Территориальное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутском районном муниципальном образовании на 2019 - 2021 годы от 26 декабря 2018 г.
21 декабря 2021 г.
Дополнительным Соглашением к территориальному трехстороннему соглашению по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутском районном муниципальном образовании на 2019 - 2021 годы от 26 декабря 2018 г. от 21 декабря 2021 г. срок действия настоящего Соглашения продлен с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г.
1. Общие положения
Администрация Иркутского районного муниципального образования (далее - Администрация), Объединение работодателей Иркутского районного муниципального образования, представляющая работодателей Иркутского районного муниципального образования (далее - Работодатели), и Координационный совет организаций профсоюзов Иркутского районного муниципального образования, представляющая профсоюзные организации и трудовые коллективы Иркутского районного муниципального образования (далее - Профсоюзы), именуемые в дальнейшем Сторонами, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Иркутской области от 16.05.2008 N 15-ОЗ "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутской области", Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 22.02.2011 N 19-123/рд "Об утверждении Положения о территориальной трехсторонней комиссии Иркутского районного муниципального образования по регулированию социально-трудовых отношений" (далее - Комиссия) заключили настоящее территориальное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутском районном муниципальном образовании на 2019 - 2021 годы (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Иркутском районном муниципальном образовании и совместные действия по их реализации.
Действие настоящего Соглашения распространяется на Администрацию, на работодателей, входящих в состав Работодателей, профсоюзные организации и трудовые коллективы, входящие в состав Профсоюзов, а также на работодателей (представителей работодателей), не входящих в состав Работодателей, на профсоюзные организации (трудовые коллективы), не входящие в состав Профсоюзов, но присоединившиеся к Соглашению.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, исполнять определенные Соглашением обязательства.
Обязательства и гарантии, включенные в данное соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социально-экономической защищенности работников.
2. Социально-экономическая политика
Стороны:
2.1. Вырабатывают комплекс мер по развитию экономики Иркутского района, поддержке и развитию промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства, а также обеспечению защиты социально-трудовых прав трудящихся и жителей Иркутского района.
2.2. Способствуют сохранению деятельности организаций всех форм собственности, находящихся на территории Иркутского района, принимают меры по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса в Иркутском районе.
2.3. Проводят согласованную политику, направленную на сохранение положительной динамики роста производства, поддержку местного товаропроизводителя и развитие предпринимательства.
Администрация:
2.4. Обеспечивает создание благоприятного хозяйственного климата, повышение инвестиционной привлекательности Иркутского района.
2.5. Обеспечивает выполнение муниципальных планов и программ, направленных на социально-экономическое развитие Иркутского района.
2.6. Осуществляет отслеживание изменений, касающихся уточнения возраста лиц предпенсионного возраста при регистрации коллективных договоров.
2.7. Принимает меры по реализации мероприятий муниципальной программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
2.8. Обеспечивает надежное функционирование муниципальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения района.
2.9. Обеспечивает повышение доступности и качества муниципальных услуг.
2.10. Обеспечивает развитие частно-муниципального партнерства.
2.11. Осуществляет муниципальный и ведомственный контроль, участвует в комиссиях, создаваемых государственными органами контроля и надзора.
Работодатели:
2.12. Принимают меры по улучшению экономического и финансового положения организаций, обеспечению стабильной работы организаций по выпуску конкурентоспособной продукции, повышению спроса на нее на рынке.
2.13. Осуществляют разработку и реализацию мероприятий, направленных на поддержку местных товаропроизводителей, проводят (участвуют в проведении) выставок (ярмарок) товаров местных производителей.
2.14. Содействуют реализации планов и программ социально-экономического развития района, в том числе, обеспечивают предоставление информации администрации Иркутского района, необходимой для составления прогнозов, отчетов и обзоров социально-экономического развития Иркутского района.
2.15. Регулярно информируют работников о реализации планов социально-экономического развития организаций, выполнении коллективных договоров. Содействуют росту производительности труда.
