В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Внести в Транспортную стратегию Республики Тыва до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 28 марта 2018 г. N 136 (далее - Транспортная стратегия), следующие изменения:
1) во введении:
а) абзац третий изложить в следующей редакции:
"В стратегии учтены Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;";
б) абзац пятый признать утратившим силу;
в) в абзаце шестом цифры "2019" заменить цифрами "2024";
г) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Также учтены положения Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 г. N 129-р).";
2) в разделе 5:
а) главу 1 изложить в следующей редакции:
"Глава 1. Трансграничные транспортные коридоры
Основные задачи развития трансграничных транспортных коридоров Тувы:
1) открытие воздушного грузопассажирского работающего на нерегулярной основе многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту "Кызыл";
2) открытие автомобильного пункта пропуска "Хандагайты" на российско-монгольской границе в многостороннем статусе;
3) реализация крупного межрегионального проекта строительство железнодорожной линии, обеспечивающей доступ к минерально-сырьевой базе Республики Тыва.";
б) главу 1.1 изложить в следующей редакции:
"Глава 1.1. Автомобильные транспортные коридоры
Важным достижением в решении транспортных проблем республики является перенаправление федеральной трассы Р-257 "Енисей". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 975 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" участок автодороги Хандагайты - Госграница с Монголией (КПП "Хандагайты") принят в собственность Российской Федерации, постановление вступило в силу с 1 января 2017 г.
Республику Тыва с другими регионами связывает федеральная трасса Р-257 "Енисей" и региональная автодорога Ак-Довурак - Абакан, по которым осуществляются основные грузовые и пассажирские перевозки. Федеральная трасса Р-257 "Енисей" была и остается главной транспортной артерией для 65 процентов населения республики. Региональная автодорога Ак-Довурак - Абакан является главной транспортной артерией, связывающей западную часть республики с Хакасией.
Переход действующих инвестиционных проектов из инвестиционной стадии на этап завершения в условиях отсутствия железнодорожного сообщения увеличит в 3 раза интенсивность движения на федеральной трассе Р-257 уже к 2024 году. Это не будет соответствовать нормативу оптимальной загрузки для данной категории федеральной дороги и приведет к снижению безопасности дорожного движения.
При этом, выгодное географическое положение Республики Тыва в новых экономических условиях внешнего политического и санкционного давления имеет стратегическое преимущество в расширении транспортного сообщения в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Создание трансграничного торгово-транспортного коридора "Красноярск - Абакан - Ак-Довурак - Чадан - Хандагайты - Улангом - Ховд - Урумчи" предусмотрено в планах Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", а также входит в состав КИП "Енисейская Сибирь", сформированный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 571-р, и в Индивидуальную программу социально-экономического Развития Республики Тыва на 2020 - 2024 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. N 972-р.
Важным шагом в его создании является реконструкция автомобильного пункта пропуска "Хандагайты" для работы в многостороннем статусе в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации" (2012-2024). Правительство Монголии выражает готовность к завершению строительства автомобильного участка "Ховд - Улангом" с твердым покрытием протяженностью 70 км транснациональной автомобильной магистрали, называемого монгольской стороной "Дорогой Тысячелетия".
Расширение возможности данного транспортного коридора повлияет на решение Правительства Российской Федерации по строительству автомобильной дороги "Новокузнецк - Таштагол - Абаза", что сыграет ключевую роль в выстраивании логистики инвестиционных проектов республик Тувы, Хакасии, Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев и позволит значительно увеличить грузоперевозки Сибирского федерального округа и других регионов России.";
в) главу 1.2 изложить в следующей редакции:
"Глава 1.2. Авиационные транспортные коридоры
Благодаря инвестиционному проекту "Реконструкция аэропортового комплекса г. Кызыла" обеспечена безопасность полетов и возможность обслуживания в аэропорту современных воздушных судов, конечным результатом которого является расширение географии полетов. Реконструируемая взлетно-посадочная полоса аэропортового комплекса г. Кызыла по техническим характеристикам может соответствовать международным требованиям, что позволит принимать такие воздушные суда, как Boeing 373, Airbus, ИЛ-76, учитывая, что уже сейчас в воздушном пространстве над Тувой проходят более 20 международных авиатрасс.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1902-р принято решение об открытии в аэропорту "Кызыл" международного воздушного пункта пропуска. В 2021 году за счет средств республиканского бюджета разработана проектно-сметная документация на обустройство воздушного пункта пропуска в аэропорту Кызыл (далее - ВВП).
