г. Краснодар |
|
27 апреля 2015 г. |
Дело N А53-1953/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2014 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А53-1953/2014, установил следующее.
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2013 N 0631/09/6351/1839/ПР/2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 18.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.01.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу и оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.11.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.01.2015, требования общества удовлетворить. Заявитель жалобы считает, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса. По мнению общества, суды при вынесении судебных актов необоснованно не применили статью 2.9 Кодекса. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Полагает, что проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании приказа департамента в отношении общества проведена плановая выездная проверка по вопросу выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в результате которой установлены нарушения: осуществление выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух из стационарных источников в отсутствие разрешения на выброс вредных веществ, не проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ на отдельных участках; не ведение первичного учета состава и количества вредных выбросов в атмосферу; не ведение на отдельных участках районов электрических сетей, за проверяемый период, учета образовавшихся, обезвреженных, переданных другим лицам отходов, а также отходов, полученных от других лиц и размещенных ими.
По окончании проверки департамент составил акт от 30.09.2013 N 84/11-0121/09/6351/1839/ПР/2013, протокол об административном правонарушении от 08.10.2013 N 0631/09/6351/1839/ПР/2013 и вынес постановление от 24.12.2013 N 0631/09/6351/1839/ПР/2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса в виде 40 тыс. рублей штрафа, обществу выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
В порядке статей 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.
Как установлено Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В пункте 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ указано, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 1 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу пункта 8 статьи 15 Закона об охране атмосферного воздуха действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Таким образом, департаменту в данном случае помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источникам вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 17254/10.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела признали доказанным факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 Кодекса. При этом суды исходили из того, что производственная деятельность общества связана с эксплуатацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате деятельности в атмосферу выделяются вредные (загрязняющие) вещества, в том числе железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота оксид), серная кислота, сера диоксид - ангидрид сернистый, углерод оксид, масло минеральное нефтяное.
Общество в 2012 году разработало проекты нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников выбросов, расположенных на территории различных филиалов.
Согласно техническому отчету по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории 30 площадок Восточных электрических сетей и 8 районов электрических сетей расположен 71 стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых 18 организованных источников выбросов и 53 неорганизованных источника выбросов. От таких источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу выделяются 33 вредных (загрязняющих) вещества, суммарное количество которых составляет 4,5608 т/год, из которых жидких и газообразных - 1,5412 т/год, твердых - 3,0196 т/год.
Разрешение N В-15/143 на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух из стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории 30 площадок Восточных электрических сетей и 8 районов электрических сетей, выдано только на основании приказа департамента от 17.07.2013 N 1799. Срок действия разрешения с 17.07.2013 по 31.12.2017. В период по 16.07.2013 общество осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ (в том числе железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота оксид), серная кислота, сера диоксид - ангидрид сернистый, углерод оксид, масло минеральное нефтяное) в атмосферный воздух из стационарных источников выбросов в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно техническому отчету по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории 9 площадок Южных электрических сетей расположено 28 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых 18 организованных источников выбросов и 10 неорганизованных источников выбросов. От таких источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу выделяются 24 вредных (загрязняющих) вещества, суммарное количество которых составляет 2,9858 т/год, из которых жидких и газообразных - 2,4949 т/год, твердых - 0,4909 т/год.
Разрешение N В-15/136 на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух из стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории 9 площадок Южных электрических сетей выдано только на основании приказа департамента от 16.07.2013 N 1768. Срок действия разрешения с 16.07.2013 по 31.12.2017. В период по 15.07.2013 общество осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ (в том числе железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота оксид), серная кислота, сера диоксид - ангидрид сернистый, углерод оксид, масло минеральное нефтяное) в атмосферный воздух из стационарных источников выбросов в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно техническому отчету по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории площадок Звенигородского РЭС расположено 13 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых 7 организованных источников выбросов и 6 неорганизованных источников выбросов. От таких источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу выделяются 8 вредных (загрязняющих) вещества, суммарное количество которых составляет 0,7994 т/год, из которых жидких и газообразных - 0,7988 т/год, твердых - 0,0006 т/год.
Разрешение N В-15/154 на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух из стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории 9 площадок Южных электрических сетей выдано только на основании приказа департамента от 24.07.2013 N 1864. Срок действия разрешения с 24.07.2013 по 31.12.2017. В период по 24.07.2013 общество осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ (в том числе железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота оксид), серная кислота, сера диоксид - ангидрид сернистый, углерод оксид, масло минеральное нефтяное) в атмосферный воздух из стационарных источников выбросов в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Факт несоблюдения обществом экологических требований в отношении остальных стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух площадок электрических сетей подтверждается актом проверки от 30.09.2013 N 84/11/-0121/09/6351/1839/ПР/2013, в котором отражены выявленные нарушения, техническими отчетами по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разрешениями на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух из стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданными только 15.07.2013, 24.07.2013, либо срок действия которых истек 30.06.2013, а новое разрешение получено только 17.07.2013. Данные факты по существу обществом не опровергнуты. Предписания, выданные обществу по результатам проверки, являлись предметом рассмотрения в деле N А53-50/2014, признаны соответствующими требованиям Закона об охране атмосферного воздуха. Наличие в действиях общества объективной стороны вменённого административного правонарушения подтверждено надлежащим доказательствами по делу об административном правонарушении, содержащими все необходимые сведения и позволяющими установить событие административного правонарушения.
В силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Кроме того, Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Исходя из конкретных обстоятельств дела суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 8.21 Кодекса.
Каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судебных инстанций об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А53-1953/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.