Учетная политика для целей налогообложения
Необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения предусмотрена главами 21 "Налог на добавленную стоимость" и 25 "Налог на прибыль организации" НК РФ, а порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения предусмотрен в п.12 ст.167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.
По мнению автора, под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать совокупность выбранных предприятием способов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов. При этом вся совокупность решаемых методом учетной политики для целей налогообложения вопросов делится на методические и организационно-технические способы ведения налогового учета.
Методологические способы - это способы формирования информации для правильного исчисления налогов и сборов. Это выбранные организацией способы формирования налоговой базы:
предусмотренные налоговым законодательством;
не предусмотренные налоговым законодательством;
вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства.
Организационно-технические способы ведения налогового учета - это способы организации самого технологического процесса, которые устанавливают:
организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой);
состав, форму и способы формирования аналитических регистров налогового учета;
организацию документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.
Методологические способы ведения
налогового учета
Способы формирования налоговой базы...
...предусмотренные налоговым законодательством
Для удобства практического применения элементы учетной политики в целях налогообложения по налогу на прибыль обобщены в таблице "Элементы методики учетной политики для целей налогообложения по налогу на прибыль", а по НДС обобщены в таблице "Элементы методики учетной политики для целей налогообложения по НДС".
При этом приведены варианты, предусмотренные Налоговым кодексом до и после изменений, внесенных Законом N 57-ФЗ.
...не предусмотренные налоговым
законодательством
По налогу на прибыль
Удивив налогоплательщиков определениями основных средств и нематериальных активов, применяемых для целей налогообложения прибыли, законодатель тем не менее не устанавливает целый ряд понятий (в частности, таких, как инвентарный объект основных средств). С одной стороны, очевидно, что необходимости в дублировании понятий бухгалтерского законодательства нет, но с другой - с учетом приведенных в главе 25 НК РФ определений внеоборотных активов очевидна некоторая непоследовательность законодателя.
Согласно п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Так называемые белые пятна налогового законодательства, появившиеся в результате непроработанности норм главы 25 НК РФ, можно разделить на три группы:
- понятия, без определения которых невозможно формирование налоговой базы (инвентарный объект основных средств, нематериальных активов, единица учета материально-производственных запасов и т.д.);
- хозяйственные операции, имеющие место на практике, но не предусмотренные положениями главы 25 НК РФ;
- методы налогового учета, конкретный порядок применения которых глава 25 НК РФ не устанавливает.
Понятия, отсутствующие в главе 25 НК РФ, без определения которых невозможно формирование налоговой базы
Как уже отмечалось выше, исходя из положений ст.11 НК РФ при определении не установленных налоговым законодательством понятий следует обращаться к нормам других отраслей права, в частности к нормам бухгалтерского законодательства. Например, при определении единицы учета основных средств - инвентарного объекта - необходимо обратиться к ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
В соответствии с п.6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств является:
объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или
обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Это определение дает достаточно широкие возможности для формирования состава инвентарных объектов, наиболее полно удовлетворяющего потребности организации.
Хозяйственные операции, имеющие место на практике, но не предусмотренные положениями главы 25 НК РФ
Примером хозяйственных операций, имеющих место на практике, но прямо не предусмотренных положениями главы 25 НК РФ, являются случаи поступления амортизируемого имущества по договору мены либо в качестве вклада учредителей (участников) в уставный (складочный) капитал.
Такой вывод можно сделать, в частности, исходя из ст.257 НК РФ, устанавливающей порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого основного средства. "Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом".
Оценка объектов основных средств, поступивших в обмен на другое имущество
В соответствии с п.11 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" под первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается "стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией". Последняя устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
Таким образом, в отличие от ПБУ 6/97, утратившего силу, начиная с отчетности за 2001 год ПБУ 6/01 содержит норму, регулирующую порядок определения первоначальной стоимости основных средств при невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.
Обращаем внимание! ПБУ 6/01 регулирует порядок включения в первоначальную стоимость объекта основных средств дополнительных затрат, связанных с приобретением.
Пункт 12 ПБУ 6/01 позволяет все фактические затраты на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования, включать в первоначальную стоимость основных средств.
ПБУ 6/01 предусматривает определение первоначальной стоимости объекта основных средств, полученного в результате обмена, по стоимости переданных или подлежащих передаче ценностей. В случае невозможности установить стоимость последних стоимость объектов основных средств определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
В настоящее время на основании положений российских нормативных актов нельзя говорить о возможности однозначной оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество.
Обращается внимание на противоречие порядка оценки, установленного ПБУ 6/01, нормам Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии со ст.11 которого "оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупкуЕ". Исходя из этого при оплате имущества неденежными средствами, в частности другим имуществом, оценка последнего определяется фактически произведенными затратами на приобретение выбывающего имущества.
