г. Краснодар |
|
06 мая 2015 г. |
Дело N А32-29076/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Болгарчук Е.Д. (доверенность от 06.04.2015), в отсутствие ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьих лиц: открытого акционерного общества "Кущевское" по искусственному осеменению свиней (ИНН 2340018591), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2014 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 (судьи Пономарева И.В., Ванин В.В., Еремина О.А.) по делу N А32-29076/2013, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просило:
- признать отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок площадью 741 034 кв. м (кадастровый номер 23:17:0101007:36), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кущевский район, Кущевский с.о. (далее - участок N 36);
- признать право собственности Российской Федерации на участок N 36;
- признать отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации -Краснодарского края на земельный участок площадью 1 025 645 кв. м (кадастровый номер 23:17:1102017:130), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кущевский район, с/п Первомайское (далее - участок N 130);
- признать право собственности Российской Федерации на участок N 130.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015, иск удовлетворен. Признано отсутствующим право собственности Краснодарского края на участки N 36 и 130. Суд также признал право собственности Российской Федерации на данные участки. Судебные акты мотивированы наличием оснований для отнесения участков N 36 и 130 к федеральной собственности в силу прямого указания статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Судебные инстанции также указали, что удовлетворение иска по настоящему делу не противоречит разъяснениям, приведенным в пунктах 52 и 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22).
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление. Податель жалобы указывает, что спорные земельные участки не находятся во владении территориального управления, что исключает возможность удовлетворения иска о признании права. В силу статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статьи 4 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) данные участки относились к собственности Краснодарского края, поскольку в установленном порядке включены в фонд перераспределения земель.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, на основании решения Кущевского районного совета народных депутатов Краснодарского края от 14.04.1989 N 158 "О передаче земель межрайонному предприятию "Кущевское"", а также распоряжения главы администрации Кущевского района от 06.04.1992 N 274-р Кущевскому межрайонному предприятию по искусственному осеменению животных предоставлен земельный участок площадью 174,77 га, что подтверждено государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей серии КК-2 N 280 (т. 1, л. д. 6 - 13).
В соответствии с распоряжением территориального управления от 28.12.2006 N 606-р "Об условиях приватизации государственного межрайонного предприятия "Кущевское" по искусственному осеменению свиней" приватизировано государственное межрайонное предприятие "Кущевское" по искусственному осеменению свиней, расположенное по адресу: Кущевский район, ст. Кущевская, ул. Ленинградская, 215, путем преобразования в открытое акционерное общество "Кущевское" по искусственному осеменению свиней (далее - общество; т. 1, л. д. 14 - 18).
Суды установили, что в перечень объектов, не подлежащих приватизации, вошли земельные участки площадью 76,52 га (кадастровый номер 23:17:01:07:16:26) и 96,5 га (кадастровый номер 23:17:11:02:20:20; т. 1, л. д. 19, 20).
Участки N 36 и 130 образованы из состава земель, указанных в государственном акте серии КК-2 N 280, и являются тождественными с земельные участки с кадастровыми номерами 23:17:01:07:16:26 и 23:17:11:02:20:20 (т. 1, л. д. 21, 22; т. 2, л. д. 1 - 54).
Сведения об участке N 36, предназначенном для сельскохозяйственного использования, внесены в государственный кадастр недвижимости 06.05.2004 (т. 1, л. д. 23 - 40).
Сведения об участке N 130 (предыдущий кадастровый номер 23:17:1102017:5), предназначенном для сельскохозяйственного использования, внесены в государственный кадастр недвижимости 04.12.2010 (т. 1, л. д. 41, 42).
Согласно выписке из ЕГРП от 24.06.2013 участок N 130 принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (право зарегистрировано 14.02.2011; т. 1, л. д. 43, 44).
Выписка из ЕГРП от 26.06.2013 подтверждает государственную регистрацию (15.07.2004) права собственности Краснодарского края на участок N 36 (т. 1, л. д. 45, 46).
Основанием для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации (Краснодарский край) на спорные участки послужило постановление главы Кущевского района Краснодарского края от 30.03.2004 N 250 (т. 1, л. д. 64 - 67).
Территориальное управление, полагая, что спорные участки относятся к федеральной собственности, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) может осуществляться путем признания права.
В силу статьи 59 Земельного кодекса защита прав на землю осуществляется путем признания права на земельный участок в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию прав на землю или сделки с землей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 58 и 59 постановления N 10/22, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права на объект недвижимости, находящийся в его владении.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
В силу статьи 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как видно из материалов дела, государственная собственность на спорный земельный участок в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ, не разграничена.
Следовательно, при разрешении иска суды правомерно руководствовались правилами статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, определяющей критерии, позволяющие отнести земельные участки к определенному уровню публичной собственности.
В силу положений названной нормы при разграничении государственной собственности на землю участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды установили, что участки N 36 и 130 образованы из состава земель, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному предприятию, относящемуся к федеральному уровню собственности (государственный акт серии КК-2 N 280). В состав имущества, подлежащего приватизации, данные земельные участки не вошли, следовательно, к обществу при реорганизации в порядке правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования (статья 58 Гражданского кодекса). Обстоятельства принадлежности обществу на вещном праве участков N 36 и 130 также установлены вступившими в законную силу судебными актами по делам N А32-14008/2013 и А32-14022/2013 (т. 1, л. д. 148 - 153).
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования правопредшественника общества в порядке, установленном законом не прекращено, условия для включения спорных участков в состав земель фонда перераспределения, формирования за счет их территории земельного участка с кадастровым номером 23:17:1102017:5 и государственной регистрации права собственности Краснодарского края на основании статьи 18 Земельного кодекса и постановления главы Кущевского района Краснодарского края от 30.03.2004 N 250 отсутствовали.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами исполнительной власти.
Судебные инстанции, установив наличие предусмотренных названной нормой оснований для отнесения спорных участков к федеральной собственности, правомерно удовлетворили иск территориального управления (пункты 52, 58 и 59 постановления N 10/22).
Доводы кассационной жалобы департамента не принимаются. В нарушение норм статей 9 и 65 Кодекса ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о завершении процедуры разграничения государственной собственности на участки в соответствии с нормами Закона N 101-ФЗ, либо позволяющих отнести его к собственности субъекта Российской Федерации (статья 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Кроме того, в тех случаях, когда имущество находится у законного владельца на вещном праве, оно не может считаться выбывшим из владения собственника. Тождественный правовой подход сформулирован в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения". Наличие у общества вещного права в отношении находящихся в его владении участков N 36 и 130 подтверждено материалами дела, а также вступившими в законную силу судебными актам по делам N А32-14022/2013 и А32-14008/2013, в которых участвовал департамент (статья 69 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса арбитражный суд округа проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Иных доводов, влияющих на оценку законности и обоснованности решения и постановления, кассационная жалоба не содержит. Доказательства, опровергающие правомерность выводов судов, в деле отсутствуют.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, представленным доказательствам дали надлежащую правовую оценку, изложенные в обжалуемых решении и постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А32-29076/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами исполнительной власти.
Судебные инстанции, установив наличие предусмотренных названной нормой оснований для отнесения спорных участков к федеральной собственности, правомерно удовлетворили иск территориального управления (пункты 52, 58 и 59 постановления N 10/22).
Доводы кассационной жалобы департамента не принимаются. В нарушение норм статей 9 и 65 Кодекса ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о завершении процедуры разграничения государственной собственности на участки в соответствии с нормами Закона N 101-ФЗ, либо позволяющих отнести его к собственности субъекта Российской Федерации (статья 3.1 Закона N 137-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 мая 2015 г. N Ф08-2424/15 по делу N А32-29076/2013