Строительные работы разделены на 2 контракта: приспособление здания аэровокзала для целей размещения ВПП и техническое оснащение ВПП.
В 2022 году начались строительные работы по приспособлению здания аэровокзала для целей размещения ВПП. Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию объекта - декабрь 2023 года.
С присвоением аэропорту г. Кызыла статуса международного, возможен прием современных воздушных судов, таких как А-319, Б 737, Ил-76, Ту-154, Ил-62 и т.д. В перспективе организация международных авиарейсов, таких как Кызыл - Улан-Батор (Монголия), Кызыл - Пекин (Китай), Кызыл - Куала-Лумпур (Малайзия), Кызыл - Сеул (Корея) и т.д.";
г) главу 2.2 изложить в следующей редакции:
"Глава 2.2. Развитие авиационного межрегионального и международного транспортного коридора
За 2021 год на межрегиональных маршрутах перевезено 84 414 пассажиров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение на 34,76 процента или 29340 пассажиров (АППГ - 55074 пассажира).
Рисунок 1
Количество перевезенных пассажиров на межрегиональных авиарейсах
По состоянию на 1 января 2023 г. аэропортом г. Кызыла обслуживаются регулярные авиарейсы в города Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ и Москва.
Перспективными являются направления в города Томск, Санкт-Петербург, Сочи и Екатеринбург.
В связи с получением статуса международного аэропорта Кызыла планируется развитие международных перевозок пассажиров воздушным транспортным путем открытия пункта пропуска в аэропорту "Кызыл".
После ввода в эксплуатацию воздушного пункта пропуска в аэропорту "Кызыл" планируется выполнение международных авиарейсов по маршрутам Кызыл - Улан-Батор - Кызыл, Кызыл - Урумчи - Кызыл, Кызыл - Алматы - Кызыл.
При выполнении прямого авиарейса из г. Кызыла в г. Улан-Батор расстояние (984 км) и время полёта (2 час. 30 мин.) сократятся в два раз по сравнению с прямым рейсом из гг. Красноярска и Иркутска (1918 км и 4 час. 35 мин.). При выполнении авиарейса Кызыл - Урумчи (расстояние 1016 км, время - 2 час. 50 мин.) время полета сократится в 7 раз по сравнению с авиарейсом Москва - Урумчи (7388 км и 21 час.).";
д) главу 3.1 изложить в следующей редакции:
"Глава 3.1. Развитие автомобильного транспорта
Важнейшей задачей развития межмуниципальных транспортных коридоров является соединение круглогодичной связью по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования всех населенных пунктов в сельской местности, имеющих перспективы развития, а также строительство новых автомобильных дорог между муниципальными образованиями и искусственных сооружений на них.
Строительство автомобильных дорог предусмотрено по направлениям:
- ремонт автомобильной дороги Кызыл - Эрзин - Госграница с Монголией (грунтование 11 км, твердое покрытие 16 км);
- реконструкция автомобильной дороги Балгазын - Бай-Хаак протяженностью 23,5 км;
- приведение в нормативное состояние мостового перехода через р. Хемчик на автодороге Ак-Довурак - Чадан протяженностью 318,59 пог. м;
- ремонт автомобильной дороги Бояровка - Тоора-Хем протяженностью 34,5 км;
- реконструкция автомобильной дороги Суг-Аксы - Алдан-Маадыр протяженностью 15 км;
- ремонт моста через р. Дерзиг на автодороге Кызыл - Усть-Бурен на 102 км.
В рамках реализации подпрограммы "Транспорт" государственной программы Республики Тыва "Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2017 - 2024 годы" в 2022 году на условиях лизинга приобретены автобусы в количестве 36 единиц, из них 28 ед. для городских перевозок, 8 ед. для междугородных перевозок. Для осуществления межмуниципальных автобусных перевозок данные автобусы закреплены для выполнения регулярных рейсов по маршрутам Кызыл - Ак-Довурак, Кызыл - Эрзин, Кызыл - Хандагайты.
Ежегодно Министерством дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва проводится конкурс среди физических и юридических лиц на осуществление пассажирских перевозок на межмуниципальных автобусных маршрутах.