Норма ПБУ 6/01 приближает порядок определения первоначальной стоимости основных средств к норме ПБУ 10/99 "Расходы организации", введенного в действие с 2000 года. Вместе с тем следует заметить, что в п.6.3 ПБУ 10/99 говорится об определении величины расхода, то есть стоимости выбывающих неденежных активов. Порядок определения величины поступлений по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, установлен п.6.3 ПБУ 9/99 "Доходы организации", в соответствии с которым она должна определяться по стоимости полученных неденежных активов. Как видно, оценка, проведенная по правилам, установленным ПБУ 10/99 и ПБУ 6/01, с одной стороны, а также ПБУ 9/99, с другой стороны, может быть разной.
Оценка объектов основных средств, поступивших в качестве вклада учредителей (участников) в уставный (складочный) капитал
Пунктом 9 ПБУ 6/01 предусмотрено, что "первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации".
При определении первоначальной стоимости основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал, следует иметь в виду, что говорится в п.3 ст.34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах":
"Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.
При оплате дополнительных акций и иных ценных бумаг общества неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг, производится советом директоров (наблюдательным советом) общества в порядке, предусмотренном ст.77 настоящего Федерального закона.
Если номинальная стоимость приобретаемых таким способом акций и иных ценных бумаг общества составляет более двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима денежная оценка независимым оценщиком (аудитором) имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг общества. Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции и иные ценные бумаги общества".
Пункт 2 ст.15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусматривает следующее.
"Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.
Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.
Уставом общества могут быть установлены виды имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал общества".
Следовательно, если стоимость неденежного вклада в уставный капитал АО и ООО составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
Пункт 12 ПБУ 6/01 содержит императивную норму, на основании которой фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования, включаются в первоначальную стоимость основных средств, полученных в том числе в качестве вклада в уставный капитал.
Отметим, что в данном случае первоначальная стоимость объекта основных средств не будет соответствовать согласованной учредителями (участниками) денежной оценке объектов, полученных в счет вклада в уставный (складочный) капитал (имеется в виду применение не совсем корректной терминологии в п.9 и 12 ПБУ 6/01).
Более подробно порядок оценки объектов основных средств при различных способах поступления объектов описан в книге "Бухгалтерский учет основных средств" под редакцией С. А. Николаевой (издательство "Аналитика-Пресс", М., 2001).
Методы налогового учета, конкретный порядок применения которых глава 25 НК РФ не устанавливает
В качестве способов оценки активов организации в налоговом законодательстве указаны методы, установленные законодательством по бухгалтерскому учету.
В частности, в соответствии с п.8 ст.254 НК РФ при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
по стоимости единицы запасов;
по средней стоимости;
по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Согласно положениям подп.3 п.1 ст.268 НК РФ при реализации покупных товаров - по стоимости приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:
по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
по средней стоимости;
по стоимости единицы товара.
Однако порядок применения указанных способов при оценке активов налоговым законодательством не предусматривается. В этом случае придется обращаться к нормам бухгалтерского учета.
По налогу на добавленную стоимость
По ряду вопросов налоговое законодательство устанавливает только общие нормы, но не содержит конкретных способов их реализации.
В качестве примеров можно привести порядок организации раздельного учета затрат у предприятия, имеющего одновременно облагаемые и необлагаемые НДС обороты, в частности порядок расчета НДС по материальным ресурсам, подлежащего списанию с кредита счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" при отгрузке продукции на экспорт и внутренний рынок.
Согласно п.2 ст.5, прекратившего с 2001 г. действие в основной своей части Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые этим налогом, имели право на получение льгот только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Требование налогового законодательства обязательного ведения раздельного учета в определенных случаях сформулировано и в новых главах Налогового кодекса РФ, относящихся к НДС и акцизам.
В пункте 4 ст.149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ говорится: "В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций".
Когда речь идет о налогообложении по разным ставкам (ст.154-159, 162 НК РФ), то ст.166 НК РФ устанавливает следующий порядок исчисления НДС: "Есумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст.154-159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз".
Раздельный учет предлагается вести и при реализации подакцизных товаров при использовании разных налоговых ставок (ст.190 и 194 НК РФ).
Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренного п.1 ст.190 НК РФ, то "определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) подакцизных товаров".
Ни в одном нормативном акте действующего налогового законодательства порядок ведения раздельного учета ни в случае обложения НДС, ни в случае взимания акцизов не установлен. Не предусмотрен он и в случае взимания других налогов, где требование ведения раздельного учета также имеет место. В связи с этим организации самостоятельно устанавливают порядок ведения такого учета, а также соответствующие ему расчеты по налогам (способы формирования налоговой базы), не противоречащие нормам законодательства о конкретном налоге. Эти нормы обосновываются при формировании учетной политики организации для целей налогообложения.
...вариантность которых обусловлена
противоречивостью налогового
законодательства
В качестве примера приведем налоговый учет расходов, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.
Согласно ст.257 НК РФ "Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом".
В то же время в соответствии с подп.40 п.1 ст.264 НК РФ плата за регистрацию сделок с недвижимым имуществом включается в состав прочих расходов.
Таким образом, исходя из положений главы 25 НК РФ в отношении расходов, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, существует два варианта налогового учета: плата за регистрацию сделок с недвижимым имуществом включается:
в состав прочих расходов;
в первоначальную стоимость объекта основных средств.
