г. Краснодар |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А32-29265/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - правопреемника Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края - Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Сотниковой Е.А. (доверенность от 04.03.2015), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя Нерсесяна Сурена Ражденовича (ИНН 616303576340, ОГРНИП 306616315000029), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "РЕСО-Лизинг" (ИНН 7709431786, ОГРН 1037709061015), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2014 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 (судьи Галов В.В., Ломидзе О.Г., Попов А.А.) по делу N А32-29265/2013, установил следующее.
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Нерсесяну С.Р. (далее - предприниматель) о возложении обязанности возвратить в краевой бюджет 685 264 рубля субсидии.
Определением от 20.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "РЕСО-Лизинг".
Решением от 14.03.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.06.2014, в иске отказано. Судебные акты мотивированы следующим: денежные средства израсходованы предпринимателем в соответствии с целевым назначением, поэтому сумма полученной субсидии не подлежит возврату в краевой бюджет на основании пункта 3.6 Порядка предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в целях софинансирования мероприятия муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства по возмещению (субсидированию) из местного бюджета части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности, утвержденного постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы"" (далее - Порядок субсидирования).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.09.2014 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что вывод судов об использовании предпринимателем перечисленных ему денежных средств в соответствии с целями их предоставления преждевременен. В материалах дела отсутствует договор лизинга от 21.11.2012, что исключает возможность проверки доводов предпринимателя об идентичности договоров. Доказательства необходимости и целесообразности подписания нового договора лизинга, а не изменения условий уже заключенного договора с учетом условий договора о предоставлении субсидии и Порядка субсидирования, не представлены.
Решением суда от 12.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.03.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд апелляционной инстанции в постановлении от 01.03.2015 заменил наименование истца - Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края на Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края (далее - департамент). Судебные акты мотивированы тем, что выделенные субсидии использованы по назначению.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. По мнению заявителя, предприниматель нарушил условия предоставления субсидии, перечисленные в подпункте 1.9.5.3 Порядка субсидирования: не представил отчетную документацию, установленную приказом министерства от 13.08.2012 N 30, а также не выполнил условия подпунктов 4.2 - 4.4 договора от 14.11.2012 N 253/12С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения затрат (части затрат) на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) субъекту малого и среднего предпринимательства (далее - договор о предоставлении субсидии). Для получения субсидии предприниматель представил министерству договор финансовой аренды (лизинга) от 21.09.2012 N 429КД-НРС/01/2012 (далее - договор лизинга от 21.09.2012). Однако денежные средства потрачены на исполнение обязательств по договору финансовой аренды (лизинга) от 21.11.2012 N 429КД-НРС/01/2012 (далее - договор лизинга от 21.11.2012), т. е. полученные денежные средства предприниматель использовал не по целевому назначению. Предприниматель не передал договор лизинга от 21.11.2012 министерству, поэтому определить, соответствует ли он условиям Порядка предоставления субсидий, невозможно. Предприниматель в департамент представил отчетную документацию, по которой сумма договора лизинга от 21.11.2012 составляет 1 370 802 рубля, а в материалы дела представлен договор, по которому общая сумма составляет 1 598 729 рублей. На основании приказа министерства от 13.08.2012 N 30 получатель субсидий до 15 марта года, следующего за отчетным, предоставляет информацию о том, что договор лизинга не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись условия договора, предусмотренные пунктом 1.9.3 Порядка субсидирования. Предприниматель подобного отчета не представил, что является основанием для возврата субсидий.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя департамента, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, министерство и предприниматель заключили договор, по условиям которого истец предоставил ответчику субсидию (финансовую поддержку) для возмещения затрат (части затрат) на уплату первого взноса по договору лизинга от 21.09.2012, заключенному ответчиком с ООО "РЕСО-Лизинг". Согласно договору лизинга от 21.09.2012 ООО "РЕСО-Лизинг" (лизингодатель) приобретает в собственность у выбранного лизингополучателем продавца (ООО "Новокар") указанное лизингополучателем имущество (автомобиль MITSUBISHI L200 2.5) и передает его предпринимателю (лизингополучателю) во временное владение и пользование с правом выкупа. Сумма договора составляет 1 706 793 рубля, авансовый платеж - 685 264 рубля.