В перспективе до 2030 года планируется полностью восстановить сеть автобусного сообщения со всеми кожуунами республики.";
3) таблицу "Динамика целевых показателей развития дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва" главы 7 раздела 6 изложить в следующей редакции:
"Динамика целевых показателей развития дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва
Наименование целевого показателя |
Базовое значение |
Ожидаемое значение |
||
2016 год |
2021 год (факт) |
2025 год |
2030 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, процентов |
52,75 (С) |
54,0 (С) |
58,0 (С) |
62,0 (С) |
2. Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативным требованиям, процентов |
35,75 |
63,78 |
85,05 |
85,05 |
3. Оценка качества дорожных сетей предпринимателями, средний балл |
2,86 (С) |
3,5 (С) |
4,0 (С) |
4,5 (С) |
4. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчетного года в том числе: |
5121,4 |
5326,3 |
5539,3 |
5760,9 |
сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, км |
1935,5 |
2076,7 |
2257,2 |
2413,2 |
сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, км |
3185,9 |
3249,6 |
3282,1 |
3347,7 |
5. Прирост протяженности сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения на территории субъекта Российской Федерации в результате строительства новых автомобильных дорог (км), в том числе: |
0 |
25,9 |
57,6 |
89,4 |
сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, км |
0 |
25,9 |
57,6 |
89,4 |
6. Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км), в том числе: |
0 |
30,7 |
62,45 |
94,2 |
сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, км |
0 |
30,7 |
62,45 |
94,2 |
7. Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог, в том числе: |
123,4 |
233,8 |
519,6 |
757,3 |
сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, км |
116,1 |
200,2 |
448,5 |
648,7 |
сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, км |
7,3 |
33,6 |
71,1 |
108,6 |
8. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, процентов |
47,25 |
47,25 |
47,07 |
47,0 |
9. Выполнение авиарейсов по производственно-хозяйственной деятельности, в том числе лесоохране и санавиации, часов |
544 |
1051 |
2500 |
4000 |
10. Фактический годовой пассажиропоток всех аэропортовых комплексов на территории республики, тыс. чел. в год |
1,79 |
88,806 |
120,0 |
150,0 |
11. Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования, млн. пасс. км |
657,3 |
199,1 |
250,0 |
400,0 |
12. Грузооборот автомобильного транспорта общего пользования, млн. т км |
195 |
99,0 |
296,0 |
350,0 |
13. Объем инвестиций (частные, государственные, внебюджетные), тыс. рублей |
98132,8 |
200000,0 |
300000,0 |
400000,0 |
14. Объем налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Тыва (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, плата за загрязнение окружающей среды, госпошлина, штрафы и пени и т.д.), тыс. рублей |
2091,4 |
2142,8 |
2268,9 |
2396,6 |
";
4) приложение N 1 к Транспортной стратегии изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1
к Транспортной стратегии
Республики Тыва до 2030 года
Оценка
состояния и комплексные проблемы развития транспортного комплекса Республики Тыва
Площадь территории Республики Тыва составляет 168,9 тыс. кв. м.
Общая протяженность государственных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории республики, составила на 1 января 2017 г. 9099,73 км, из них:
414,6 (4,5 процента) - автодороги федерального значения;
3368,83 (37,02 процента) - автодороги регионального и (или) межмуниципального значения;
5316,3 (58,42 процента) - автодороги местного значения.
В общей протяженности автомобильных дорог протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 3658,3 км (федеральные - 414,6 км, региональные - 2493,9 км).
За последние годы в регионе отмечалась устойчивая динамика роста объемов промышленного производства, строительства и торговли, платных услуг населению, что способствовало увеличению налоговых платежей в бюджетную систему, существенному притоку инвестиций, в том числе иностранных.
Реализация крупных инвестиционных проектов, рост оптовой и розничной торговли выступят одним из факторов роста валового регионального продукта по умеренно-оптимистичному сценарию развития экономики. Вклад строительства, промышленного производства в рост валового регионального продукта в 2015 - 2017 годах повышается и в структуре валового регионального продукта, их доля составляет 8,0 процентов и 13,1-13,2 процента соответственно. Ускорение экономического роста и развитие промышленности приведет к повышению спроса на транспортные услуги и связь. Так, в структуре валового регионального продукта их доля возрастет до 7,3 процента к 2018 году.
Численность занятых в экономике по балансу трудовых ресурсов по виду экономической деятельности "транспорт и связь" составляет: в 2014 г. - 6,3 тыс. человек; в 2015 г. - 6,3 тыс. человек; в 2016 г. - 6,3 тыс. человек.