Исходя из приведенных норм также можно сделать вывод, что порядок учета платы за регистрацию сделок с недвижимым имуществом зависит от момента формирования первоначальной стоимости объекта основных средств. Таким образом, предусматривается ситуация, когда на момент признания в качестве расхода платы за регистрацию формирование первоначальной стоимости объекта уже завершено, соответственно данные расходы следует учитывать в составе прочих расходов.
Очевидно, что с точки зрения налогоплательщика более предпочтителен первый вариант, с точки зрения налоговых органов - второй. Во избежание налоговых рисков рекомендуем налогоплательщикам закрепить свою позицию в учетной политике для целей налогообложения.
Организационно-технические
способы ведения налогового учета
Напомним, что к организационно-техническим способам ведения налогового учета*(1) относятся способы организации технологического процесса ведения налогового учета, которые устанавливают:
- организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой);
- состав, форму и способы формирования аналитических регистров налогового учета;
- организацию документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.
Порядок оформления и применения учетной политики для целей
налогообложения
Порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения указывается в ст.167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п.12 ст.167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января соответствующего года. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех ее обособленных подразделений.
С введением главы 25 НК РФ появляются новые нормы, касающиеся порядка формирования учетной политики для целей налогообложения.
Статья 313 НК РФ устанавливает, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета, как уже было отмечено выше, устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Кроме того, ст.313 Налогового кодекса РФ определяет порядок изменения учетной политики для целей налогообложения.
Согласно ст.313 НК РФ изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения может осуществляться в случаях изменения:
законодательства;
применяемых методов учета.
При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.
Обращаем внимание! Случаи, когда может быть изменена учетная политика для целей бухгалтерского учета, предусмотренные законодательством по бухгалтерскому учету, отличаются от случаев, предусмотренных НК РФ.
Напомним, что в соответствии с п.4 ст.6 Закона "О бухгалтерском учете" изменение учетной политики может производиться в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий ее деятельности.
Причем изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета должно быть обоснованным (п.17 Положения по бухгалтерскому учету 1/98 "Учетная политика организации"). Налоговое же законодательство не требует обоснования изменения учетной политики для целей налогообложения. Кроме того, изменения в последнюю можно вносить только раз в год.
Статьей 313 НК РФ установлена также возможность внесения дополнений в учетную политику для целей налогообложения, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности. Он обязан определить и отразить в данной учетной политике принципы и порядок отражения этих видов деятельности для целей налогообложения.
По всей видимости, внесение дополнений должно осуществляться по мере возникновения новых видов деятельности.
Следует отметить, что не совсем понятно, что понимается под принципами отражения видов деятельности для целей налогообложения. По нашему мнению, формулировки этих принципов должны быть более четкими.
Приведем некоторые рекомендации по оформлению, дополнению и изменению учетной политики организаций для целей налогообложения.
При формировании учетной политики для целей налогообложения по конкретному вопросу ведения налогового учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. При этом не нужно включать в учетную политику для целей налогообложения нормы, единые для всех налогоплательщиков. В учетной политике должны содержаться только те способы налогового учета, по которым необходимо сделать выбор либо которые необходимо сформировать самостоятельно.
Кроме того, желательно в учетной политике для целей налогообложения приводить нормативное обоснование, то есть указывать норму налогового законодательства, на основании которой принято то или иное положение.
По способам формирования налоговой базы, не предусмотренным налоговым законодательством, и способам формирования налоговой базы, вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства, утвержденные приказом по учетной политике нормы в обязательном порядке должны сопровождаться аргументированным обоснованием, которое может приводиться в специальных приложениях.
Рекомендуем отражать в учетной политике для целей налогообложения способы формирования налоговой базы только по тем хозяйственным операциям организации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущего налогового периода. Не стоит включать в налоговую учетную политику способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности, по которым возникает необходимость отражения порядка их учета в учетной политике для целей налогообложения, следует оформить дополнение к учетной политике.
Ниже приведен пример упрощенного приказа по учетной политике для целей налогообложения, в котором отражены как минимум вариантные способы формирования налоговой базы, предусмотренные налоговым законодательством.
Общество с ограниченной ответственностью "МИР"
Приказ N _____ от "___" ____________ 2002 г.
Об Учетной политике организации для целей налогообложения
на 2003 год
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ в целях соблюдения в организации в течение отчетного (налогового) периода единой политики (методики) учета для целей налогообложения хозяйственных операций
Приказываю:
1. Установить, что налоговый учет осуществляется __________ (выбрать: - бухгалтерской службой (соответствующим отделом бухгалтерской службы) организации; - налоговой службой организации).
2. Применять для подтверждения данных налогового учета:
- первичные учетные документы (включая бухгалтерскую справку), оформленные в соответствии с законодательством РФ и перечнем применяемых в организации форм первичных учетных документов (Приложение N__ к настоящему приказу);
- аналитические регистры налогового учета в соответствии с прилагаемым перечнем (Приложение N___ к настоящему приказу).
3. Установить дату возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ и налога на пользователей автомобильных дорог в соответствии с п.27 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. N 59 по мере поступления денежных средств.
