г. Краснодар |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А32-21494/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399) - Уланова Р.А. (доверенность от 13.03.2015), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньречфот-сервис" (ИНН 2309121163, ОГРН 1102309000970), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2014 по делу N А32-21494/2014 (судьи Погорелов И.А., Бутченко Ю.В., Маркина Т.Г.), установил следующее.
ООО "Кубаньречфлот-сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействующими пункта 3 приказа от 21.12.2011 N 56/2011-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду" в части установления тарифа на передачу тепловой энергии для общества, а также приказа от 07.11.2012 N 36/2012-т "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 21.12.2011 N56/2011-т "Об установлении тарифов на тепловую энергии, горячую воду"" (уточненные требования).
Решением от 17.12.2014 заявление удовлетворено на том основании, что оспариваемые обществом нормативные акты противоречат действующему законодательству и нарушают имущественные права заявителя.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение, ссылаясь на то, что спор не подведомственен арбитражному суду, поскольку на дату обращения общества в арбитражный суд с заявлением отсутствовал федеральный закон, относящий спор к компетенции арбитражного суда. Департамент также полагает, что суд применил Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", не подлежащий применению, и не указал мотивы, по которым отверг доводы департамента и не применил нормативные акты, на которые ссылалось заинтересованное лицо.
Отзыв не поступил.
В судебном заседании представитель департамента повторил доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов 11.06.2014 (согласно почтовому штемпелю на конверте).
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 07.06.2013) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 ""О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - постановление N 58), заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе, и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.
Согласно пункту 2.2 постановления N 58, если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции (пункт 2.5 постановления N 58).
Оспариваемые обществом нормативные правовые акты связаны с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусмотрено обжалование в арбитражный суд нормативных актов регулирующего органа, связанных с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статья 7.1 которого предусматривала рассмотрение споров, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, в арбитражном суде, утратил силу с 01.01.2011 в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"" в редакции Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в силу статьи 1 данного Закона устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса. Отношения по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения названным Законом не регулируются.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество до подачи заявления в арбитражный суд обращалось в суд общей юрисдикции и заявление не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции, в материалах дела отсутствуют.
В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании нормативных актов государственных органов о тарифах в сфере теплоснабжения к компетенции арбитражных судов, спор об оспаривании приказов департамента об установлении тарифов на тепловую энергию и о внесении изменений в приказ об установлении тарифов на тепловую энергии не подведомственен арбитражному суду. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для рассмотрения заявления общества по существу.
В силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение надлежит отменить как принятое с нарушением норм процессуального права. Суд кассационной инстанции, принимая во внимание, что для разрешения спора не требуется установления новых обстоятельств и исследования новых доказательств, вправе, не передавая дела на новое рассмотрение, принять решение по существу спора, прекратив производство по делу.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2014 по делу N А32-21494/2014 отменить, производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.