2.16. Обязуются своевременно и в полном объеме уплачивать налоговые платежи в бюджет и взносы в целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (пенсионный и социального страхования).
2.17. Обязуются включать в коллективные договоры положения об обязательном пенсионном и социальном страховании работников.
2.18. Обязуются проводить с участием Профсоюзов мероприятия, направленные на соблюдение интересов работников при изменении формы собственности, банкротстве, реструктуризации организаций.
2.19. Обязуются считать преимущественным правом Профсоюзов проведение переговоров по заключению коллективных договоров и осуществлению контроля их выполнения.
2.20. Разрабатывают и реализуют инвестиционные и инновационные проекты, программы развития организаций.
Профсоюзы:
2.21. Способствуют устойчивой работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.
2.22. Обеспечивают участие трудовых коллективов организаций в реализации отраслевых соглашений и коллективных договоров.
2.23. Защищают социально-экономические и трудовые интересы работников.
2.24. Добиваются включения в коллективные договоры организаций одной отрасли равных прав для работников.
3. Развитие трудовых ресурсов и обеспечение занятости населения
Стороны:
3.1. Принимают согласованные меры при угрозе массового высвобождения работников, разрабатывают мероприятия, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников. О предстоящем высвобождении своевременно уведомляют ОГКУ "ЦЗН Иркутского района".
3.2. Обеспечивают при наличии вакантных рабочих мест преимущественное право на трудоустройство жителям Иркутского района.
3.3. Содействуют трудоустройству работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации, при необходимости организуют их обучение и переподготовку совместно с ОГКУ "ЦЗН Иркутского района".
3.4. Осуществляют взаимодействие с образовательными учреждениями Иркутского района и ОГУ "ЦЗН Иркутского района" по вопросам потребности работодателей в рабочей силе и трудоустройства выпускников общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.
3.5. Разрабатывают и реализуют меры, предусматривающие создание условий для продолжения трудовой деятельности работников предпенсионного и пенсионного возраста.
Администрация:
3.6. Обязуется ежеквартально запрашивать информацию в ОГКУ "ЦЗН Иркутского района" о ситуации на рынке труда в районе.
3.7. Обязуется представлять в Комиссию информацию о ситуации на рынке труда в районе.
Работодатели:
3.8. Обязуются принимать меры, направленные на недопущение массового высвобождения работников;
3.9. Обязуются информировать в сроки, установленные действующим законодательством, Профсоюзы, ОГКУ "ЦЗН Иркутского района" о численности работников, подлежащих увольнению по причине ликвидации (реорганизации) организации, сокращения численности или штата работников;
3.10. Обязуются ежемесячно предоставлять в ОГКУ "ЦЗН Иркутского района" информацию об имеющихся вакансиях;
3.11. Обязуются предоставлять возможность прохождения производственной практики учащимся профессиональных учебных заведений, а выпускникам данных учреждений - стажировки;
3.12. Обязуются привлекать в установленном законом порядке иностранную рабочую силу с учетом мнения Профсоюзов. Привлечение иностранной рабочей силы осуществляют с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и с учетом мнения соответствующих объединений профсоюзов.
3.13. Создают рабочие места для общественных и временных работ.
3.14. Предоставляют высвобожденным работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с обязательным трудоустройством по новым профессиям.
3.15. Участвуют в районных информационно-разъяснительных кампаниях и акциях по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий).
Профсоюзы:
3.16. Принимают меры по включению в соглашения, коллективные договоры следующих обязательств:
- по сохранению рабочих мест;
- по созданию необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе, намеченных к высвобождению;
- по созданию дополнительных рабочих мест для лиц, требующих социальной защиты;
- по выработке системы мер по материальной поддержке высвобождаемых работников.
3.17. Обеспечивают правовую защиту и оказывают юридическую помощь работникам по вопросам трудовых отношений.