4. Применять метод начисления для доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль в соответствии со ст.271 и 272 НК РФ.
5. Применять метод оценки по средней стоимости при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) для всех видов (групп) сырья и материалов.
6. Начисление амортизации по амортизируемому имуществу производить линейным методом в порядке, установленном ст.259 НК РФ.
7. В отношении группы основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации применять коэффициент 2. Перечень таких основных средств приведен в Приложении N____ к настоящему приказу.
8. По амортизируемым основным средствам, являющимся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации применять специальный коэффициент не выше 3 в соответствии с условиями договоров.
9. При определении нормы амортизации по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, устанавливать срок их полезного использования с учетом количества лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
10. Организация создает резервы по сомнительным долгам в соответствии со ст.266 НК РФ.
11. Организация создает резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в соответствии с порядком, установленным ст.267 НК РФ.
12. Стоимость реализованных покупных товаров оценивать по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
13. При реализации или ином выбытии ценных бумаг оценку стоимости выбывших ценных бумаг определять по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
14. Уплату авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Директор ООО "Мир" Иванов И.И.
Элементы методики учетной политики
для целей налогообложения по налогу на прибыль
Элемент учет- ной полити- ки для целей налогообложе- жения |
Норма главы 25 | Варианты, до- пускаемые за- конодательст- вом |
Комментарии |
1 | 2 | 3 | 4 |
Группировка расходов |
Статья 252. Расходы. Груп- пировка расходов 2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализа- цией, и внереализационные расходы 4. Если некоторые затраты с равными основаниями мо- гут быть отнесены одновре- менно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно оп- ределить, к какой именно группе он отнесет такие расходы |
Индивидуально | Квалификация расходов с целью их отнесения к той или иной группе расходов для целей нало- гообложения уто- чняется при фор- мировании спосо- бов ведения на- логового учета, обусловленных противоречиями налогового зако- нодательства, а также при разра- ботке регистров налогового учета |
Методы оцен- ки сырья и материалов |
Статья 254. Материальные расходы (6.8.) При опреде- лении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, ис- пользуемых при производст- ве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказа- нии услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для це- лей налогообложения приме- няется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов: метод оценки по (себе)сто- имости единицы запасов; метод оценки по средней (себе)стоимости; метод оценки по (себе)сто- имости первых по времени приобретений (ФИФО); метод оценки по (себе)сто- имости последних по време- ни приобретений (ЛИФО) |
Метод оценки по (себе)сто- имости едини- цы запасов; метод оценки по средней (себе)стои- мости; метод оценки по (себе)сто- имости первых по времени приобретений (ФИФО); метод оценки по (себе)сто- имости пос- ледних по времени при- обретений (ЛИФО) |
Также необходимо закрепить в учетной полити- ке: - группы запа- сов, в отношении которых применя- ется соответст- вующий метод оценки; - порядок расче- та средней се- бестоимости (при выборе данного метода) |
Метод начис- ления аморти- зации |
Статья 259. Методы и поря- док расчета сумм амортиза- ции 1. В целях настоящей главы налогоплательщики начисля- ют амортизацию одним из следующих методов с учетом особенностей, предусмот- ренных настоящей статьей: 1) линейным методом; 2) нелинейным методом |
1. Линейный метод 2. Нелинейный метод |
1. Сложный рас- чет для нели- нейного метода (см. п.5 ст.259 НК РФ). 2. Ограничения в выборе метода Статья 259. Ме- тоды и порядок расчета сумм амортизации 3. Налогоплате- льщик применяет линейный метод начисления амор- тизации к здани- ям, сооружениям, передаточным ус- тройствам, вхо- дящим в восьмую- десятую аморти- зационные груп- пы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов К остальным ос- новным средствам налогоплательщик вправе применять один из методов, указанных в п.1 ст.259 НК РФ |
Применение к основной нор- ме амортиза- ции специаль- ного коэффи- циента (не выше 2) |
Статья 259. Методы и поря- док расчета сумм амортиза- ции 7. В отношении амортизиру- емых основных средств, ис- пользуемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной смен- ности, к основной норме амортизации налогоплатель- щик вправе применять спе- циальный коэффициент, но не выше 2 |
1. Специаль- ный коэффици- ент (не выше 2) к основной норме аморти- зации приме- няется 2. Специаль- ный коэффици- ент (не выше 2) к основной норме не при- меняется |
|
Применение к основной нор- ме амортиза- ции специаль- ного коэффи- циента (не выше 2) |
Статья 259. Методы и поря- док расчета сумм амортиза- ции 7. Для амортизируемых ос- новных средств, которые являются предметом догово- ра финансовой аренды (до- говора лизинга), к основ- ной норме амортизации на- логоплательщик, "у которо- го данное основное средст- во должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (финансового лизинга)", вправе применять специаль- ный коэффициент, но не вы- ше 3 |
1. Специаль- ный коэффици- ент (не выше 3) к основной норме аморти- зации приме- няется 2. Специаль- ный коэффици- ент (не выше 3) к основной норме не при- меняется |
1. Ограничения по применению способа Статья 259. Ме- тоды и порядок расчета сумм амортизации 7. Данные поло- жения не распро- страняются на основные средст- ва, относящиеся к первой, второй и третьей амор- тизационным группам, в слу- чае если аморти- зация по данным основным средст- вам начисляется нелинейным мето- дом |
