г. Краснодар |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А53-12891/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети" (ИНН 6143081351, ОГРН 1133443015210) - Бережной Н.Ю. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие представителя ответчика - Комитета по управлению имуществом города Волгодонска, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2014 (судья Андрианова Ю.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-12891/2014, установил следующее.
ООО "Волгодонские тепловые сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Комитету по управлению имуществом города Волгодонска (далее - комитет) о признании недействительными пунктов 3.1, 3.4 договора аренды от 10.06.2009 N 372 в части определения арендной платы в порядке и размере, не соответствующих пунктам 5, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582; Правила) и приказу Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - приказ N 217); о внесении изменений в договор аренды от 10.06.2009 N 372 путем изложения пунктов 3.1, 3.4 договора в следующей редакции: "3.1 Годовой размер арендной платы с 02.07.2013 за земельный участок устанавливается в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка и составляет 87 326 рублей 41 копейку. Размер арендной платы за период с 02.07.2013 по 31.12.2013 рассчитывается с 02.07.2013 пропорционально количеству календарных дней, оставшихся до окончания 2013 года"; "3.4 Размер годовой арендной платы за использование земельного участка изменяется арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Арендная плата может также быть изменена в связи с изменением установленных ставок арендной платы на условиях и в порядке, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Арендодатель направляет арендатору соответствующее уведомление об изменении арендной платы".
Решением от 05.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что оспариваемые пункты 3.1 и 3.4 договора содержат условия о цене и порядке ее изменения, согласованные на 10.06.2009, 01.07.2011, 04.02.2013. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - приказ N 347), устанавливающий иные ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, вступил в силу 31.08.2013. На момент включения пунктов 3.1 и 3.4 в договор (согласования соответствующих условий) нормативный правовой акт, устанавливающий предельные ставки арендной платы, отсутствовал. Спорные условия соответствовали требованиям действующего законодательства и могли быть включены в договор. Произошедшие изменения нормативно-правового регулирования отношений в сфере аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, не могут затрагивать отношения, существовавшие до момента вступления в силу новых нормативных положений.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указав, что на спорном земельном участке расположены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, в связи с чем должен применяться приказ N 217, устанавливающий иные ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, вступивший в силу 02.07.2013. Истец лишен возможности отказаться от исполнения договора, расторгнуть по основаниям, предусмотренным действующим законодательством (расположение на земельных участках опасных производственных объектов) без ущерба для самого истца и иных лиц. Ответчик, игнорируя положения нормативных правовых актов, в том числе определяющих размер арендной платы за пользование земельными участками, продолжает устанавливать размер арендной платы, противоречащий требованиям постановления N 582 и приказа N 217. Судом не учтено, что пунктом 4.1.1 договора согласовано право арендодателя расторгнуть договор в одностороннем порядке при невнесении платы более чем за два периода. Размер переплаты по договору за период с 02.07.2013 по март 2014 года составил 239 629 рублей 28 копеек, что в 2,74 раза превышает годовой размер платы согласно приказу N 217. Внося плату без урегулирования вопроса о размере арендной платы путем закрепления условия договора, истец рискует получить уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил. Комитет явку процессуального представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил, извещен на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено с учетом положений статьи 156 Кодекса.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, комитет (арендодатель) и общество "Южная генерирующая компания ТГК-8" (арендатор) заключили договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 10.06.2009 N 372, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 21 822 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:48:0100102:97, находящийся относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - производственная база, участок находится примерно в 1369 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, г. Волгодонск, Жуковское шоссе, 26, для использования под тепловой магистралью Промбаза-II (л. д. 23 - 26).
Пунктом 2.1 договора срок аренды установлен с 10.06.2009 по 10.06.2019.
В соответствии с пунктом 3.1 договора годовой размер арендной платы составляет 304 550 рублей 84 копейки, расчет которой за период с 10.06.2009 по 31.12.2009 составил 171 049 рублей 10 копеек.
Согласно пункту 3.4 договора размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с принятым решением органов государственной власти Ростовской области по порядку определения размера арендной платы. Размер арендной платы изменяется путем направления арендатору соответствующего уведомления.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи в аренду земельного участка от 10.06.2009 (л. д. 27)
Комитет и ООО "Лукойл-Теплотраспортная компания" подписали соглашение от 01.07.2011 о внесении изменений в договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 10.06.2009 N 372, согласно которому с 22.12.2010 права и обязанности арендатора перешли к ООО "Лукойл-Теплотраспортная компания" (л. д. 29 - 31).
Пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: "Годовой размер арендной платы составляет 364 822 рубля 72 копейки, расчет арендной платы за период с 01.07.2011 по 31.12.2011 составляет 182 411 рублей 36 копеек".
Пункт 3.4 договора изложен в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы за использование земельного участка может быть изменен в одностороннем порядке по требованию арендодателя: путем ежегодной индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; в связи с изменением ставок арендной платы, прогнозируемого уровня инфляции, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, и (или) кадастровой стоимости земельного участка; при этом размер арендной платы считается измененным с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов об установлении (утверждении): ставок арендной платы, нового размера прогнозируемого уровня инфляции, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, результатов государственной кадастровой оценки земель.
Комитет и общество подписали соглашение от 10.09.2013 о внесении изменений в договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 10.06.2009 N 372, согласно которому с 01.06.2013 права и обязанности арендатора по указанному договору перешли к истцу (л. д. 32 - 33)
Уведомлением от 04.02.2013 N 668 комитет проинформировал истца об изменении размера арендной платы на 2013 год, которая составила 407 981 рубль 38 копеек (л. д. 34).
Полагая, что условия договора не соответствуют требованиям действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса закреплено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 65 Земельного кодекса).
В развитие указанных положений земельного законодательства Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582 (действующее с 04.08.2009), согласно которому к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Принцип запрета необоснованных предпочтений также предусматривает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Из пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т. п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Договор от 10.06.2009 N 372 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:48:0100102:97 заключен после введения в действие Земельного кодекса, установленная арендная плата по нему является регулируемой.
Поскольку ставки арендной платы за земли, являющиеся публичной собственностью, относятся к регулируемым ценам и Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, они должны выступать ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Применение другого размера арендной платы, превышающего предельные ставки за использование федеральных земель, не допускается.
Пунктом 5 Постановления N 582 предусмотрено, что для ряда случаев использования земельных участков в определенных целях арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения: трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Во исполнение указанного пункта Постановления N 582 уполномоченным органом власти издан Приказ N 347, утвердивший предельную ставку арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. При этом предельная ставка для земельных участков, расположенных в Ростовской области, определена в размере 5,40 рублей за 1 кв. м.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что оспариваемые пункты 3.1 и 3.4 договора содержат условия о цене и порядке ее изменения, согласованные на 10.06.2009, 01.07.2011, 04.02.2013, тогда как приказ N 347, устанавливающий иные ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, вступил в силу 31.08.2013. Соответственно на момент включения пунктов 3.1 и 3.4 в договор (согласования соответствующих условий) нормативный правовой акт, устанавливающий предельные ставки арендной платы, отсутствовал. Спорные условия соответствовали требованиям действующего законодательства и могли быть включены в договор.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов судебных инстанций.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Кодекса, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу N А53-12891/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.