Следовательно, на дату составления отчета у комиссионера должны быть признаны доходы в целях исчисления налога на прибыль.
У комиссионера, применяющего кассовый метод, доходы от реализации имущества в налоговом учете должны быть признаны на дату получения вознаграждения или на дату погашения задолженности комитентом иным способом.
Комитент, применяющий метод начисления, признает доходы в налоговом учете на дату реализации принадлежащего ему имущества, указанную комиссионером в своем извещении или отчете.
Соответственно, у комитента, применяющего кассовый метод, доходы от реализации его имущества признаются в налоговом учете на дату фактического получения денежных средств или на дату погашения задолженности иным способом.
На основании ст.316 НК РФ в случаях, если реализация производится через комиссионера, комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежащего ему имущества.
Таким образом, ГК РФ вменяет в обязанность комиссионера представить комитенту отчет, а НК РФ - извещение о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав).
В связи с этим рекомендуем включить в текст договора комиссии условие о представлении комиссионером в течение трех дней по окончании отчетного периода, в котором комиссионер реализовал имущество комитента, извещения о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав).
В данном случае извещение будет являться первичным документом налогового учета, подтверждающим правильность исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Поэтому в приложении к приказу по учетной политике для целей налогообложения необходимо утвердить форму такого извещения, содержащую реквизиты, предусмотренные ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
5.4. Форма представления сведений о суммах причитающихся
(распределяемых) каждому участнику простого товарищества доходов
Пунктом 3 ст.278 НК РФ предусмотрено, что участник простого товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов для целей налогообложения, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода доход каждого участника товарищества пропорционально его доле, установленной соглашениями, в доходе товарищества, полученном за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества.
Вышеуказанный участник должен ежеквартально (до 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 января) сообщать каждому участнику суммы причитающихся (распределяемых) ему доходов.
Таким образом, плательщиком налога на прибыль является каждый участник простого товарищества в соответствии с полученной суммой прибыли, учитываемой в составе внереализационных доходов и облагаемой налогом по ставке 24%.
Форма представления таких сведений не определена ни документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, ни налоговым законодательством.
Рекомендуем образец такой формы предусмотреть в отдельном приказе по учетной политике в рамках договора простого товарищества, оговорив при этом в тексте договора, что принципы формирования учетной политики и представления всей необходимой информации в рамках совместной деятельности либо устанавливаются в отдельном документе, согласованном со всеми участниками простого товарищества, либо специально определяются в приказе по учетной политике участника, ведущего общие дела.
В связи с этим рекомендуем поручить участнику простого товарищества, ведущему общие дела, вести не только бухгалтерский, но и налоговый учет, то есть учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.
5.5. Налогообложение элементов социального пакета, предоставляемых
сотрудникам в соответствии с заключенными трудовыми (коллективными)
договорами
Чаще всего услуги от деятельности объектов социально-культурной сферы, предоставляемые бесплатно сотрудникам организации, являются одной из составляющих социального пакета организации.
В таких случаях согласно подпункту 2 п.2 ст.211 НК РФ стоимость услуг, предоставленных сотруднику на безвозмездной основе, подлежит включению в состав его доходов, облагаемых по ставке 13%. При этом на основании п.1 ст.211 НК РФ налоговая база устанавливается как стоимость таких услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых по правилам ст.40 НК РФ.
Что касается единого социального налога, то в соответствии с п.25 ст.255 НК РФ расходами на оплату труда признаются другие виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором.
В этом случае согласно письму МНС России от 04.04.2002 N СА-6-05/415@ "О едином социальном налоге" на стоимость таких услуг должен быть начислен единый социальный налог на основании п.1 ст.237 НК РФ.
В то же время в соответствии с п.29 ст.270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли и, соответственно, не облагаются единым социальным налогом (на основании письма МНС России от 04.04.2002 N СА-6-05/415@) расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещение культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
В связи с этим организации при заключении трудовых (коллективных) договоров в 2003 году должны на основании экономических расчетов (с учетом разработанных программ социального развития коллектива) выбрать для себя и своих сотрудников оптимальный вариант налогообложения элементов социального пакета и включить соответствующие формулировки в тексты трудовых (коллективных) договоров.
Е.В. Орлова,
начальник сектора эккаунтинга, аудита и корпоративных
стандартов ЗАО "Управляющая компания СТИН Холдинг"
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2002 г., N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1