Субсидия предоставлена предпринимателю на основании Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае". Пунктом 5 названного Указа Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с администрацией Краснодарского края поручено обеспечить в рамках федеральной и региональной программ поддержки малого и среднего предпринимательства предоставление субсидий на компенсацию затрат предпринимателям, пострадавшим от наводнения 6 - 7 июля 2012 года.
Региональная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае утверждена постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 N 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы"" (далее - Краевая целевая программа). В соответствии с указанным постановлением истец является уполномоченным органом, координатором Краевой целевой программы.
Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 N 150 (в редакции постановления от 25.07.2012 N 839) утвержден Порядок субсидирования.
С учетом договора лизинга от 21.09.2012 министерство предоставило предпринимателю субсидию за счет средств федерального бюджета в размере 685 264 рублей. Платежным поручением от 19.11.2012 N 6320423 названная сумма перечислена предпринимателю. Платежным поручением от 27.11.2012 N 104 предприниматель перечислил 685 264 рубля в качестве авансового платежа по договору лизинга от 21.11.2012.
В пунктах 4.2 и 4.3 договора определены документы и указаны сроки, в которые предприниматель обязан представить в министерство эти документы. Согласно пункту 4.4 договора предприниматель по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора лизинга от 21.09.2012, не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, обязан представить в министерство информацию о том, что договор лизинга от 11.09.2012 не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись условия, указанные в подпункте 1.3.9 пункта 1.9 Порядка субсидирования.
В силу пункта 5.1 договора о предоставлении субсидии, если информация, указанная в пунктах 4.2 - 4.4 договора, не представляется предпринимателем в министерство в течение 30 календарных дней со дня истечения сроков, указанных в этих пунктах, суммы полученных субсидий подлежат возврату в краевой бюджет в течение 10 календарных дней со дня уведомления департамента.
Во исполнение положений приказа министерства от 13.08.2012 N 30 (в редакции приказа от 30.08.2012) "Об установлении сроков и порядка предоставления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным на территории Краснодарского края, имущество которых находилось в зоне подтопления (затопления) на территориях муниципальных образованиях, в которых в 2012 году введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванный наводнением" (далее - приказ от 13.08.2012 N 30) предприниматель представил в министерство отчетную документацию, а именно: копию платежного поручения от 27.11.2012 N 104 о перечислении 685 264 рублей обществу по договору лизинга от 21.11.2012 N 429КД-НРС/01/2012; копию договора купли-продажи от 21.11.2012 N 429КД/2012; копию паспорта транспортного средства; копию акта приема-передачи предмета лизинга в лизинг; копию свидетельства о регистрации транспортного средства 23ХХ N 746334.
При проверке министерством представленных предпринимателем документов выявлено несоответствие данных. Так, в договоре купли-продажи автотранспортного средства от 21.11.2012 N 429КД/2012, в копии свидетельства о регистрации транспортного средства, в акте приема-передачи транспортного средства от 30.11.2012, в платежном поручении от 27.11.2012 N 104 о перечислении предпринимателем лизингодателю 685 264 рублей указан договор лизинга от 21.11.2012, а министерство выдало предпринимателю субсидию на основании договора лизинга от 21.09.2012.
Министерство, ссылаясь на нецелевое использование бюджетных средств, обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1.2 Порядка субсидирования предусмотрено, что субсидии предоставляются на возмещение затрат (части затрат) на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей, кроме легкового автотранспорта.
Для получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляются в уполномоченный орган копия договора финансовой аренды (лизинга) с приложением графика погашения лизинговых платежей, прошитая, пронумерованная, заверенная организацией - лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке (пункт 2.2.1.1 Порядка субсидирования).
В силу пункта 1.9.3 Порядка субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга) при условии, что:
договор финансовой аренды (лизинга) заключен в текущем финансовом году (год выплаты субсидий);
срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет;
в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В пунктах 1.9.5.1, 1.9.5.2 и 1.9.5.3 Порядка субсидирования указано, что условиями предоставления субсидии являются использование суммы субсидии в полном объеме по целевому назначению в течение 15 дней со дня поступления суммы субсидии на расчетный счет субъекта малого и среднего предпринимательства; использование суммы субсидии по безналичному расчету на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка; предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации, подтверждающей использование суммы субсидии по безналичному расчету на цели, указанные в пункте 1.2 Порядка, по форме, в сроки и порядке, которые устанавливаются уполномоченным органом.
