г. Краснодар |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А32-32185/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Шашковой Ю.С. (доверенность от 28.04.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Мехтранссервис" (ИНН 2314017344, ОГРН 1042308532045) - Сергеева С.В. (доверенность от 06.11.2014), в отсутствие третьего лица - прокуратуры Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (судьи Фахретдинов Т.Р., Мисник Н.Н., Тимченко О.Х.) по делу N А32-32185/2014, установил следующее.
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (правопредшественник Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Мехтранссервис" (далее - общество) о возложении обязанности возвратить в краевой бюджет 453 813 рублей субсидии.
Определением от 09.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена прокуратура Краснодарского края.
Решением от 24.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2015, в иске отказано. Судебные акты мотивированы следующим: общество для получения субсидии представило все необходимые документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы"" (далее - Порядок субсидирования). Основания для возврата полученной субсидии в краевой бюджет на основании пункта 3.5 Порядка субсидирования отсутствуют.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования. По мнению заявителя, в документах, представленных обществом на получение субсидии, отсутствовал договор купли-продажи погрузчика фронтального LG956L, заключенный в связи с окончанием 30.09.2013 договора финансовой аренды (лизинга) от 27.08.2012, подтверждающий переход права собственности на предмет лизинга, что является нарушением Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Данное обстоятельство установлено представлением прокуратуры Краснодарского края от 25.07.2014 N 7/4-16-2014 об устранении нарушений законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, порядке рассмотрения обращений граждан с требованиями об устранении выявленных нарушений законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей министерства и общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Судами установлено, что в октябре 2013 года общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
Приказом министерства от 18.12.2013 N 832 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий ООО "Мехтранссервис"" заявление общества признано прошедшим отбор на право заключения соответствующего договора.
На основании указанного приказа 19.12.2013 министерство и общество заключили договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства N 138/13С, предметом которого является предоставление министерством бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат общества на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в том числе по договору от 27.08.2012 N Р12-14540-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг", на 2 840 460 рублей 96 копеек.
В пункте 2.2 договора предусмотрено, что субсидии предоставляются в размере 70% от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30% от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), в сумме не более 3 935 004 рублей за счет средств краевого бюджета.
Платежным поручением от 25.12.2013 N 9208882 обществу перечислены 3 935 004 рубля.
Прокуратурой Краснодарского края проведена проверка обоснованности произведенной министерством выплаты на основании приказа от 18.12.2013 N 832, по итогам которой министерству внесено представление от 25.07.2014 N 7/4-16-2014 об устранении нарушений закона.
Министерство обратилось в арбитражный суд с иском, указывая, что поводом явилось представление прокурора.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Частью 1 статьи 17 названного Закона установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1.2 Порядка субсидирования предусмотрено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта). Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Согласно пункту 1.5 Порядка субсидирования субсидия предоставляется в размере 70 процентов от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30 процентов от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга).
Пунктом 3.5 Порядка субсидирования предусмотрено, что в случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого и среднего предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В подпункте 2.2.1 пункта 2.2 Порядка субсидирования предусмотрен перечень документов, необходимый для получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган. При этом перечень предоставляемых в уполномоченный орган документов, необходимых для получения субсидии субъектами малого и среднего предпринимательства, является исчерпывающим.
Оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что общество предоставило министерству все необходимые для получения субсидии документы и отказали в иске.
Довод министерства о том, что именно отсутствие договора купли-продажи фронтального погрузчика в документах, представленных обществом на получение субсидии, является нарушением Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и это установлено представлением прокурора Краснодарского края от 25.07.2014 N 7/4-16-2014 об устранении нарушений закона, судом кассационной инстанции отклоняется.
В представлении прокурора указано на наличие в папках с документами общества договоров купли-продажи транспортных средств, однако они не включены в опись документов, не пронумерованы (в отличие от иных документов, представленных обществом). При этом иным юридическим лицам, обратившимся с заявлением на участие в отборе для предоставления субсидий и предоставившим документы, установленные Порядком субсидирования, при отсутствии договоров (соглашений) о переходе права собственности на предмет лизинга, министерство отказало в предоставлении субсидий.
Указанными действиями министерство нарушило принцип равного доступа субъектов к участию в соответствующей программе, предполагающий запрет создания каких-либо привилегий (преференций) в получении поддержки конкретным субъектам, а также создания каких-либо препятствий в получении субсидий.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А32-32185/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.