Применение норм аморти- зации ниже установленных НК РФ |
Статья 259. Методы и поря- док расчета сумм амортиза- ции 10. Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установ- ленных настоящей статьей по решению руководителя организации - "налогопла- тельщика," закрепленному в учетной политике для це- лей налогообложения. Ис- пользование пониженных норм амортизации допуска- ется только с начала на- логового периода и в те- чение всего налогового пе- риода |
1. Нормы амортизации ниже установ- ленных НК РФ применяются 2. Нормы амортизации ниже установ- ленных НК РФ не применяют- ся |
|
Порядок опре- деления нор- мы амортиза- ции по объек- там основных средств, быв- шим в эксплу- атации |
Статья 259. Методы и поря- док расчета сумм амортиза- ции 12. Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении ((в случае, если по такому имуществу принято решение о примене- нии линейного метода на- числения амортизации)), вправе определять норму амортизации по этому иму- ществу с учетом срока по- лезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыду- щими собственниками "Если срок фактического использования данного ос- новного средства у преды- дущих собственников окажется равным или превы- шающим срок его полезного использования, определя- емый классификацией основ- ных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, налогоп- лательщик вправе самостоя- тельно определять срок по- лезного использования это- го основного средства с учетом требований техники безопасности и других фак- торов." |
1. По основ- ным средст- вам, бывшим в употреблении, норма аморти- зации опрере- деляется с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственника- ми 2. По основ- ным средст- вам, бывшим в употреблении, норма аморти- зации опреде- ляется без учета срока эксплуатации имущества предыдущими собственника ми "3. По основ- ным средст- вам, бывшим в употреблении, норма аморти- зации опреде- ляется самос- тоятельно" |
|
Порядок рас- пределения расходов на освоение при- родных ресур- сов по участ- кам недр |
Статья 261. Расходы на ос- воение природных ресурсов 2. При осуществлении рас- ходов на освоение природ- ных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой нало- гоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения |
Организации следует са- мостоятельно установить в учетной поли- тике для це- лей налогооб- ложения поря- док распред- еления данных расходов |
|
Создание ре- зерва по сом- нительным долгам |
Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам 3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сом- нительным долгам в поряд- ке, предусмотренном нас- тоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав вне- реализационных расходов (равномерно)в течение от- четного (налогового) пе- риода |
1. Резерв по сомнительным долгам соз- дается 2. Резерв по сомнительным долгам не создается |
|
Создание ре- зерва по га- рантийному ремонту и га- рантийному обслуживанию |
Статья 267. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и га- рантийному обслуживанию 2. Налогоплательщик са- мостоятельно принимает ре- шение о создании такого резерва и в учетной поли- тике для целей налогооб- ложения определяет пре- дельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отноше- нии тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гаран- тийного срока. |
1. Резерв по гарантийному ремонту и га- рантийному обслуживанию создается 2. Резерв по гарантийному ремонту и га- рантийному обслуживанию не создается |
Ограничение в применении Статья 267. Рас- ходы на формиро- вание резерва по гарантийному ре- монту и гарантийному обслуживанию 3. Расходами признаются суммы отчислений в ре- зерв на дату ре- ализации указан- ных товаров (работ). При этом размер соз- данного резерва не может превы- шать предельного размера, опреде- ляемого как доля фактически осу- ществленных на- логоплательщиком расходов по га- рантийному ре- монту и обслужи- ванию в объеме выручки от реализации ука- занных товаров (работ) за пре- дыдущие три года |
Метод оценки покупных товаров |
Статья 268. Особенности определения расходов при реализации (имущества) "товаров" 1. При реализации (имущества)"товаров" нало- гоплательщик вправе умень- шить доходы от таких опе- раций на стоимость (реали- зованного имущества) "реализованных товаров," определяемую в следующем порядке... 3) при реализации покупных товаров - на стоимость приобретения данных това- ров, определяемую в соот- ветствии с принятой орга- низацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров: по (себе)стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по (себе)стоимости послед- них по времени приобрете- ния (ЛИФО); по средней (себе)стоимости ((в случаях,когда с учетом технологических особеннос- тей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО)); по стоимости единицы това- ра |
По (себе) стоимости первых по времени при- обретения (ФИФО) по (себе) стоимости последних по времени при- обретения (ЛИФО) по средней (себе) стоимости ((в случаях, ког- да с учетом технологичес- ких особен- ностей невоз- можно приме- нение методов ФИФО и ЛИФО)); по стоимости единицы то- вара |
|
Порядок приз- нания доходов по отчетным (налоговым) периодам |
Статья 271. Порядок приз- нания доходов при методе начисления 2. По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае если связь между доходами и расходами не может быть определена чет- ко или определяется кос- венным путем, доходы расп- ределяются налогоплатель- щиком самостоятельно, с учетом принципа равномер- ности признания доходов и расходов |
Индивидуально | |
Порядок приз- нания расхо- дов по отчет- ным (налого- вым) перио- дам |
