г. Краснодар |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А53-12690/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенного о времени и месте его проведения заявителя -открытого акционерного общества "Центральный рынок" (ИНН 6154061886, ОГРН 1026102578215), при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республики Калмыкия (ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957) - Пушкова И.В. (доверенность от 20.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республики Калмыкия на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А53-12690/2014 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Смотрова Н.Н.), установил следующее.
ОАО "Центральный рынок" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республики Калмыкия (далее -управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2014 N 02/1-34-562/2014 о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде административного штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2014 (судья Паутова Л.Н.) обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 Кодекса, соблюдением административным органом порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2014 отменено, постановление управления от 20.05.2014 N 02/1-34-562/2014 признано незаконным. Как указал суд апелляционной инстанции, нарушение обществом требований ветеринарного законодательства, образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 Кодекса, административным органом не доказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 25.02.2015. Как считает административный орган, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Все выявленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом статей 13, 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ), пунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила), что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 10.8 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного органа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 08.05.2014 управлением 15.05.2014 проведена внеплановая выездная проверка общества по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. Гоголевский, 29-а. В ходе проверки выявлено, что в мясном павильоне между торговыми рядами на полу в районе торговых мест N 26.0.907 и 26.0.908 в картонной коробке совместно с бытовым мусором находятся кости черепа крупного рогатого скота, что является нарушением пунктов 1.2, 1.8 Ветеринарно-санитарных правил и статьи 13 Закона N 271-ФЗ.
По результатам проверки составлены акт от 15.05.2014 N ВП-000402 и протокол об административном правонарушении от 15.05.2014 N 02/1-34-562/2013, а 20.05.2014 принято постановление N 02/1-34-562/2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 Кодекса с назначением наказания в виде 500 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа от 20.05.2014 N 02/1-34-562/2014 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 3 статьи 10.8 Кодекса нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1.2 Ветеринарно-санитарных правил биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Пунктом 1.8 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
Статьей 13 Закона N 271-ФЗ установлены требования по содержанию рынка. Так, содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией. Рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии. На рынке должны обеспечиваться: своевременные уборка и мероприятия по его благоустройству; проведение санитарно-гигиенических, дезинфекционных мероприятий по предупреждению возникновения очагов инфекционных и паразитарных заболеваний или распространения этих заболеваний, а также локализации и ликвидации таких очагов в случае их возникновения; выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности; выполнение иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований. Для нормального функционирования рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 271-ФЗ данный закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Статья 13 Закона N 271-ФЗ устанавливает требования для управляющих организаций по содержанию розничного рынка.
В связи с этим, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, нарушения требований Закона N 271-ФЗ не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного диспозицией части 3 статьи 10.8 Кодекса, которой установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Данный закон не относится к числу ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, за нарушение которых частью 3 статьи 10.8 Кодекса установлена административная ответственность.
Административный орган не указал, в какой части Закон N 271-ФЗ регулирует порядок обращения с биологическими отходами. В связи с чем, неисполнение организацией, управляющей розничным рынком, требований Закона N 271-ФЗ, не образует предусмотренного частью 3 статьи 10.8 Кодекса состава административного правонарушения.
Апелляционный суд также обоснованно считает, что общество в части вмененных ему в вину нарушений не является организацией, на деятельность которой распространяются требования Ветеринарно-санитарных правил. Данные правила согласно пункту 1.1 являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Между тем, в оспариваемом постановлении в качестве нарушения требований пунктов 1.2, 1.8 Ветеринарно-санитарных правил обществу вменено в вину то, что в находящемся на территории управляемого обществом рынка мясном павильоне между торговыми рядами на полу в картонной коробке совместно с бытовым мусором находятся кости черепа крупного рогатого скота. Однако материалами дела не подтверждается факт принадлежности обнаруженных управлением костей крупного рогатого скота обществу. При этом общество не занимается обработкой мяса и костей, равно как и их продажей на территории рынка в качестве продавца. Общество является организацией, управляющей розничным рынком, а на территории общества предпринимательскую деятельность в качестве продавцов осуществляют иные лица, занимающиеся торговлей.
Кроме того, как указал суд апелляционной инстанции, согласно материалам дела общество при заключении договоров аренды торгового места арендаторы предусмотрело обязанность (пункты 3.2.5, 3.2.6 договора о предоставлении торгового места) содержать торговое место в соответствии с санитарными, ветеринарными нормами и правилами техники безопасности, а также соблюдать законодательство, регулирующее торговую деятельность, а также требования санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного законодательства.
Таким образом, обществом приняты меры, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства в рамках его компетенции. Доказательства обратного административным органом не представлены.
Исходя из изложенного, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 10.8 Кодекса, правомерны.
Доводы кассационной жалобы управления не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А53-12690/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.