Отрасль охватывает все виды деятельности, связанные с перевозками грузов и пассажиров, выполняемые самостоятельными транспортными предприятиями всех форм собственности, подсобными подразделениями предприятий, отнесенных к другим отраслям, домашними хозяйствами в части платных услуг. Дорожное хозяйство включает деятельность по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог (очистка, разметка, озеленение). Деятельность по строительству и капитальному ремонту дорог относится к отрасли "Строительство".
Значительные структурные изменения, происшедшие в отрасли автомобильного транспорта в связи с либерализацией экономики, привели к прекращению деятельности крупных и средних предприятий в пользу частного предпринимательства.
Таким образом, отрасль транспорта фактически имеет больший объем валового регионального продукта в отраслевой структуре ВРП и структуре занятости.
Роль транспортного комплекса Республики Тыва в обеспечении работы транспортной системы Российской Федерации определяется, в первую очередь, специализацией и пропускной способностью транспортной инфраструктуры, обеспечивающей импорт и экспорт российских грузов, а также способностью создать условия для устойчивого развития экономики.
В настоящее время регион в недостаточной степени использует преимущества своего выгодного географического положения. Международные грузы следуют по территории республики, в основном, транзитом, создавая дополнительную нагрузку на транспортную инфраструктуру и окружающую среду.
1. Автомобильный транспорт. Современное состояние автомобильного транспорта
Подавляющая часть пассажиров на территории республики (99 процентов) перевозится автомобильным транспортом. Доля автомобильного транспорта в общем пассажирообороте составляет 100 процентов.
В результате анализа схемы транспортного обслуживания пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок Республики Тыва установлено, что перевозки на межмуниципальных маршрутах Республики Тыва в соответствии с выданными картами маршрута осуществляют 38 перевозчиков, в том числе одно юридическое лицо и 37 индивидуальных предпринимателей.
Субъектами предпринимательской деятельности перевозится 19770,4 тыс. пассажиров в год.
Маршрутная сеть Республики Тыва включает в себя 28 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, из них 16 пригородных маршрутов Кызылской агломерации, 12 межмуниципальных маршрутов, 6 маршрутов, в том числе 3 пригородных и 3 межмуниципальных, обслуживаются ООО "Туваавтотранс".
Средняя протяженность пригородных маршрутов составляет 30 км, межмуниципальных маршрутов - 300 км.
Количество автобусов, задействованных на межмуниципальных перевозках, составляет 191 единицу. Средний возраст транспортных средств составляет:
коммерческих перевозчиков - 8 лет;
ООО "Туваавтотранс" - менее 1 года.
Выбор пассажирами маршрутов коммерческих перевозчиков объясняется тем, что на комфортность поездки пассажиров напрямую влияет возраст транспортных средств.
Количество перевезенных пассажиров на общественном пассажирском транспорте всех форм собственности в 2021 году уменьшилось на 2,3 процента (10 077,6 тыс. человек), пассажирооборот уменьшился на 5,8 процента (199,1 млн. пасс. км).
В настоящее время транспортным обслуживанием населения города Кызыла занимаются ООО "Автоколона 17", ООО "Туваавтотранс" и частные перевозчики. Доля частных предпринимателей в общем объеме городских и междугородних перевозок достигает 60 процентов.
2. Внутренний водный транспорт. Современное состояние внутренних водных путей
Роль внутреннего водного транспорта на территории Республики Тыва весьма ограничена. В настоящее время используется только водный путь от г. Кызыла до с. Тоора-Хем для завоза технических грузов, топлива и продовольствия в населенные пункты, где отсутствуют другие виды транспорта. Водный путь от г. Кызыла до створа Саяно-Шушенской ГЭС по Саяно-Шушенскому водохранилищу не используется, так как плотина ГЭС не оборудована судоподъемными устройствами.
Судоходной участок на р. Большой Енисей связывает столицу республики - г. Кызыл с Тоджинским районом, населенные пункты которого отнесены к категории труднодоступных, при этом пассажирские перевозки не осуществляются с 2012 года в связи с тем, что теплоходы "Заря", работавшие на данном маршруте, морально и технически устарели.
Маршрут Кызыл - Тоора-Хем связывает 5 населенных пунктов, в которых проживает 4 220 человек. В период навигации по данному маршруту перевозилось порядка 10-12 тыс. пассажиров. Перевозка пассажиров водным транспортом и сегодня является весьма востребованной.
Содержание судоходной обстановки на р. Большой Енисей обеспечивает Кызылское прорабство, которое является подразделением Управления эксплуатации Красноярского судоподъемника - филиала федерального бюджетного учреждения "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей" (ФБУ "Администрация "Енисейречтранс").