Статья 272. Порядок приз- нания расходов при методе начисления (1. При получении доходов в течение нескольких от- четных (налоговых) периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогопла- тельщиком самостоятельно, с учетом принципа равно- мерности признания доходов и расходов.) 1. В случае если условиями договора предусмотрено по- лучение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогопла- тельщиком самостоятельно с учетом принципа равномер- ности признания доходов и расходов |
Индивидуально | "Возможно совме- щение с бухгал- терским учетом" |
Порядок приз- нания доходов и расходов |
Статья 273. Порядок опре- деления доходов и расходов при кассовом методе 1. Организации (за исклю- чением банков) имеют право на определение даты полу- чения дохода (осуществле- ния расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализа- ции товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с про- даж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал |
1. Метод на- числения 2. Кассовый метод |
Ограничения в применении по размеру выручки |
Порядок ква- лификации операций с ценными бу- бумагами |
Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бу- магами 1. Если операция с ценными бумагами может быть квали- фицирована так же, как операция с финансовыми инструментами срочных сде- лок, то налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции |
Индивидуально | Аналогичная норма содержится в п.2 ст.301 НК РФ |
Метод списа- ния стоимости ценных бумаг при выбытии |
Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бу- магами 9. При реализации или ином выбытии ценных бумаг ((за исключением случая, ука- занного в пункте 7 настоя- щей статьи)) налогопла- тельщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг: 1) по (себе)стоимости пер- вых по времени приобрете- ний (ФИФО); 2) по (себе)стоимости пос- ледних по времени приобре- тений (ЛИФО); "3) по стоимости единицы" |
1) по (себе) стоимости первых по времени при- обретений (ФИФО); 2) по (себе) стоимости последних по времени при- обретений (ЛИФО); "3) по сто- имости едини- цы" |
(1. Ограничения в применении Статья 280. Осо- бенности опреде- ления налоговой базы по операци- ям с ценными бу- магами 7. Налогопла- тельщик - акцио- нер, реализующий акции, получен- ные им при уве- личении уставно- го капитала акционерного об- щества, опреде- ляет доход как разницу между ценой реализации и первоначально оплаченной сто- имостью акции, скорректирован- ной с учетом из- менения коли- чества акций в результате уве- личения уставно- го капитала.) 1. Аналогичная норма содержит- ся в ст.329 НК РФ |
Порядок пере- носа убытка на будущее |
Статья 283. Перенос убыт- ков на будущее 1. Налогоплательщики, по- несшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в пре- дыдущем налоговом пе- риоде или в предыдущих на- логовых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового пе- риода на всю сумму получе- нного ими убытка или на часть этой суммы (перенес- ти убыток на будущее). При этом определение нало- говой базы текущего нало- гового периода производит- ся с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, (подпунктом 32 пункта 1 статьи 264) "статьей 275.1", статьями 280 и 304 настоящего Ко- декса |
1. Уменьшение налоговой ба- зы текущего отчетного пе- риода на всю сумму полу- ченных в пре- дыдущих нало- говых пе- риодах убыт- ков (с учетом ограничений) 2. Уменьшение налоговой ба- зы текущего отчетного пе- риода на часть суммы полученных в предыдущих налоговых пе- риодах убыт- ков (с учетом ограничений) Примечание. Данный пункт следует рас- сматривать не как элемент учетной поли- тики для це- лей налого- обложения, а как право на- логоплатель- щика умень- шить налого- вую базу те- кущего пе- риода на сум- му получен- ных в преды- дущих налого- вых периодах убытков, оп- ределенную самостоятель- но, исходя из финансовых результатов и с учетом ограничений |
Ограничения в применении Статья 283. Пе- ренос убытков на будущее 2. Налогопла- тельщик вправе осуществлять пе- ренос убытка на будущее в тече- ние десяти лет, следующих за тем налоговым пе- риодом, в кото- ром получен этот убыток Налогоплательщик вправе перенести на текущий нало- говый период сумму полученно- го в предыдущем налоговом перио- де убытка. При этом совокупная сумма переноси- мого убытка ни в каком отчетном (налоговом) пе- риоде не может превышать 30 процентов нало- говой базы, ис- численной в соответствии со статьей 274 нас- тоящего Кодекса. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть пере- несен целиком или частично на следующий год из последующих де- вяти лет с уче- том положений абзаца второго настоящего пунк- та |
Порядок ис- числения и уплаты аван- совых плате- жей по налогу на прибыль |
Статья 286. Порядок исчис- ления налога и авансовых платежей 1. Налогоплательщики имеют право перейти на исчисле- ние ежемесячных авансовых платежей исходя из факти- чески полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогопла- тельщиками исходя из став- ки налога и фактически по- лученной прибыли, рассчи- тываемой нарастающим ито- гом с начала налогового периода до окончания соот- ветствующего месяца |
1. Исчисление и уплата еже- месячных авансовых платежей ис- ходя из фак- тически полу- ченной прибы- ли 2. Исчисление и уплата еже- месячных авансовых платежей в размере одной трети "подле- жащего уплате авансового платежа за квартал, предшествую- щий кварталу, в котором производится уплата ежеме- сячного аван- сового плате- жа" |
Ограничения в применении Статья 286. По- рядок исчисления налога и авансо- вых платежей 3. Организации, у которых за предыдущие четы- ре квартала (вы- ручка) "доходы" от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 нас- тоящего Кодекса, не превышала в среднем трех миллионов рублей за каждый квар- тал, а также бюджетные учреж- дения, иностран- ные организации, осуществляющие деятельность в Российской Феде- рации через пос- тоянное предста- вительство, не- коммерческие ор- ганизации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участни- ки простых това- риществ в отно- шении доходов, получаемых ими от участия в простых товари- ществах, инвес- торы соглашений о разделе про- дукции в части доходов, полу- ченных от реали- зации указанных соглашений, вы- годоприобретате- ли по догово- рам доверитель- ного управления уплачивают толь- ко квартальные авансовые плате- жи по итогам от- четного периода |
