г. Краснодар |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А53-17320/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Мельниковой О.В. (доверенность от 14.07.2012) и Хомяковой В.В. (доверенность от 10.09.2013), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (ИНН 2352034566, ОГРН 1032329061588) - Привалова Д.А. (доверенность от 18.02.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.11.2014 (судья Авдеев В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А53-17320/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с исками к ООО "Мактрен-Нафта" (далее - общество) о взыскании 9 133 423 рублей 12 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Решением от 25.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.02.2015, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что обязанность внесения платы за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от владельца, возложена на общество пунктом 17.4 договора на эксплуатацию пути необщего пользования от 28.03.2012 N 290/7. Материалами дела подтверждена задержка вагонов на путях общего пользования станции Темрюк по причинам, зависящим от общества (невыполнение технологических норм погрузки вагонов). Неблагоприятные погодные условия, препятствующие швартовке судов, не являются обстоятельствами непреодолимой силы применительно к обязанностям грузополучателя как стороны договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, поскольку грузополучатель при должной степени заботливости и осмотрительности не предпринял мер к соблюдению технологических сроков выгрузки (установление со своими контрагентами оптимального количества груза, создание терминальных возможностей для приемки груза).
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального и процессуального права. В силу пункта 17.8 договора от 28.03.2012 N 290/7 и абзаца 10 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами вследствие обстоятельств непреодолимой силы, наличие которых в спорный период подтверждено заключением Темрюкской торгово-промышленной палаты. Суды не приняли во внимание соглашение от 11.03.2014, которым установлен иной срок технологического оборота вагонов. Вывод судов о правомерности применения в расчете платы за задержку вагонов на путях общего пользования коэффициента 3,159, установленного приказом ФСТ России от 27.11.2012 N 301-т/1, противоречит условиям договора от 28.03.2012 N 290/7. Спор рассмотрен с нарушением правил о подсудности. Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В отзыве на жалобу железная дорога просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании, в котором объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 05.05.2015, представители общества и железной дороги поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор от 18.03.2012 N 290/7 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Темрюк СКЖД и договор от 14.05.2009 N 2933/05-09 на организацию расчетов и оплаты провозных платежей, сборов.
В соответствии с договором от 18.03.2012 N 290/7 общество осуществляет погрузку, выгрузку грузов на принадлежащем ему железнодорожном пути необщего пользования.
Согласно пунктам 4 - 7 договора N 290/7 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из свободных железнодорожных путей, дальнейшее продвижение вагонов осуществляется локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки, отстоя вагонов. Количество одновременно сдаваемых владельцу вагонов устанавливается по вместимости выставочного пути. С выставочного пути вагоны подаются локомотивом владельца группами в количестве не более 30 вагонов на путях N 6, 7, 31, 32 и не более 15 вагонов на путях N 38 и 39. Технологический срок оборота вагонов составляет 6 часов (пункт 12 договора).
В пункте 17.4 договора N 290/7 предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, последний вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
С 14 февраля по 6 марта 2014 года в адрес общества на станцию Темрюк прибыли вагоны с пропаном и фракцией пропан-бутановой, которые не являются собственностью перевозчика и которые простаивали на путях общего пользования в ожидании их приема на пути необщего пользования для осуществления разгрузки. По данному факту составлены акты общей формы, согласно которым задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от общества (занятость выставочного пути), поэтому перевозчик начислил ему плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 9 133 423 рублей 12 копеек. Акты общей формы общество подписало с разногласиями.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что факт задержки вагонов на путях общего пользования по вине компании подтвержден актами общей формы, факт нарушения технологических норм погрузки - ведомостями подачи-уборки вагонов.
Доводы общества о неверном определении срока выполнения грузовых операций суды отклонили правильно, поскольку по условиям пункта 12 договора N 290/7 общество обязано соблюдать сроки на грузовые операции, установленные названным договором, изменения, внесенные в договор соглашением от 11.03.2014, которыми согласован иной срок технологического оборота вагонов, неприменимы к спорным правоотношениям в силу статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия условий о распространении его условий на отношения, возникшие до его заключения.
Ссылки общества на погодные условия, препятствующие своевременной разгрузке вагонов, обоснованно отклонены судом. Спорная плата установлена сторонами в договоре в качестве денежного обязательства общества, а не ответственности. Суды всесторонне и полно исследовали обстоятельства задержки и доводы общества о невозможности своевременного исполнения обязательства и признали их необоснованными. Суды установили, что из спорного периода (21 день) только в течение 7 дней согласно заключению Темрюкской торгово-промышленной палаты имели место погодные условия, на которые ссылается общество в обоснование доводов об освобождении его от обязанности по внесению платы на путях общего пользования. Вместе с тем заключенный сторонами договор не предусматривает выгрузку груза непосредственно на борт судна, недостаточность терминальных возможностей является риском общества в осуществлении своей предпринимательской деятельности. Ответчик не обосновал, почему последствия неблагоприятных погодных условий должны возлагаться на железную дорогу, а не на общество. Доводы общества в данной части фактически направлены на переоценку доказательств, которая не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылку общества на несоблюдение железной дорогой претензионного порядка урегулирования спора следует отклонить, поскольку заключенный сторонами договор от 18.03.2012 N 290/7 не содержит согласованной процедуры претензионного (досудебного) порядка рассмотрения спора.
Довод о нарушении судом подсудности несостоятелен. Судебные инстанции установили взаимосвязь договоров от 18.03.2012 N 290/7 и от 14.05.2009 N 2933/05-09. Определение от 21.10.2014 об отказе в удовлетворении ходатайства о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда оставлено без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.11.2014.
Таким образом, суды обоснованно исходили из наличия у железной дороги права на взимание с общества платы за простой вагонов на путях общего пользования.
Железная дорога при расчете платы применила коэффициент 3,159, установленный приказами Федеральной службы по тарифам от 27.11.2012 N 301-т/1 и от 24.12.2013 N 252-т/1. Общество считает, что пункт 17.4 договора от 18.03.2012 не предусматривает применение названного коэффициента.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали данный вопрос и пришли к правомерному выводу о возможности применения к спорным правоотношениям коэффициента 3,159.
В пункте 17.4 договора от 18.03.2012 N 290/7 стороны определили условие о взимании платы за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от общества. Стороны согласовали плату за пользование вагонами в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В порядке пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 6 и 11 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
Согласно пункту 22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
Кроме того, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов (пункт 12 Тарифного руководства N 2).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При заключении договора от 28.03.2012 действовало Тарифное руководство N 2, следовательно, плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, должна исчисляться по правилам Тарифного руководства N 2 с применением индексации.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу N А53-17320/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.