Протяженность внутренних водных путей на территории Республики Тыва составляет 295 км, в том числе река Большой Енисей Тоора-Хем - Кызыл - 285 км, река Верхний Енисей 10 км - Кызыл - 10 км.
Наиболее готовым для производства грузоперевозок с целью доставки товаров и грузов является участок пути от г. Кызыла до с. Тоора-Хем протяженностью 285 км. Участок наиболее затруднителен для судоходства с лимитируемыми габаритами судового хода из-за значительных ледовых и паводковых воздействий на русло реки. Доставка грузов в навигационный период в населенные пункты Сейба, Ырбан, Тоора-Хем, расположенные на реке Большой Енисей, возможна только водным транспортом, который в данный период является безальтернативным. Автодорожное сообщение в весенне-летний период отсутствует.
Основными проблемами внутреннего водного транспорта являются отсутствие пассажирского флота, а также высокий моральный и физический износ грузовых и обстановочных судов.
Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости существенных капиталовложений для приведения внутренних водных путей Республики Тыва в нормативное состояние и для обновления речного флота, привлечь которые можно только на основе объединения усилий и возможностей государства и частного бизнеса с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
3. Воздушный транспорт и аэропорты. Современное состояние воздушного транспорта и аэропортов
Аэропортовый комплекс республики включает в себя 1 аэропорт и 9 посадочных площадок, в том числе:
1 аэропорт регионального значения;
2 посадочные площадки для нужд санавиации;
1 посадочная площадка в рекреационной зоне;
6 посадочных площадок в труднодоступных населенных пунктах.
В настоящее время через аэропорт г. Кызыла осуществляются регулярные рейсы авиакомпаний "ИрАэро" и "КрасАвиа" на самолетах ATR, Як-42, Сухой Суперджет по маршрутам Кызыл - Иркутск - Кызыл, Кызыл - Новосибирск - Кызыл, Кызыл - Красноярск, Кызыл - Улан-Удэ - Кызыл, Кызыл - Москва - Кызыл.
За 2021 год на межрегиональных маршрутах перевезено 84 414 пассажиров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение на 34,76 процента или 29340 на пассажиров (АППГ - 55074 пассажира), в том числе:
Маршрут |
Количество рейсов |
Всего пасс. |
Средняя загрузка, % |
Красноярск |
183 |
17116 |
83,0 |
Новосибирск |
194 |
20313 |
79,3 |
Иркутск |
208 |
16913 |
67,6 |
Москва |
203 |
26703 |
80,3 |
Абакан |
135 |
3369 |
65,2 |
Итого за 2021 г.: |
923 |
84414 |
75,0 |
Обеспечение транспортной доступности населения республики является одним из главных целей Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва. Республиканское казенное предприятие "Авиакомпания "Тувинские авиационные линии" - единственное предприятие, осуществляющее грузо- и пассажирские перевозки воздушным транспортом в труднодоступные районы республики, в том числе: обеспечение социально значимых авиарейсов, оказание медицинской помощи населению, авиационная охрана лесов, дежурство поисково-спасательных отрядов, хранение ГСМ сторонних организаций, заправка авиатопливом транзитных воздушных судов и их аэропортовое обслуживание.
На местных воздушных линиях в 2021 году перевезено 2217 пассажиров, что на 40,32 процента больше уровня 2020 года.
Рисунок 1
Сравнительная диаграмма количества вылетов по местным воздушным линиям
Рисунок 2
Сравнительная диаграмма количества перевезенных пассажиров с 2014 года по 2021 года
В целях обеспечения регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом и обеспечения равной доступности транспортных услуг для жителей труднодоступных местностей Правительством Республики Тыва начиная с 2007 года ежегодно принимается постановление "Об утверждении льготных тарифов на перевозку пассажиров воздушным транспортом на местных воздушных линиях Республики Тыва", которым определяется предельная величина стоимости летного часа, размер льготных тарифов на текущий год и перечень категорий граждан, имеющих право на получение льгот при пользовании воздушным транспортом на территории республики.
Санитарная авиация
В 2021 году на территории Республики Тыва выполнено 182 вылета в районы республики для оказания экстренной медицинской помощи гражданам. По сравнению с 2020 годом количество вылетов по оказанию услуг санитарной авиации уменьшилось на 3,2 процента.
Убытки республиканского казенного предприятия "Тувинские авиационные линии", возникающие при перевозке пассажиров на местных воздушных линиях при государственном регулировании тарифов, субсидируются из республиканского бюджета Республики Тыва.