В материалы дела представлены договоры лизинга от 21.09.2012 и от 21.11.2012.
В силу положений приказа от 13.08.2012 N 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в министерство копии документов, подтверждающих уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) (платежные поручения, составленные на дату каждого платежа, заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке) (пункт 1.1).
Данные документы предоставляются не позднее 45 дней со дня поступления суммы субсидии на счет субъекта малого и среднего предпринимательства. В срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в пункте 1.3, предоставляются в министерство: копия акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитая, пронумерованная (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенная организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копия договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между продавцом и лизингодателем, заверенная лизингодателем в установленном законодательством порядке; копия технической документации, в том числе, технического паспорта предмета лизинга; копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; копия свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке.
Предприниматель представил в департамент указанные документы, имеющие ссылки на договор лизинга от 21.11.2012.
В случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, в том числе изменения условий договора финансовой аренды (лизинга), указанных в названном Порядке, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого и среднего предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.6 Порядка субсидирования).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт использования предпринимателем перечисленных ему денежных средств в соответствии с целями их предоставления.
Суды первой и апелляционной инстанции оценили представленные доказательства и, выполняя указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 19.09.2014, исследовали договор лизинга от 21.11.2012 N 429КД-НРС/01/2012, проанализировали его условия и условия договора лизинга от 21.09.2012.
При сопоставлении условий договоров лизинга от 21.09.2012 и от 21.11.2012, заключенных обществом и предпринимателем, суды установили, что существенные условия договоров идентичны, а именно: предмет договора - приобретение лизингодателем в собственность предмета лизинга (транспортное средство - MITSUBISHI L200 2.5, 2012 года выпуска) и предоставление его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование на условиях договора лизинга; продавец предмета лизинга - на основании договора купли-продажи ООО "Новокар"; стоимость предмета лизинга - 1 370 802 рубля, авансовый платеж - 685 264 рубля. Изменение суммы договора лизинга (график лизинговых платежей) в сторону ее уменьшения в договоре от 21.11.2012 связано с уменьшением периода внесения лизинговых платежей, при этом стоимость предмета лизинга и авансовый платеж не изменились.
С учетом приведенной оценки доказательств суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Материалами дела подтверждается, что предпринимателем выделенная субсидия использована по целевому назначению в соответствии с пунктами 1.2 и 1.9.5 - 1.9.5.3 в установленные сроки, для покупки транспортного средства. Доказательств использования выделенной субсидии не в целях, предусмотренных порядком субсидирования, заявитель жалобы не представил.
Довод департамента о том, что предпринимателем не исполнена обязанность по представлению договора лизинга от 21.11.2012 и он не может считаться исполнившим обязанности по представлению отчета, надлежит отклонить. Согласно представленным доказательствам (договоры лизинга от 21.09.2012 и от 21.11.2012 N 429КД-НРС/01/2012, договор купли-продажи от 21.11.2012 N 429КД/2012, акт приема-передачи) субсидия выделялась на приобретение индивидуально-определенной вещи - MITSUBISHI L200 2.5, 2012 года выпуска N двигателя 4D56 UCDR5706. Субсидия выдавалась на покупку именно указанного транспортного средства, поэтому непредставление в министерство договора лизинга от 21.11.2012 при условии представления документов, подтверждающих приобретение индивидуально определенной вещи, на которую выделялась субсидия, не является основанием для возврата субсидии и признании ее использования не по целевому назначению.
При рассмотрении спора предприниматель и общество пояснили, что целью подписания договора, датированного 21.11.2012, было не изменение условий договора от 21.09.2012, а предоставление предпринимателю отсрочки уплаты авансового платежа, так как министерством своевременно не было принято решение о предоставлении субсидии на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга). Эти доводы заявитель жалобы не опроверг.
Суды, изучив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что предпринимателем не допущено использование субсидии не по целевому назначению, а департамент не доказал, что допущенные недостатки при сдаче отчетной документации являются основанием для возврата выделенной субсидии.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу N А32-29265/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.