г. Краснодар |
|
08 мая 2015 г. |
Дело N А77-1886/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя Насуханова Абусупьяна Султановича (ИНН 201331555748, ОГРНИП 314203603100010) - Дрямовой О.В.
(доверенность от 23.03.2015), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства образования и науки Чеченской Республики (ИНН 2020001415, ОГРН 1022002542737) - Шуаипова А.М. (доверенность от 11.02.2015), в отсутствие представителей истца - министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики (ИНН 2014007715, ОГРН 1132031000144), ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике (ИНН 2013434680, ОГРН 1092031003228), открытого акционерного общества "Чеченнефтехимпром" (ИНН 2013002224, ОГРН 1112031000806), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике (ИНН 2027000989, ОГРН 1042002611496), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Шалинского муниципального района, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чеченской Республике, министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики, министерства сельского хозяйства Чеченской Республики, государственного казенного учреждения "Шалинское лесничество", Шаршуева С.С-Х., Зубайраева А.Б., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства образования и науки Чеченской Республики на решение Арбитражного суда Чеченской Республики 24.03.2014 (судья Межидов Л.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А77-1886/2013, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики в лице департамента лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с иском к индивидуальным предпринимателям Исаеву Л.Р., Насуханову А.С., Халимову А.Р., Кагирову Э.Б., Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике (далее - управление Росимущества), открытому акционерному обществу "Чеченнефтехимпром" (далее - общество), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике (далее - управление Росреестра) о признании недействительными (ничтожными) ряда договоров купли-продажи земельных участков, в том числе договора от 12.01.2009 N 003 купли-продажи земельного участка площадью 30 670 кв. м с кадастровым номером 20:12:1802000:9, расположенного по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, Шалинский район, с. Сержень-Юрт (далее - договор купли-продажи, земельный участок), об аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) записей о переходе к покупателям права собственности на земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерства образования и науки Чеченской Республики, администрация Шалинского муниципального района, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чеченской Республике, министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики, министерства сельского хозяйства Чеченской Республики, государственное казенное учреждение "Шалинское лесничество" (далее - министерство образования, администрация, кадастровая палата, министерство имущественных отношений, министерство сельского хозяйства, лесничество), Шаршуев С.С-Х., Зубайраев А.Б.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 19.06.2012 по делу N А77-531/2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, иск удовлетворен по мотиву принадлежности земельных участков к категории ограниченных в обороте земель лесного фонда.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.05.2013 решение от 19.06.2012 и апелляционное постановление от 28.11.2012 по делу N А77-531/2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чеченской Республики. Суд кассационной инстанции указал на преждевременность вывода о принадлежности земельных участков к категории земель лесного фонда, необходимость подтверждения полномочий истца на предъявление иска в защиту права федеральной собственности и устранения имеющихся в представленных доказательствах противоречий в сведениях о целевом назначении земельных участков и их площадях, отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего извещения ряда участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания.
При новом рассмотрении дела N А77-531/2012 определениями от 10.10.2013, 23.12.2013 Арбитражный суд Чеченской Республики заменил истца на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики (далее - министерство природных ресурсов), выделил исковые требования к Насуханову А.С., управлению Росимущества, обществу и управлению Росреестра о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка в отдельное производство по делу N А77-1886/2013.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.03.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015, в удовлетворении исковых требований отказано по мотивам недоказанности, в том числе результатами проведенной судебной экспертизы, принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда и наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов.
