Требование: о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А32-5626/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Леоновой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кубань" (ИНН 2310129495, ОГРН 1082310000728) - Хугаева А.Т. (доверенность от 09.01.2017), в отсутствие истца - Департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310133029, ОГРН 1082310016580), третьих лиц: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2016 (судья Березовская С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-5626/2016, установил следующее.
Департамент транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Кубань" (далее - общество) о взыскании 62 569 250 рублей субсидии в бюджет муниципального образования город Краснодар.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и Контрольно-счетная палата Краснодарского края.
Решением от 05.07.2016, оставленным без изменения постановлением от 14.09.2016, в иске отказано. Суды пришли к выводу о целевом использовании ответчиком денежных средств в сумме 62 596 250 рублей.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что полученные обществом субсидии не используются в соответствии с целями, установленными Порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат лицам, осуществляющим пассажирские перевозки граждан автомобильным транспортом на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, по приобретению автобусов, работающих на газомоторном топливе, утвержденном постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.12.2014 N 9425 (далее - Порядок; постановление N 9425). Спорные транспортные средства не обеспечивают экономическую эффективность пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярного сообщения и улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании город Краснодар.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель общества возражало против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и суды установили, Управление транспорта и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар (департамент) и общество (получатель субсидии) заключили соглашение от 29.12.2014 о предоставлении субсидий для возмещения части затрат общества, осуществляющего пассажирские перевозки граждан автомобильным транспортом на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе (далее - соглашение). Размер субсидии составил 62 569 250 рублей (пункт 2.1 соглашения).
Департамент предоставил обществу субсидии, что подтверждено платежными поручениями от 31.12.2014 N 424537 и от 30.12.2014 N 524805.
Письмом от 20.10.2015 N 39/5361/01 департамент указал обществу на необходимость обеспечить замену транспортных средств на транспортные средства, работающие на газомоторном топливе и приобретенные в соответствии с Порядком и до 26.10.2015 представить необходимый пакет документов для их включения в действующие договоры. В письме от 26.10.2015 N 635 общество сообщило департаменту о нецелесообразности такой замены.
Полагая, что полученная ответчиком субсидия не используется в соответствии с целями, установленными Порядком и соглашением, департамент направил обществу требование от 30.10.2015 N 39-5689/01 о возврате субсидии. Поскольку общество не возвратило субсидию, департамент обратился в суд.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 3 Порядка субсидии предоставляются для возмещения части затрат по приобретению автобусов, работающих на газомоторном топливе, обеспечения экономической эффективности пассажирских перевозок автотранспортными средствами и улучшения экологической обстановки в муниципальном образовании город Краснодар. Субсидии предоставляются на условиях софинансирования из средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", и средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 17.12.2013 N 56 "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на цели, указанные в пункте 3 раздела Порядка (пункт 4 Порядка).
Право на получение субсидий на возмещение части затрат лицам, осуществляющим пассажирские перевозки граждан автомобильным транспортом на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, по приобретению автобусов, работающих на газомоторном топливе в соответствии с Порядком имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие названные перевозки (пункт 2 Порядка).
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (статья 289 указанного Кодекса).
Согласно разделу IV Порядка получатель субсидий несет ответственность за недостоверность представляемых им документов для получения субсидий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае представления недостоверных документов для получения субсидий, введения процедуры банкротства в отношении получателя субсидий, ненадлежащего исполнения условий Порядка уполномоченный орган прекращает предоставление субсидий. Средства субсидий, полученные на основании недостоверных документов, подлежат возврату в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) в течение 10 календарных дней со дня выявления соответствующих нарушений.
Суды установили, что выделенные средства использованы обществом на приобретение по заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг" договору от 12.12.2014 N 7/12/14 финансовой аренды (лизинга) имущества работающих на газомоторном топливе автобусов ПАЗ 320302-11 в количестве 14 штук и ПАЗ 330421-10 в количестве 29 штук общей стоимостью 167 444 833 рубля 63 копейки. Платежным поручением от 30.12.2014 N 330 общество перечислило ООО "Русавтопром-Лизинг" 62 569 250 рублей по указанном договору.
Факт приобретения, регистрации и фактического владения обществом транспортными средствами, приобретенными с использованием денежных средств, выделенных в соответствии с постановлением N 9425, истцом и третьими лицами не оспаривается.
Из материалов дела следует, что приобретенные обществом по договору лизинга автобусы включены в заявки на участие в проводимом в декабре 2015 года конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярного сообщения по лотам N 4 и 5. Открытый конкурс по лоту N 5 аннулирован, по лоту N 4 - определен иной победитель.
В апреле 2016 года общество заключило дополнительные соглашения к заключенным ранее договорам на осуществление регулярных пассажирских перевозок на городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения, согласно которым произведена замена работающих на маршруте транспортных средств на приобретенные по договору финансовой аренды (лизинга) имущества транспортные средства.
Департамент полагает, что общество должно было после приобретения автобусов незамедлительно заменить транспортные средства, которые использовались при исполнении действующих договоров, на транспортные средства, работающие на газомоторном топливе и приобретенные им в соответствии с постановлением N 9425. Поскольку общество не произвело такую замену, департамент счел, что автобусы не используются в соответствии с целями, установленными Порядком и соглашением (спорные транспортные средства не обеспечивают экономическую эффективность пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярного сообщения и улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании город Краснодар), поэтому средства субсидий подлежат возврату в местный бюджет.
Однако суды с учетом изложенных обстоятельств правомерно пришли к выводу о том, что выделенные ответчику денежные средства использованы им на цели, соответствующие условиям их получения - приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе. Указанные транспортные средства используются для осуществления пассажирских перевозок на муниципальных и пригородных маршрутах муниципального образования город Краснодар.
Суды правомерно указали, что соглашение о предоставлении субсидий и Порядок не содержат каких-либо условий, обязывающих получившее субсидию лицо немедленно с момента приобретения автобусов и оформления соответствующих документов, либо в какой-нибудь определенный срок произвести замену транспортных средств, предусмотренных действующими договорами, на транспортные средства, работающие на газомоторном топливе и приобретенные им в соответствии с постановлением N 9425.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований истца о возврате спорной субсидии.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 по делу N А32-5626/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.