г. Краснодар |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А32-10371/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 15.04.2016), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южный центр" (ИНН 6167068896, ОГРН 1036167011341), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2016 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-10371/2016, установил следующее.
ООО "Южный центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне (далее - таможня) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ таможни в возврате 7 582 037 рублей 72 копеек излишне уплаченного НДС, выраженный в письме от 12.02.2016 N 21.4-28/03082;
- обязать таможню возвратить обществу 7 582 037 рублей 72 копейки излишне уплаченного НДС.
Решением суда от 27.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2016, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что факт уплаты обществом спорной суммы НДС подтвержден документально, обществу при вывозе продукции в таможенной процедуре экспорта и в последующих процедурах не предоставлялся возврат НДС, общество не освобождалось от уплаты НДС при осуществлении экспортной операции, поэтому у него не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта.
Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.06.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.09.2016, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что законодательством Российской Федерации не установлен порядок подтверждения факта уплаты внутренних налогов или невозмещения указанных сумм в связи с вывозом товара за пределы таможенной территории Таможенного союза при помещении товара под таможенную процедуру реимпорта; при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта внутренние налоги подлежат уплате таможенному органу, за исключением случаев, когда реимпорт является завершающей процедурой.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя таможни, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта на поставку муки пшеничной от 24.04.2015 N 21/2015-WF, заключенного с компанией "Grainbow AG" (Швейцария), общество 12.11.2015 и 30.11.2015 осуществило декларирование товаров по декларациям на товары N 10313110/101115/0004556 т/х "VOLGO-BALT 220" и N 10313110/301115/0004865 т/х "DIVA", которые вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта.
В связи с выявленной ошибкой в маркировке груза после выпуска товара и его убытия с таможенной территории Таможенного союза, стороны контракта достигли соглашения о возврате данных партий товара в адрес общества, в связи с чем у общества возникла необходимость в осуществлении реимпорта указанных партий товара.
Общество 29.12.2015 по ДТ N 10309150/291215/0001982 и 25.12.2015 по ДТ N 10309150/251215/0001912 (далее - ДТ по реимпорту) произвело таможенное оформление в процедуре реимпорта товара, ранее вывезенного в режиме экспорта, по ДТ N 10313110/301115/0004865 и 10313110/101115/0004556 соответственно.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в режиме реимпорта общество уплатило НДС по ставке 10%: по ДТ N 10313110/301115/0004865 - 3 872 879 рублей 39 копеек платежными поручениями от 26.08.2015 N 437, от 21.12.2015 N 5436, 5456, и по ДТ N 10309150/251215/0001912 - 3 709 158 рублей 33 копеек платежными поручениями от 13.08.2015 N 887, от 21.12.2015 N 5436).
Общество 09.02.2016 обратилось в таможню с заявлениями о возврате 7 582 037 рублей 72 копеек НДС, излишне уплаченного по ДТ по реимпорту.
Письмом от 12.02.2016 N 21.4-28/03082 таможня отказала обществу в возврате излишне уплаченного налога при осуществлении реимпорта товаров.
Отказ таможни в возврате суммы уплаченного НДС послужил основанием для обращения общества в суд с заявлением.
При рассмотрении заявленного обществом требования суды обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 292 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 Кодекса, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования
В силу пункта 3 статьи 293 Кодекса при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, - на счет, определенный этим международным договором, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты с них не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, а также суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Суды установили, что при ввозе продукции в режиме реимпорта общество уплатило в таможню 7 582 037 рублей 72 копейки НДС по ставке 10% от стоимости товаров, что подтверждено платежными поручениями, при этом согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области от 06.06.2016 N 20-36/14280 при вывозе спорной продукции в таможенной процедуре экспорта и в последующих периодах обществу не предоставлен возврат налога на добавленную стоимость по экспортным ДТ.
Довод таможни о том, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена форма подтверждения факта уплаты внутренних налогов или невозмещения указанных сумм в связи с вывозом товара, исследован и отклонен как необоснованный. В рассматриваемом случае отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об освобождении общества от уплаты налога при экспорте товара или о возврате (возмещении) обществу налога в связи с экспортом и препятствующих возврату истребуемой обществом суммы, подтверждено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и не опровергнуто таможней. В данном случае обязанность по доказыванию таких обстоятельств возлагается на таможню. Какие-либо документальные доказательства указанного факта таможней не представлены.
Следовательно, у общества отсутствовала обязанность по уплате спорной суммы НДС при ввозе собственного товара на таможенную территорию Таможенного союза в порядке реимпорта.
В силу со статьи 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
На основании части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Суды проверили соблюдение обществом предусмотренных таможенным законодательством условий для возврата излишне уплаченных сумм налога и сделали обоснованный вывод об отсутствии у таможни правовых оснований для отказа в возврате 7 582 037 рублей 72 копеек НДС, уплаченного обществом.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 по делу N А32-10371/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.