г. Краснодар |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А32-31212/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И., при участии от истца - открытого акционерного общества "Агрообъединение "Кубань"" (ИНН 2356045713, ОГРН 1062356005337) - Шамраева С.А. (доверенность от 17.06.2014), от ответчика -Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Мойс В.Г. (доверенность от 12.01.2015), от третьих лиц: Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - Морозова А.Н. (доверенность от 10.12.2014), в отсутствие третьих лиц: Министерства финансов Краснодарского края и Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Государственного управления ветеринарии Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2014 (судья Нарышкина Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-31212/2014, установил следующее.
ОАО "Агрообъединение "Кубань"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Краснодарскому краю в лице Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (далее - управление) о взыскании 37 946 186 рублей 95 копеек ущерба, причиненного в результате проведения мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - минсельхоз), Министерство финансов Краснодарского края (далее - минфин), Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Решением от 13.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.01.2015, иск удовлетворен: с Краснодарского края в лице управления за счет казны Краснодарского края в пользу общества взыскано 37 946 186 рублей 95 копеек убытков. Суды исходили из того, что общество имеет право на возмещение ущерба, причиненного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в рамках мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, суд не применил Инструкцию о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней (утверждена Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21.11.1980; далее - Инструкция), согласно которой не предусмотрено возмещение ущерба за уничтожение поголовья свиней в очаге инфекции. Убытки наступили у истца в результате его грубой неосторожности, выразившейся в невыполнении требований законодательства в области ветеринарии. Общество не приняло все необходимые меры для предотвращения возникновения заболевания животных. Исчисление убытков исходя из рыночной стоимости здоровых животных неправомерно, так как у истца отчуждались инфицированные свиньи, которые рыночной стоимости не имеют.
В судебном заседании представители управления и минсельхоза поддержали доводы жалобы, представитель общества просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Москаленко М.И. принял решение от 26.07.2012 о необходимости отчуждения животных на свиноводческой товарной ферме (далее - СТФ) N 1 общества в Усть-Лабинском районе Краснодарского края до 02.08.2012.
28 июля 2012 года специальной комиссии по отчуждению свинопоголовья, мясосырья и биологических отходов составлен акт, согласно которому на СТФ N 1 общества отчуждены 5 626 голов животных общим весом 352 120 кг.
Решением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Москаленко М.И от 07.08.2012 признана необходимость отчуждения животных на СТФ N 6 общества в Усть-Лабинском районе Краснодарского края в срок до 13.08.2012.
8 августа 2012 года составлен акт специальной комиссии, согласно которому на СТФ N 6 общества отчуждены 2 213 голов животных общим весом 117 670 кг.
Общество обратилось в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с заявлениями о возмещении ущерба.
Невыплата компенсации послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются специальным законодательством. Статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) установлено, что ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. В случаях если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310).
Согласно пункту 8 Правил N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства для предотвращения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия) (пункт 10 Правил N 310).
Таким образом, федеральный закон и принятый на его основании нормативный акт, не устанавливают зависимость выплаты компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество от соблюдения ими ветеринарных норм и правил.
Ссылка заявителя жалобы на статью 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не принимается, так как в рассматриваемом деле взыскивается ущерб, причиненный правомерными действиями государственных органов, в связи с чем правила пункта 2 названной статьи Кодекса об определении степени вины причинителя вреда и потерпевшего не относятся к спору.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1064 Кодекса вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде (статья 242 Кодекса).
Судами определено и пунктом 9 Правил N 310 предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Не принимается ссылка заявителя на то, что Инструкция не предусматривает возмещение ущерба за уничтожение свиней в очаге инфекции.
Приведенные выше нормы Закона о ветеринарии и Правил N 310 устанавливают обязанность по возмещению причиненного ущерба в случае изъятия у собственника животных в ходе мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней и недопущения распространения инфекции.
Порядок определения ущерба и его выплаты установлен постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2006 N 992 "О возмещении ущерба, вызванного отчуждением животных или изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных".
Общество представило необходимые для возмещения ущерба документы: акты об отчуждении (изъятии) и копии решений руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия).
В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и данному Соглашению. Следовательно, названная Инструкция применяется в части, не противоречащей действующему российскому законодательству.
Ссылка заявителя жалобы на то, что уничтоженные животные в очаге африканской чумы, утратившие потребительские свойства качества и безопасности, не могут обладать рыночной стоимостью, основаны на ошибочном понимании законодательства.
Правила N 310 прямо предусматривают, что отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства, стоимость которых возмещается соответствующим организациям и гражданам, подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Не соглашаясь с оценкой отчужденных животных, определенной судом на основании данных компетентного органа власти Краснодарского края, ответчик не представили доказательств их иной стоимости, доводы в этой части направлены на их переоценку.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу N А32-31212/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.