Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие исключение для всех собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах обязанности принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Вне зависимости от правовой природы взносов на содержание прилегающей территории либо формы участия в ее содержании правовое регулирование должно отвечать конституционному принципу равенства, что предполагает, что однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом; любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а для достижения этих целей используются соразмерные правовые средства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 8-П, от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 16 июня 2006 г. N 7-П, от 5 апреля 2007 г. N 5-П, от 25 марта 2008 г. N 6-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П и другие).
Таким образом, установление дифференцированной финансовой нагрузки в отношении участия граждан, являющихся собственниками различных видов жилых помещений, в содержании прилегающих территорий представляется необоснованным.
Предлагаемые изменения вносятся в правовые нормы, которые не согласуются с новым правовым регулированием градостроительных, земельных и иных отношений. В частности, в части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации сохраняются положения о зданиях, строениях и сооружениях. Законодательством о градостроительной деятельности предусматриваются объекты капитального строительства и некапитальные строения, сооружения (данные понятия определяются в пунктах 10 и 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Вносить изменения в указанные правовые нормы без приведения их в соответствие с новым правовым регулированием представляется нецелесообразным.
Кроме того, предложение распространить положения закона на ранее возникшие отношения потребует создания механизма возврата уже уплаченных собственниками платежей.
Принятие закона повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета, однако законопроектом не определены источники финансирования и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 22 сентября 2021 г. N 9952п-П16 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, А.Г. Аксаковым и другими"
Опубликование:
-