Профсоюзы и работодатели:
3.18. При заключении коллективных договоров предусматривают профессиональную подготовку и переподготовку работников предпенсионного и пенсионного возраста с целью продолжения ими трудовой деятельности в соответствии с потребностью работодателя.
4. Оплата труда работников организаций
Стороны:
4.1. Осуществляют последовательную политику, направленную на:
- повышение уровня реального содержания заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- создание условий для повышения размера заработной платы, уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- недопущение просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам;
- установление размеров заработной платы работников отраслей экономики района не ниже среднего уровня заработной платы по соответствующей отрасли экономики;
- легализацию трудовых отношений.
Администрация:
4.2. Способствует погашению задолженности по заработной плате работникам организаций через обеспечение деятельности районной комиссии по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд.
4.3. Обязуется устанавливать размеры должностных окладов (окладов) для оплаты труда работников муниципальных учреждений с учетом рекомендаций Правительства Иркутской области и учетом обеспечения уровня заработной платы работников не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, и минимальной заработной платы, установленной в Иркутской области с учетом территориальных особенностей для района;
4.4. Обязуется устанавливать порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных учреждений по согласованию с коллегиальным органом профсоюза.
4.5. Обязуется осуществлять ведомственный контроль над соблюдением в муниципальных предприятиях и учреждениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4.6. Обязуется информировать Государственную инспекцию труда в Иркутской области о наличии в коллективных договорах условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством.
Пункт 4.7 изменен. - Дополнительное Соглашение к территориальному трехстороннему соглашению по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутском районном муниципальном образовании на 2019 - 2021 годы от 26 декабря 2018 г. от 21 декабря 2021 г.
4.7. Обязуется принимать меры по совершенствованию системы оплаты труда работников муниципальных учреждений.
4.8. В установленном порядке обеспечивает включение в состав расходной части районного бюджета необходимых средств в полном объеме на оплату труда работников муниципальных учреждений.
4.9. Принимает меры по стимулированию и поддержке молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях.
Работодатели:
4.10. Своевременно выплачивают заработную плату работникам. В случае ее задержки уплачивают проценты (денежную компенсацию) в соответствии с действующим законодательством. Обеспечивают полную ликвидацию задолженности по выплате заработной платы и не допускают ее появления вновь.
4.11. Обеспечивают включение в коллективные договоры, локальные нормативные акты организаций норму об индексации заработной платы не реже одного раза в год в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
4.12. Осуществляют регулирование заработной платы работников в соответствии с коллективными договорами, отраслевыми соглашениями, положениями об оплате труда.
Администрация и Профсоюзы:
4.13. Обеспечивают взаимодействие с Государственной инспекцией труда в Иркутской области и органами прокуратуры Иркутского района по вопросам соблюдения Работодателями действующего законодательства в области оплаты труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций.
Профсоюзы:
4.14. Обеспечивают контроль над соблюдением Работодателями трудового законодательства по вопросам оплаты труда и своевременности ее выплаты.
4.15. Обеспечивают взаимодействие с Государственной инспекцией труда в Иркутской области и органами прокуратуры района по вопросам соблюдения Работодателями действующего законодательства в области оплаты труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций.
4.16. Участвуют в разработке и принятии локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда работников, порядок, условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера.
4.17. Осуществляют в пределах своих полномочий контроль над исполнением Работодателями обязанности по формированию пенсионных прав работников.
Работодатели и Профсоюзы:
4.18. Осуществляют регулирование оплаты труда посредством заключения и реализации коллективных договоров на основании отраслевых соглашений с соблюдением установленных законодательством сроков повышения оплаты труда. Предпринимают согласованные меры по установлению заработной платы не ниже прожиточного минимума. Включают в коллективные договоры условия и размеры ежегодной индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
4.19. Проводят согласованные действия по вопросам изменения систем и условий оплаты труда работников.