Основные тенденции и проблемы развития воздушного транспорта и аэропортов
Основная и острейшая проблема отрасли - развитие наземной авиационной инфраструктуры и сохранение малых аэродромов на территории республики.
4. Дорожная сеть. Современное состояние дорожной сети
Общая протяженность сети автомобильных дорог Республики Тыва на 1 января 2023 г. составляет:
дороги федерального значения - 414,6 км;
дороги регионального значения - 3368,83 км;
дороги местного значения - 5316,3 км.
По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Республика Тыва значительно уступает другим регионам России. Развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации республики.
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км на 1000 кв. км территории)
На территории республики ежегодно реализуются мероприятия по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (в том числе паромных переправ), также по устройству уличного освещения и мостовых сооружений.
Финансирование дорожной отрасли осуществляется за счет средств Дорожного фонда Республики Тыва. В 2022 году объем финансирования составил порядка 2 млрд. рублей.
На реализацию мероприятий национального проекта "Безопасные качественные дороги" выделяется более 1 млрд. рублей.
Также особое внимание уделяется грунтовым дорогам и мостовым переходам регионального значения, на это направление выделяется более 217 млн. рублей.
Не остаются без внимания и муниципальные дороги. В 2022 году на это направление выделено около 245 млн. рублей.
С 2019 года в Туве начата реализация федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В рамках данного национального проекта особое внимание уделяется Кызылской городской агломерации, в состав которой входят г. Кызыл, пгт. Каа-Хем и с. Сукпак. В период 2019 - 2021 гг. на территории Кызылской городской агломерации приведено в нормативное состояние 54,478 км дорог на 60 улицах, в 2022 году -11,112 км дорог на 8 улицах. Объекты агломерации реализуется с опережающим темпом.
Так, в 2022 году на дорогах местного значения организованы следующие мероприятия:
- устройство тротуара и уличного освещения по ул. Пушкина г. Кызыла протяженностью 3,554 км;
- устройство тротуара протяженностью 1,6 км и уличного освещения протяженностью 0,8 км по ул. Звездная г. Кызыла;
- устройство тротуара и уличного освещения по Маршруту следования автобуса Кызыл - Вавилинский протяженностью 5,82 км;
- устройство тротуара по улицам Университетская - Буренская г. Кызыла протяженностью 0,74 км;
- устройство тротуара и уличного освещения по ул. Ооржака Лопсанчапа г. Кызыла протяженностью 0,59 км;
- устройство тротуара по ул. Оюна Курседи г. Кызыла протяженностью 0,235 км;
- устройство тротуара пешеходной дорожки улицы Мелиораторов пгт. Каа-Хем;
- устройство уличного освещения на объектах национального проекта "Безопасные качественные дороги" на территории пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна.
В целом в 2022 году на территории республики в рамках национального проекта, государственных и целевых программ реализовано 74 мероприятия протяженностью 109,82 км с технической готовностью 100 процентов (70 - работы завершены, 4 - переходящие), в том числе 9 объектов на федеральной трассе Р-257 "Енисей" протяженностью 11,028 км, готовность объектов составляет 97 процентов (завершены - 5, на стадии завершения - 1 объект, переходящие - 3 объекта):
- 13 объектов по национальному проекту "Безопасные качественные дороги" протяженностью 30,402 км;
- 26 мероприятий в 9 муниципальных образованиях за счет средств Дорожного фонда Республики Тыва по государственной программе Республики Тыва "Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2017 - 2024 годы" протяженностью 19,408 км, готовность 85 процентов (24 - работы завершены, 2 - работы ведутся);
- 14 объектов (мостов) по губернаторскому проекту "Народный мост" протяженностью 0,197 км;
- 12 мероприятий на автодорогах регионального значения за счет средств Дорожного фонда Республики Тыва по государственной программе Республики Тыва "Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2017 - 2024 годы" протяженностью 48,791 км на сумму 218,681 млн. рублей (6 дорог, 6 мостов), готовность 85 процентов (10 - работы завершены, 2 (мосты) - работы ведутся).
В рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" в 2022 году доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, по плану составляла 48,4 процента (необходимо - 20 км). Показатель 2022 года был выполнен в 2021 году.
Доля дорожной сети Кызылской городской агломерации, находящейся в нормативном состоянии, по плану составляла 68,29 процента (необходимо - 9 км). В 2022 году план перевыполнен на 2,112 км.
