г. Краснодар |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А63-9591/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Мантула Г.А., в отсутствие представителей заявителя - закрытого акционерного общества "Санаторий "Кругозор"" (ИНН 2628005220, ОГРН 1022601314889), органа, осуществляющего публичные полномочия: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), закрытого акционерного общества "Центр независимой оценки" (ИНН 2634048408, ОГРН 1022601984680), администрации города-курорта Кисловодска (ИНН 2628016302, ОГРН 1022601316418), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2014 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу N А63-9591/2013, установил следующее.
ЗАО "Санаторий "Кругозор"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - комиссия) от 19.07.2013 N 33, 34 и 35 об отклонении заявлений общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 26:34:150102:0068, 26:34:150102:0070 и 26:34:150102:0071, а также о возложении на управление обязанности определить кадастровую стоимость названных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Определением от 12.11.2013 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена комиссия (т. 1, л. д. 180 - 182).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, министерство имущественных отношений по Ставропольскому края, ЗАО "Центр независимой оценки", администрация города-курорта Кисловодска (т. 1, л. д. 180 - 182; т. 2, л. д. 162, 163).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2014 требования общества удовлетворены. Признаны незаконными решения комиссии от 19.07.2013 N 33, 34 и 35. Суд возложил на комиссию обязанность принять решения об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 26:34:150102:68, 26:34:150102:70 и 26:34:150102:71 в размере их рыночной стоимости. Судебный акт мотивирован отсутствием у комиссии предусмотренных законом оснований для отклонения заявлений общества о пересмотре кадастровой стоимости.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 решение от 11.03.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба управления - без удовлетворения. Производство по апелляционной жалобе комиссии прекращено. Суд указал, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является самостоятельным государственным органом или организацией. При возникновении спора, связанного с деятельностью комиссии, в том числе при оспаривании принятых ею решений, в судебном процессе на стороне осуществляющего публичные полномочия органа, чье решение оспаривается, помимо комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости участвует соответствующий территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Поскольку комиссия не является самостоятельным государственным органом, ее интересы в процессе представляет управление, жалоба которого рассмотрена, суд прекратил производство по апелляционной жалобе комиссии применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление. Податель жалобы полагает, что оспариваемые решения не нарушают права и законные интересы общества. Кроме того, суд апелляционной инстанции без установленных законом оснований прекратил производство по апелляционной жалобе комиссии.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Администрация направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что постановление от 02.12.2014 надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: площадью 31 502 кв. м (кадастровый номер 26:34:150102:0068), расположенный по адресу: г. Кисловодск, ул. К. Цеткин, 2; площадью 897 кв. м (кадастровый номер 26:34:150102:0070), расположенный по адресу: г. Кисловодск, ул. К. Цеткин, 14; площадью 907 кв. м (кадастровый номер 26:34:150102:0071), расположенный по адресу: г. Кисловодск, ул. К. Цеткин, 16, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации прав от 07.06.2006 серии 26 АБ N 053218, от 11.07.2006 серии 26 АБ N 102302 и от 11.07.2006 серии 26 АБ N 102301 (т. 1, л. д. 147 - 150).
Кадастровая стоимость данных земельных участков установлена по состоянию на 01.01.2012: в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:34:150 02:68 - в размере 269 519 456 рублей 26 копеек; в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:34:150102:70 - в размере 7 674 400 рублей 11 копеек; в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:34:150102:71 - в размере 7 759 956 рублей 41 копейки (т. 1, л. д. 151 - 159).
По заказу общества ЗАО "Центр независимой оценки" подготовлен отчет от 06.06.2013 N 214/Ч/13 об определении рыночной стоимости данных земельных участков. Из названного документа следует, что по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:34:150102:68 составила 115 058 800 рублей, земельного участка с кадастровым номером 26:34:150102:70 - 3 466 100 рублей, земельного участка с кадастровым номером 26:34:150102:71 - 3 500 100 рублей (т. 1, л. д. 97 - 165).
Экспертным советом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" подготовлено заключение от 18.06.2013 N 1249/2013-2, согласно которому отчет об оценке от 06.06.2013 N 214/Ч/13 соответствует законодательству об оценочной деятельности (т. 1, л. д. 88 - 96).
Общество 08.07.2013 обратилось в комиссию с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данных земельных участков.
Решениями комиссии от 19.07.2013 N 33, 34 и 35 заявления общества отклонены (т. 1, л. д. 79 - 87).
Общество, полагая, что решения комиссии приняты с нарушением норм действующего законодательства, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного правового акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Названная норма также закрепляет возможность последующего судебного оспаривания решения комиссии.
В соответствии с Законом N 135-ФЗ комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и работы комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости"" (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка комиссия создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии в лице своих территориальных органов.
Таким образом, в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия, в рассматриваемом споре выступает управление как орган исполнительной власти, обеспечивающий деятельность комиссии.
В то же время суд апелляционной инстанции, прекращая производство по апелляционной жалобе комиссии, не учел следующего.
Предметом обжалования в рамках рассматриваемого дела являются решения комиссии, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений общества о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Поскольку комиссия в силу норм Закона N 135-ФЗ и Порядка представляет собой постоянно действующую структуру при территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в соответствующем субъекте Российской Федерации, наделена полномочиями по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости, результатом деятельности комиссии является решение, которое может быть обжаловано в суде, то названная комиссия также выступает на стороне органа, осуществляющего публичные полномочия, по делам об оспаривании принятых ею решений и подлежит привлечению к участию в деле, наряду с территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, при котором она создана (часть 1 статьи 197 Кодекса). В соответствии с частью 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказать соответствие оспариваемого решения закону возложена на комиссию.
Определением от 12.11.2013 суд первой инстанции привлек комиссию к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица (т. 1, л. д. 180 - 182). Данное обстоятельство наделяет комиссию правом на обжалование судебного акта (статьи 41 и 43 Кодекса).
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по апелляционной жалобе комиссии.
В связи с тем, что названная апелляционная жалоба по существу не рассмотрена, постановление от 02.12.2014 надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (пункт 3 части 1 статьи 287, часть 3 статьи 288 Кодекса).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенное нарушение норм процессуального права, дать оценку доводам апелляционных жалоб, в том числе с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 11.02.2014 N 13839/13, согласно которой рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу N А63-9591/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.