г. Краснодар |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А32-4366/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Хомяковой А.В. (доверенность от 08.05.2015), Денисовой Д.С. (доверенность от 08.05.2015) и Мельниковой О.В. (доверенность от 08.05.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Скат-Форвард" (ИНН 2315111597, ОГРН 1042309104441) - Майоровой Е.А. (доверенность от 26.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скат-Форвард" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2014 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2015 (судьи Малыхина М.Н., Ломидзе О.Г., Попов А.А.) по делу N А32-4366/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Скат-Форвард" (далее - общество) о взыскании 154 228 рублей 42 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования (уточненные требования).
Решением от 13.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2015, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что обязанность внесения платы за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителя, возложена на общество подпунктом "г" пункта 3.1 соглашения на подачу и уборку вагонов на пути общего пользования от 28.12.2012. Материалами дела подтверждена задержка вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск по причинам, зависящим от общества (невыполнение технологических норм погрузки вагонов).
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявки по форме ГУ-12 являются основанием для перевозки груза, а не на подачу вагонов. Порядок подачи заявок регламентирован в пунктах 2.4 и 2.7 соглашения от 28.12.2012, в соответствие с которым вагоны подаются под погрузку по уведомлению железной дороги владельцу путей необщего пользования. Регулирование приема к перевозке собственных порожних вагонов, следующих под погрузку, в силу пункта 22.1 Правил приема грузов к перевозке, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28, возлагается на перевозчика. Нарушение перевозчиком порядка приема к перевозке порожних вагонов, следующих под погрузку, привели к прибытию на станцию Новороссийск порожних вагонов в избыточном количестве. Акты общей формы составлены с нарушением предъявляемых к ним требований (не подписаны владельцем пути необщего пользования, содержат недостоверную информацию, экземпляры актов неидентичны). Ведомости подачи и уборки вагонов не содержат сведений о составлении актов общей формы о задержке вагонов на путях общего пользования.
В отзыве на жалобу железная дорога просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители общества и железной дороги поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что железная дорога (перевозчик), ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (владелец) и общество (грузоотправитель) заключили соглашение о порядке подачи и уборки вагонов на пути необщего пользования от 28.12.2012, в соответствии с которым перевозчик осуществляет подачу и уборку под погрузку вагонов, прибывших в адрес грузоотправителя, при наличии заявки-соглашения между перевозчиком, грузоотправителем и владельцем.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения грузоотправитель передает перевозчику согласованную владельцем заявку с указанием номеров вагонов либо периода времени подачи, на основании которой вагоны подаются на выставочные пути. Грузоотправитель предоставляет заявку перевозчику до оформления внутристанционной перевозки вагонов на станции Новороссийск и не позднее одних суток с момента приема к перевозке вагонов на других станциях.
Грузоотправитель до 10 часов 00 минут предстоящих суток направляет владельцу на согласование заявку на подачу вагонов на пути необщего пользования под погрузку с указанием рода груза, суточного количества вагонов, станций назначения, условий таможенного оформления. Заявка после согласования владельцем и перевозчиком является основанием для включения вагонов в сменно-суточный план. Подача вагонов под погрузку на выставочные пути производится по уведомлению в соответствии со сменно-суточным планом. Ответственность за задержку вагонов на путях общего и необщего пользования несет грузоотправитель (пункты 2.3 - 2.5 соглашения).
В подпункте "г" пункта 3.1 соглашения общество обязалось вносить перевозчику плату за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при их задержке в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблицах N 9, 10 Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов.
С 11 по 21 февраля.2013 года в адрес общества на станцию Новороссийск прибывали порожние вагоны, не являющиеся собственностью перевозчика. Вагоны простаивали на путях общего пользования в ожидании их приема на пути необщего пользования для осуществления погрузки. По данному факту составлены акты общей формы, согласно которым задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от общества, в связи с чем перевозчик начислил ему плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 154 228 рублей 42 копеек. Часть актов общей формы общество подписало с разногласиями, от подписания других актов общество отказалось.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что факт задержки вагонов на путях общего пользования по вине общества подтвержден актами общей формы, ведомостями подачи-уборки вагонов.
Ссылка общества на вину железной дороги в задержке вагонов на путях общего пользования не подтверждена документально. Из материалов дела следует, что между сторонами сложились самостоятельные правоотношения по перевозке груза (порожние вагоны), в которых общество являлось грузополучателем, и по выполнению железной дорогой заявок по форме ГУ-12, связанных с подачей вагонов на пути необщего пользования под погрузку. Статьей 36 Устава на грузополучателя возложена обязанность принять груз (в данном случае - порожние вагоны) на станции назначения. Вопреки указанной норме и условиям соглашения общество не обеспечило принятие и размещение на путях необщего пользования вагонов в том количестве и в те дни, когда они прибыли в его адрес. Доказательства, с достоверностью подтверждающие, что во время простоя спорных вагонов имелась реальная возможность подать их под погрузку на пути необщего пользования в рамках исполнения заявок общества по форме ГУ-12, не представлены. Поскольку спорные вагоны прибывали в адрес общества в качестве груза, оно обязано было обеспечить своевременную приемку вагонов. Кроме того, действуя добросовестно и осмотрительно, общество должно было самостоятельно урегулировать со своими контрагентами отправку вагонов, согласовав с ними сроки отправки и количество вагонов, отправляемых в его адрес под погрузку.
Таким образом, выводы судебных инстанций об обоснованности начисления железной дорогой обществу спорной платы соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормам материального права и условиям соглашения.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2015 по делу N А32-4366/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.