К основным проблемам развития дорожной сети относятся:
1) низкое транспортно-эксплуатационное состояние автодорог. По результатам диагностического обследования дорог на 1 января 2023 г. не соответствует нормативным требованиям 51,4 процента автомобильных дорог регионального значения, ограничена несущая способность автомобильных дорог и грузоподъемность мостов;
2) аварийное состояние мостов. Техническое состояние парка мостов на региональных дорогах распределяется следующим образом: из 212 искусственных сооружений в неудовлетворительном состоянии находятся 62 моста (29,2 процента), в аварийном состоянии - 7 мостов (3,3 процента), в удовлетворительном состоянии - 150 мостов (70,75 процента);
3) значительное отставание технического состояния и развития дорожной сети от темпов автомобилизации.
Основной причиной проблем в развитии дорожной сети является низкий уровень финансирования содержания автомобильных дорог из бюджетов всех уровней.
5) приложение N 2 к Транспортной стратегии изложить в следующей редакции:
"Приложение N 2
к Транспортной стратегии
Республики Тыва до 2030 года
Инвестиционные проекты по развитию транспортной инфраструктуры до 2030 года
Наименование проекта |
Сроки реализации проекта |
Объем финансирования проекта, млн. рублей, в том числе: |
Описание проекта |
||
федеральный бюджет |
республиканский бюджет |
внебюджетные источники |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Крупные инвестиционные проекты | |||||
1. Северный железнодорожный коридор |
|
|
|
|
повышение занятости населения; новые возможности для развития экономики, науки, национальной культуры, искусства и образования; повышение привлекательности природных и этнографических достопримечательностей, развитие туризма в республике |
Строительство новой железнодорожной линии Кызыл - Элегест - Курагино |
2030 г. |
|
|
200000,0 |
|
2. Авиакоридор |
|
|
|
|
расширение географии полетов через аэропорт "Кызыл", в том числе международных; расширение возможности эффективного экспорта товаров местных товаропроизводителей |
2.1. Придание аэропорту "Кызыл" статуса международного и открытие в нем международного и пассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации |
2019 г. |
0 |
9,0 |
0 |
|
2.2. Открытие воздушного пункта пропуска в аэропорту "Кызыл" |
2024 г. |
478,0 |
|
|
|
3. Транспортный коридор |
|
|
|
|
|
3.1. Строительство автомобильной дороги "Кош-Агач - Кокоря - Кызыл-Хая" на участке от границы Республики Алтай до с. Кызыл-Хая Республики Тыва |
до 2025 г. |
0 |
1980,0 |
0 |
развитие новых направлений для социально-экономического развития региона, расширение культурно-экономических связей |
3.2. Реконструкция и ремонт в течение 2017 - 2030 гг. участков дорог, формирующих маршрут федеральной трассы Р-257 "Енисей", "Кызыл - Чадан - Хандагайты - Госграница с Монголией (Боршо)" |
2017 - 2030 гг. |
9100,0 |
0 |
0 |
приведение в нормативное состояние опорной оси сети автодорог в самой труднодоступной части республики |
3.3 Создание трансграничного автомобильного коридора Красноярск - Абакан - Ак-Довурак - Чадан - Хандагайты - Улангом - Ховд - Урумчи |
до 2030 г. |
|
|
|
обеспечение выхода на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона |
4. Создание транспортного логистического центра на территории аэропорта "Кызыл" |
2019 - 2030 гг. |
|
|
|
|
4.1. Транспортный логистический центр (склады, терминалы); строительство автовокзала в г. Кызыле; приобретение автобусов |
2019 - 2020 гг. 2028 г. 2017 - 2019 гг. 2022 - 2025 гг. |
0 0 |
24,6 300,0 |
4,75 0 |
придание импульса развитию транспортному узлу Республики Тыва, привлечение индивидуальных предпринимателей в сфере пассажироперевозок, легализация неформальной занятости граждан |
II. Инвестиционные проекты | |||||
5. Строительство автомобильной дороги "Ак-Тал - Холчук - Чаа-Суур" |
2018 - 2030 гг. |
0 |
508,5 |
0 |
развитие новых направлений для социально-экономического развития региона |
6. Реконструкция и ремонт в течение 2017 - 2027 гг. участков дорог и сооружений на них, формирующих маршрут автомобильной дороги общего пользования регионального значения А-161, "Абакан - Ак-Довурак" |
