г. Краснодар |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А32-24310/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - прокуратуры Краснодарского края (ИНН 2309054252, ОГРН 1032304930020) - Солдатова С.А. (удостоверение N 176644), в отсутствие заинтересованного лица - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного учреждения "Комитет по наружной рекламе города Сочи", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи и муниципального казенного учреждения "Комитет по наружной рекламе города Сочи" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-24310/2014, установил следующее.
Прокуратура Краснодарского края (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация) и муниципальному казенному учреждению "Комитет по наружной рекламе города Сочи" (далее - комитет) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неисполнении обязанностей по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город - курорт Сочи.
Решением суда от 24.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2015, удовлетворено ходатайство прокуратуры об изменении процессуального положения комитета, и данное лицо признано третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанностей по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Судебные акты мотивированы тем, что выявленное бездействие администрации приводит к нарушениям при использовании муниципального имущества и неполучению денежных средств в бюджет муниципального образования, препятствует получению муниципальной услуги субъектами предпринимательской деятельности, которые желают разместить рекламу о своей деятельности.
Администрация и комитет обратились в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение суда от 24.11.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 04.02.2015, вынести новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что прокуратура не представила доказательства, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов прокуратуры и иных лиц. Суд не установил, какому именно закону или иному нормативному правовому акту не соответствует бездействие администрации. Схема размещения рекламных конструкций находится на согласовании у главы города Сочи.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя прокуратуры, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе, в ходе которой в деятельности администрации установлены нарушения в форме бездействия - не утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования города Сочи. Из информации комитета от 05.06.2014 следует, что схема размещения рекламных конструкций разработана и находится в стадии утверждения.
Считая бездействие администрации незаконным, прокуратура обратилась в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 52 и части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок установки рекламных конструкций урегулирован в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). В ней, в частности, предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований указанной статьи (часть 1).
В силу Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"" (далее - Закон N 98-ФЗ) выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Согласно пункту 2 Порядка согласования проектов схем размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований Краснодарского края и внесения в них изменений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.08.2013 N 926, уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по рассмотрению проекта таких схем является Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.
Законом N 98-ФЗ положения статьи 19 Закона о рекламе дополнены частью 5.8, согласно которой, органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Частью 2 статьи 4 Закона N 98-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления обязаны до 1 января 2014 года утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона N 98-ФЗ.
В нарушение части 5.8 статьи 19 Закона N 98-ФЗ на момент подачи заявления в арбитражный суд, равно как и при рассмотрении дела в судебных инстанциях, схема размещения рекламных мест администрацией не утверждена. В ходе рассмотрения дела в суде администрация неоднократно заявляла, что такая схема находится в процессе утверждения главой города Сочи. Такой же довод заявлен и в кассационной жалобе, т. е. администрация не утвердила схему размещения рекламных конструкций и после вступления обжалуемых судебных актов в законную силу. Бездействие администрации в силу пункта 5.8 статьи 19 Закона о рекламе нарушает права граждан в получении разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и ином недвижимом имуществе, так как выдача указанного разрешения осуществляется только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Доказательства невозможности своевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций администрация в материалы дела не представила.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. У суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов по делу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу N А32-24310/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.