4.20. Организуют совместно с органами Пенсионного Фонда Российской Федерации разъяснительные мероприятия, связанные с изменением законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Раздел 5 изменен. - Дополнительное Соглашение к территориальному трехстороннему соглашению по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутском районном муниципальном образовании на 2019 - 2021 годы от 26 декабря 2018 г. от 21 декабря 2021 г.
5. Охрана труда, экологическая безопасность
Стороны:
5.1. Осуществляют меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Иркутского района.
5.2. Содействуют реализации мер экономической заинтересованности Работодателей по обеспечению безопасности условий и охраны труда в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
5.3. Организуют и проводят ежегодные конкурсы на лучшую организацию по проведению работы в сфере охраны труда в целях профилактики возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории Иркутского района.
5.4. Обеспечивают соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда.
5.5. Участвуют в организации проведения специальной оценки условий труда хозяйствующих субъектов.
5.6. Принимают участие в разработке и реализации программ и мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и обеспечению экологической безопасности населения района.
5.7. Принимают участие в организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Администрация:
5.8. Обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда на территории Иркутского района в пределах переданных областных государственных полномочий в области охраны труда в рамках Законов Иркутской области от 23.07.2008 N 58-ОЗ "Об охране труда в Иркутской области", от 24.07.2008 N 63-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда", а также полномочия органов местного самоуправления, в том числе:
- по оказанию консультативно-методической помощи организациям Иркутского района по вопросам охраны труда;
- по содействию в обучении руководителей и специалистов в организациях Иркутского района по вопросам охраны труда;
- по проведению анализа состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на территории Иркутского района с целью разработки комплекса мер по профилактике профессионального травматизма и заболеваемости;
- по осуществлению порядка уведомительной регистрации коллективных договоров;
- по осуществлению контроля над выполнением коллективных договоров.
5.9. Организовывает работу районной межведомственной комиссии по охране труда.
5.10. Обеспечивает участие представителя Администрации в расследовании несчастных случаев с тяжелым, смертельным исходом, групповых нечастных случаев на производстве.
Работодатели:
5.11. Создают и обеспечивают функционирование системы управления охраной труда.
5.12. Организуют систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
5.13. Осуществляют разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, обеспечивают их своевременное финансирование в размерах не менее установленных действующим законодательством.
5.14. Организуют контроль над состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
5.15. Проводят за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования работников, внеочередные медицинские осмотры работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время их прохождения.
5.16. Обеспечивают выделение средств на проведение курса санитарно-гигиенического обучения работников (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2000 N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций").
5.17. Проводят специальную оценку условий труда, обеспечивают приведение условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными требованиями охраны труда, в том числе, и по результатам специальной оценки условий труда.
5.18. Обеспечивают недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, проверку знаний требованиям охраны труда, а также лиц без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований) в соответствии с требованиями законодательства РФ.
5.19. Обязуются предусматривать в коллективных договорах и соглашениях компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.20. Обеспечивают реализацию мероприятий включенных в коллективные договоры и соглашения.
5.21. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Муниципальные учреждения, финансируемые из районного бюджета (кроме учреждений, занимающихся производством продукции (работ, услуг) и эксплуатационной деятельностью), осуществляют расходы на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% сумм затрат на содержание.
5.22. Создают в организациях, численность работников в которых превышает 50 человек, службы охраны труда, обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников службы охраны труда.
5.23. Создают в организациях, за счет собственных средств, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
5.24. Сообщают в установленном порядке обо всех происшедших на производстве смертельных, групповых и тяжелых несчастных случаях компетентным государственным органам, а также в Администрацию и профсоюзным органам.
5.25. Участвуют в проводимых районных конкурсах в сфере охраны труда.
5.26. Обеспечивают соблюдение природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.
Профсоюзы:
5.27. Осуществляют общественный контроль над состоянием условий и охраны труда в организациях, включению в коллективные договоры обязательств по проведению мероприятий по специальной оценке условий и охраны труда.