2017 - 2027 гг. |
1000,0 |
11000,0 |
0 |
прирост протяженности автодорог, соответствующих нормативным требованиям, для социально-экономического развития западных районов республики |
7. Развитие стационарных систем фото-видеофиксации на территории Республики Тыва |
2017 - 2025 гг. |
0 |
66,984 |
0 |
создание регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок и развитие систем видеонаблюдения позволяют увеличить безопасность граждан республики в целом. Не маловажной частью работы является профилактика правонарушений общественного порядка и дисциплины на дороге. Установка систем фото-видеофиксации так же позволит получать прибыль от штрафов |
8. Сельские дороги |
|
|
|
|
|
8.1. Реконструкция автомобильной дороги Подъезд к с. Эрги-Барлык км 0+000 км 0+528 |
2017 г. |
3,443 |
1,10 |
0 |
прирост протяженности автодорог, соответствующих нормативным требованиям, для социально-экономического развития западных районов республики |
8.2. Строительство автомобильной дороги Подъезд к с. Шеми км 0+000 - км 18+000 |
2018 г. |
215,17 |
11,325 |
0 |
|
8.3. Реконструкция автомобильной дороги Ээрбек - Баян-Кол, участок км 24+000 - км 38+000 |
2018 г. |
206,979 |
10,894 |
0 |
|
8.4. Реконструкция автомобильной дороги общего пользования местного значения Самагалтай - Белдир-Арыг км 0+000 - км 3+520 |
2018 г. |
0 |
23,0 |
0 |
|
8.5. Ремонт автомобильной дороги Суг-Аксы-Алдан-Маадыр км 9+000-км 18+404 |
2023 г. |
32,220 |
161,049 |
0 |
|
8.6. Подъезд к с. Кара-Хаак |
2025 г. |
0 |
237,500 |
0 |
|
8.7. Подъезд к с. Теве-Хая |
2027 г. |
0 |
25,500 |
0 |
|
9. Развитие автотуризма |
|
|
|
|
|
9.1. Установка информационных знаков на туристических маршрутах |
2017 - 2018 гг. |
0 |
0,4 |
0 |
осведомленность туристических групп, придание эстетического вида по протяженности туристического маршрута |
9.2. Мероприятия по развитию объектов придорожного сервиса с учетом туристических маршрутов |
2018 - 2030 гг. |
0 |
0 |
0 |
реконструкция автодорожной сети, подъездных путей к объектам придорожной инфраструктуры |
10. Развитие водного транспорта |
|
|
|
|
|
10.1. Проведение дноуглубительных работ по водному пути по р. Большой Енисей от г. Кызыла до с. Тоора-Хем |
2018 - 2028 гг. |
0 |
0 |
0 |
обеспечение безопасности перевозки пассажиров, укрепление дамбы для безопасного отстоя судов во время весенних паводков |
10.2. Проведение реконструкции объектов транспортной инфраструктуры: ремонт пристаней и подъездных путей к ним с учетом выполнения требований обеспечения безопасности на транспорте |
2018 - 2028 гг. |
0 |
10,0 |
0 |
|
10.3. Проведение работ по укреплению дамб для безопасного отстоя судов во время весенних паводков |
2018 - 2028 гг. |
0 |
8,0 |
0 |
|
11. Развитие малой авиации |
|
|
|
|
|
11.1. Обновление парка воздушных судов современными экономическими самолетами, способными к осуществлению как межрегиональных, так и местных авиаперевозок пассажиров |
2025 - 2030 гг. |
0 |
190,0 |
290,0 |
сохранение и последующее развитие региональных перевозок, предпочтительно оснащение парка воздушных судов современными, экономичными самолетами типа Pilatus PC-12 и Cessna Caravan, способными к осуществлению как межрегиональных, так и местных авиаперевозок пассажиров |
11.2. Реконструкция существующих взлётно-посадочных полос приписных аэродромов |
2024 - 2030 гг. |
0 |
20,0 |
0 |
|
11.3. Строительство вертолетных площадок |
2024 - 2030 гг. |
0 |
3,5 |
0 |
развитие туризма и добывающей промышленности на территории республики, создание вертолетных площадок при крупных промышленных предприятиях и в центрах развития туризма. Эти площадки предлагаются и для использования сельскохозяйственной, медицинской и пожарной авиацией |
".
2. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава Республики Тыва |
В. Ховалыг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 19 апреля 2023 г. N 257 "О внесении изменений в Транспортную стратегию Республики Тыва до 2030 года"
Вступает в силу с 19 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Республики Тыва (GOV.RTYVA.RU) 19 апреля 2023 г.