Министерство образования обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что при проведении судебной экспертизы не оценены документы по землеотводу, эксперты фактически уклонились от проведения землеустроительной экспертизы, а в материалах дела имеется земельно-кадастровая документация (кадастровый паспорт от 07.08.2014 земельного участка с кадастровым номером 20:12:1802000:73), отражающая точные границы земельного участка и его относимость к категории земель лесного фонда. Заявитель кассационной жалобы настаивает на расположение земельного участка в 23 квартале Шалинского участкового лесничества и внесение сведений о нем в единый государственный лесной реестр.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что управление (продавец) и предприниматель (покупатель) заключили договор купли-продажи земельного участка под детским оздоровительным лагерем в целях эксплуатации расположенного на нем нежилого здания площадью 436,1 кв. м. Государственная регистрация перехода к предпринимателю права собственности на земельный участок осуществлена 28.01.2009. Полагая, что земельный участок относится к категории земель лесного фонда, ограниченных в обороте, министерство природных ресурсов обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 4 Кодекса и статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Статьей 168 Гражданского кодекса (в применимой к спорным отношениям редакции) определено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса). В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснена возможность разрешения судом в общем порядке споров по требованиям о признании недействительной ничтожной сделки по заявлению любого заинтересованного лица, поскольку Кодекс не исключает возможность предъявления таких исков.
Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов. Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 3668/05). Критерием наличия заинтересованности является обусловленность защиты законного имущественного интереса признанием сделки недействительной.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Министерство природных ресурсов не является стороной договора купли-продажи, данные в постановлении от 24.05.2013 по делу N А77-531/2012 указания суда кассационной инстанции на необходимость при новом рассмотрении дела подтверждения полномочий истца (их обоснование) на предъявление иска в защиту права федеральной собственности судебными инстанциями не выполнены.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса). Подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса установлен запрет на предоставление в частную собственность находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда.
В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесной участок определен как земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда, согласно статье 8 Лесного кодекса, находятся в федеральной собственности. Местоположение, границы, площадь лесных участков, в силу статей 67, 69, 92 Лесного кодекса, определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно статьям 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ; далее - Закон N 201-ФЗ) государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2012, признается юридически действительным. Если до указанной даты государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в реестре осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре). Факт вхождения земельного участка в состав лесного массива может быть подтвержден информацией лесничества, являющегося учреждением со специальной компетенцией в области управления лесами. Нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков. Доказательства нахождения земельного участка в надлежащим образом утвержденных границах населенного пункта в материалах дела отсутствуют.
Ограничившись оценкой выписок из государственного кадастра недвижимости и межевых планов в отношении земельного участка, а также вывода судебных экспертов о невозможности проведения экспертного исследования, суды с необходимой степенью достоверности не установили расположение земельного участка по отношению к границам 23 квартала Шалинского участкового лесничества на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, не рассмотрели вопрос о назначении повторной экспертизы и поручении ее проведения компетентной экспертной организации, не устранили противоречия в сведениях о принадлежности земельного участка к той или иной категории. Без такой оценки и установления дополнительных обстоятельств выводы судов о принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов не может быть признан соответствующим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а обжалуемые судебные акты - законными и основанными на верном применении норм права.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, с учетом характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, в том числе проверить наличие у министерства природных ресурсов полномочий на обращение в арбитражный суд с иском в защиту права собственности Российской Федерации на земельный участок, посредством доступных процессуальных инструментов оценить достоверность доводов истца о расположении земельного участка в границах 23-го или иного квартала Шалинского участкового лесничества, о внесении сведений о нем в единый государственный лесной реестр и обоснованность такого внесения (при подтверждении данного обстоятельства), при необходимости обсудить с участвующими в деле лицами вопрос о назначении по делу экспертизы в предусмотренном Кодексом процессуальном порядке и поручении ее проведения компетентной экспертной организации, дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики 24.03.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 по делу N А77-1886/2013 отменить.
Дело N А77-1886/2013 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чеченской Республики
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьям 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ; далее - Закон N 201-ФЗ) государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2012, признается юридически действительным. Если до указанной даты государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в реестре осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 мая 2015 г. N Ф08-2498/15 по делу N А77-1886/2013
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5430/2023
16.03.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1694/14
08.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7739/16
12.07.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1694/14
08.04.2016 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1694/14
22.03.2016 Решение Арбитражного суда Чеченской Республики N А77-1886/13
08.05.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2498/15
30.01.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1694/14
24.03.2014 Решение Арбитражного суда Чеченской Республики N А77-1886/13