5.28. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения мероприятий по улучшению условий труда работающих, дополнительных, по сравнению с законодательством, льгот и компенсаций работающим во вредных условиях.
5.29. Избирают в каждой организации уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда. Организуют совместно с работодателями обучение уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.
5.30. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
5.31. Осуществляют общественный контроль над соблюдением в организациях природоохранного законодательства и требования норм экологической безопасности.
6. Развитие социального партнерства
Стороны:
6.1. Проводят работу по дальнейшему развитию социального партнерства в Иркутском районе.
6.2. Содействуют заключению в установленном порядке коллективных договоров между работниками и работодателями, оказывают необходимую организационную и методическую помощь Сторонам социального партнерства и их представителям при подготовке проектов коллективных договоров.
6.3. Обеспечивают проведение ежегодного районного конкурса по охране труда.
6.4. Совершенствуют формы взаимодействия с органами государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
6.5. В соответствии с законодательством обеспечивают финансирование обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением.
6.6. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в пределах установленной компетенции.
6.7. Размещают на официальных сайтах Сторон материалы о практике социального партнерства.
Администрация:
6.8. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии.
6.9. Обеспечивает в установленном порядке участие представителей профсоюзов и работодателей в работе комиссий, рабочих групп и иных общественных консультационно-совещательных органов, образованных при рассмотрении социально-трудовых вопросов.
6.10. Обеспечивает в установленном порядке уведомительную регистрацию настоящего Соглашения, размещение его на официальном сайте Администрации.
Работодатели и Профсоюзы:
6.11. Своевременно направляют на уведомительную регистрацию коллективные договоры и соглашения в соответствии с законодательством.
6.12. Направляют своих представителей для участия в деятельности Комиссии для рассмотрения социально-трудовых вопросов.
Работодатели:
6.13. Обеспечивают соблюдение установленных прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций, их выборных органов и профсоюзных работников в соответствии с действующим законодательством.
6.14. Представляют полную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организаций, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития района, выработки совместных действий по улучшению социально-экономического положения района.
6.15. Направляют на уведомительную регистрацию коллективные договоры и соглашения в соответствии с законодательством.
Профсоюзы:
6.16. Проводят в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности работу по созданию первичных профсоюзных организаций.
6.17. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюза по вопросам социального партнерства, урегулирования индивидуальных трудовых споров.
6.18. Информируют Стороны о готовящихся акциях протеста профсоюзов не позднее трех дней после принятия данного решения.
6.19. Инициируют разработку и заключение коллективных договоров и соглашений в организациях.
7. Заключительные положения
7.1. Стороны договорились, что каждая из Сторон имеет право выступить с инициативой о внесении изменений и дополнений в Соглашение не чаще одного раза в год.
7.2. В случае если одна из Сторон выступит с инициативой о внесении изменений и дополнений в Соглашение, другие две Стороны обязаны рассмотреть это предложение в установленном порядке на заседании Комиссии, созываемой в течение одного месяца, после получения предлагаемых изменений и дополнений.
7.3. Стороны имеют право один раз продлить действие Соглашения на срок не более трех лет.
7.4. Настоящее Соглашение вступает в силу с 01 января 2019 г. и действует по 31 декабря 2021 г.
Мэр Иркутского района |
Л.П. Фролов |
Председатель Совета объединения работодателей Иркутского района |
А.И. Берг |
Председатель Координационного совета организаций профсоюзов Иркутского района |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Территориальное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутском районном муниципальном образовании на 2019 - 2021 годы от 26 декабря 2018 г.
Вступает в силу с 1 января 2019 г. и действует по 31 декабря 2024 г.
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное Соглашение к территориальному трехстороннему соглашению по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутском районном муниципальном образовании на 2019 - 2021 годы от 26 декабря 2018 г. от 21 декабря 2021 г.
Действие настоящего соглашения продлено с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г.