Показатель, используемый в целях ис- числения и уплаты налога на прибыль организация- ми, имеющими обособленные подразделения |
Статья 288. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имею- щим обособленные подразде- ления 2. Уплата авансовых плате- жей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Феде- рации и бюджетов муници- пальных образований, производится налогопла- тельщиками - российскими организациями по месту на- хождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные под- разделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численнос- ти работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного под- разделения соответственно в среднесписочной числен- ности работников (расходах на оплату труда) и оста- точной стоимости аморти- зируемого имущества, оп- ределенной в соответствии (с пунктом 13 статьи 259) "с пунктом 1 статьи 257 " настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей дол- жен применяться - средне- списочная численность ра- ботников или сумма расхо- дов на оплату труда. Выб- ранный налогоплательщиком показатель должен быть не- изменным в течение налого- вого периода. Вместо показателя средне- списочной численности ра- ботников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматри- вающими сезонность привле- чения работников, по сог- ласованию с налоговым ор- ганом по месту своего на- хождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответ- ствии со статьей 255 нас- тоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обо- собленного подразделения, в общих расходах налогоп- лательщика, на оплату тру- да |
1. Сумма рас- ходов на оп- лату труда 2. Среднеспи- сочная чис- ленность ра- ботников |
Ограничения в применении Статья 288. Осо- бенности исчис- ления и уплаты налога налого- плательщиком, имеющим обособ- ленные подразде- ления 2. Вместо пока- зателя средне- списочной чис- ленности работ- ников налогопла- тельщик с сезон- ным циклом рабо- ты либо иными особенностями деятельности, предусматриваю- щими сезонность привлечения ра- ботников, по со- гласованию с на- логовым органом по месту своего нахождения может применять пока- затель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со статьей 255 нас- тоящего Кодекса. При этом опре- деляется удель- ный вес расхо- дов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщи- ка, на оплату труда |
Порядок веде- ния налогово- го учета |
Статья 313. Налоговый учет. Общие положения Система налогового учета организуется налогопла- тельщиком самостоятельно, исходя из принципа после- довательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к дру- гому. Порядок ведения на- логового учета устанавли- вается налогоплательщиком в учетной политике для це- лей налогообложения, ут- верждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя |
Индивидуально | В учетной поли- тике для целей налогообложения следует утвер- дить организа- ционно-техничес- кие способы ве- дения налогово- го учета - спо- собы организации технологического процесса веде- ния налогового учета, которые устанавливают: - организацию работы бухгал- терской службы в части налогового учета (или нало- говой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой); - состав, форму и способы форми- рования анали- тических регист- ров налогового учета; - организацию документооборо- та, порядок хранения доку- ментов налоговой отчетности и ре- гистров налого- вого учета |
Формы регис- тров налого- вого учета и порядок отра- жения в них аналитических данных |
Статья 314. Аналитические регистры налогового учета При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналити- ческих данных налогового учета, данных первичных учетных документов разра- батываются налогопла- тельщиком самостоятельно и устанавливаются приложени- ями к учетной политике ор- ганизации для целей нало- гообложения |
Индивидуально | |
Метод оценки остатков не- завершенного производства |
Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков го- товой продукции, товаров отгруженных Оценка остатков НЗП на ко- нец текущего месяца произ- водится налогоплательщи- ком на основании "данных первичных учетных докумен- тов о движении и об остат- ках (в количественном вы- ражении) сырья и материа- лов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогопла- тельщика)" и данных нало- гового учета о сумме осу- ществленных в текущем ме- сяце прямых расходов (При этом сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП исходя из рас- чета по методу плановой (нормативной) себестоимос- ти. В случае, если пред- приятие не использует ме- тод нормативной (плановой) себестоимости, сумма пря- мых расходов распределяет- ся на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в натуральных измерите- лях), за минусом техноло- гических потерь.) "Для налогоплательщиков, производство которых свя- зано с обработкой и пере- работкой сырья, сумма прямых расходов распреде- ляется на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь. При этом для целей настоя- щей главы под сырьем пони- мается материал, исполь- зуемый в производстве в качестве материальной ос- новы, который в результате последовательной техноло- гической обработки (пере- работки) превращается в готовую продукцию Для на- логоплательщиков, произ- водство которых связано с выполнением работ (оказа- нием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорциональ- но доле незавершенных (или завершенных, но не приня- тых на конец текущего ме- сяца) заказов на выполне- ние работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (ока- зание услуг) Для прочих налогоплательщиков сумма прямых расходов распреде- ляется на остатки НЗП пропорционально доле пря- мых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции" |
В зависимости от осуществ- ляемых видов деятельности 1. Метод пла- новой (норма- тивной, "сметной)(се- бе) стоимости продукции 2. Распреде- ление суммы прямых расхо- дов пропор- ционально до- ле остатков сырья (в ко- личественном выражении), в исходном сы- рье за мину- сом техноло- гических по- терь 3. Сумма пря- мых расходов распределяет- ся на остатки НЗП пропор- ционально до- ле незавер- шенных (или завершенных, но не приня- тых на конец текущего ме- сяца) заказов на выполнение работ (оказа- ние услуг) в общем объеме выполняемых в течение меся- ца заказов на выполнение работ (оказа- ние услуг)" |
Элементы методики учетной политики для целей
налогообложения по НДС
Элемент учет- ной политики для целей нало- гообложения |
Норма главы 21 НК РФ | Варианты, допус- каемые законо- дательством |
Постановка на учет в качестве налогоплательщи- ка иностранных организаций |
Статья 144. Постановка на учет в ка- честве налогоплательщика 2. Иностранные организации имеют пра- во встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по мес- ту нахождения своих постоянных предс- тавительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве нало- гоплательщика осуществляется налого- вым органом на основании письменного заявления иностранной организации |
1. Иностранная организация встает на учет в налоговых орга- нах РФ 2. Иностранная организация не встает на учет в налоговых орга- нах РФ, предос- тавляя своим российским конт- рагентам выпол- нять роль нало- говых агентов |
Освобождение от исполнения обя- занностей нало- гоплательщика |
Статья 145. Освобождение от исполне- ния обязанностей налогоплательщика 1. Организации и индивидуальные пред- приниматели имеют право на освобожде- ние от исполнения обязанностей нало- гоплательщика, связанных с исчисле- нием и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных ка- лендарных месяца сумма выручки от ре- ализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных пред- принимателей без учета налога и нало- га с продаж не превысила в совокуп- ности один миллион рублей |
1. Освобождение от налогообложе- ния по НДС 2. Обложение НДС в общем порядке |
Определение даты реализации това- ров в целях на- логообложения |
Статья 167. Момент определения нало- говой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) 1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы в зависи- мости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налого- обложения, если иное не предусмотре- но пунктами 6-11 настоящей статьи, являются: 1) для налогоплательщиков, утвердив- ших в учетной политике для целей на- логообложения момент определения на- логовой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных до- кументов, - день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); 2) для налогоплательщиков, утвердив- ших в учетной политике для целей на- логообложения момент определения на- логовой базы по мере поступления де- нежных средств, - день оплаты отгру- женных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) |
1. Метод "по от- грузке" 2. Метод "по оп- лате" |
Операции, не подлежащие нало- гообложению (ос- вобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст.149 НК РФ |
Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от на- логообложения) 4. В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не под- лежащие налогообложению (освобождае- мые от налогообложения) в соответст- вии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раз- дельный учет таких операций 5. Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (ра- бот, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от на- логообложения, представив соответст- вующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с ко- торого налогоплательщик намерен отка- заться от освобождения или приостано- вить его использование Такой отказ или приостановление воз- можен только в отношении всех осу- ществляемых налогоплательщиком опе- раций, предусмотренных одним или нес- колькими подпунктами пункта 3 настоя- щей статьи. Не допускается, чтобы по- добные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является по- купателем (приобретателем) соответ- ствующих товаров (работ, услуг) Не допускается отказ или приостанов- ление от освобождения от налогообло- жения операций на срок менее одного года |
1. Организация пользуется пра- вом освобождения от налогообложе- ния операций, предусмотренных ст.149 НК РФ 2. Организация отказывается от права освобожде- ния от налого- обложения опера- ций, предусмот- ренных ст.149 НК РФ |
Порядок и сроки уплаты налога в бюджет |
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет 6. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн рублей, вправе уп- лачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выпол- нении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за ис- текший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим квар- талом Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом |
1. Ежемесячная уплата налога 2. Ежекварталь- ная уплата нало- га, исходя из фактической ре- ализации (пере- дачи) товаров за истекший квартал |
С. Николаева,
генеральный директор аудиторской фирмы "ЦБА",
д.э.н., профессор экономического факультета МГУ им. Ломоносова,
член Рабочей группы Межведомственной
комиссии по реформе бухгалтерского учета
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 51, декабрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно о налоговом учете, моделях взаимодействия бухгалтерского и налогового учета см. в книге "Налоговый учет в 2002 году: учетная политика для целей налогообложения" / Под ред. Николаевой С.А. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. М.: Ан-Пресс, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".