г. Краснодар |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А32-12135/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549) - Колесовой А.В. (доверенность от 01.12.2014), от заинтересованного лица - Регионального управления по Краснодарскому краю Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - Буднего С.Н. (доверенность от 12.01.2015), в отсутствие в судебном заседании заинтересованных лиц - Отделения Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 35003378085903, 35003378085910, копии определения об отложении судебного разбирательства от 21.04.2015 с отметками о вручении), рассмотрев кассационные жалобы закрытого акционерного общества "Тандер" и Регионального управления по Краснодарскому краю Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2014 (судья Колодкина В.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (судьи Соловьёва М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-12135/2014, установил следующее.
ЗАО "Тандер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному управлению по Краснодарскому краю Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - управление), Отделению Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - отделение) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о возврате необоснованно уплаченного штрафа за совершение административного правонарушения (далее - административный штраф) в размере 800 тыс. рублей и 57 566 рублей 67 копеек процентов, исчисленных с 06.05.2013 по 20.03.2014 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 07.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.01.2015, требование общества удовлетворено в части возврата в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обществу уплаченных 800 тыс. рублей административного штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что управление, осуществляя начисление, учет и взыскание административных штрафов, в рассматриваемом случае является администратором данного вида доходов бюджета, в связи с чем у него возникла обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно уплаченного заявителем штрафа. Возврат перечисленных в доход бюджета денежных средств производится органом федерального казначейства по поручению администратора доходов. Министерство финансов Российской Федерации порядок начисления процентов за несвоевременный возврат административного штрафа не разработало, что препятствует проверке представленного обществом расчета процентов.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на неподведомственность спора арбитражному суду, так как взыскание административного штрафа не связано с осуществлением обществом хозяйственной деятельности в экономической сфере. Общество пропустило установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд. Указывает на наличие вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции о том же предмете и по тем же основаниям, что в силу пункта 2 части 1 статьи 150 Кодекса является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу. Возврат денежных средств по собственной инициативе получателями бюджетных средств не предусмотрен. Судебные инстанции не учли, что к ответственности общество привлек суд.
В отзыве на кассационную жалобу управления общество просит судебные акты в части удовлетворения заявленного требования оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу управления - без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования, принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы считает возможным применение к сложившимся между участниками спора отношениям аналогии закона, в частности, Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), так как бюджетным законодательством не урегулирован порядок начисления процентов за несвоевременный возврат административного штрафа. Отказ в выплате процентов не позволяет обществу компенсировать понесенные убытки. Общество заявило требование о взыскании процентов за нарушение сроков возврата административного штрафа по пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), а не требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В отзыве на кассационную жалобу общества управление просит судебные акты в обжалуемой обществом части оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на жалобы управления и общества инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзывах на них.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что постановлением судьи Лазаревского районного суда г. Сочи от 20.07.2011 общество привлечено к ответственности по статье 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях) в виде взыскания 800 тыс. рублей штрафа.
Решением Краснодарского краевого суда от 16.08.2011 постановление Лазаревского районного суда г. Сочи от 20.07.2011 оставлено без изменений.
В отношении общества 27.07.2011 Лазаревским районным отделом судебных приставов г. Сочи возбуждено исполнительное производство N 12078/11/50/23, в ходе которого общество в добровольном порядке оплатило указанный штраф по платежному поручению от 30.09.2011 N 342308.
Постановлением Краснодарского краевого суда от 06.12.2011 по делу N 44г-3030/11 постановление Лазаревского районного суда г. Сочи от 20.07.2011 отменено, производство по делу в отношении общества прекращено.
С целью возврата ранее оплаченного административного штрафа общество обратилось в Лазаревский районный суд г. Сочи с заявлением о повороте исполнения постановления от 20.07.2011, определением которого от 17.01.2012 обществу отказано в повороте его исполнения. Суд разъяснил, что возврат административного штрафа осуществляется налоговыми органами по требованию о его возврате.
Письмом от 28.01.2013 N 001 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате ранее уплаченного административного штрафа, решением которой от 21.02.2013 N 5135 отказано в его возврате в связи с тем, что он не является налоговым платежом.
Письмом от 05.04.2013 N 336 общество обратилось в управление с заявлением о возврате уплаченного административного штрафа, по результатам рассмотрения которого в письме от 16.05.2013 N 42/7-2603 выражен отказ со ссылкой на то, что административный штраф может возвращаться посредством подачи соответствующего заявления в суд первой инстанции.
Общество также обращалось 07.06.2013 с подобным заявлением N 402 в отделение, письмом которого от 28.06.2013 N 1814/391 сообщено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.
Суд указал, что исчерпав все возможные административные способы возврата уплаченного штрафа, общество обратилось с заявлением о его возврате и взыскании процентов за нарушение сроков его возврата в арбитражный суд.
Ссылаясь на статьи 3.1, 3.2, 3.5, части 3 статьи 31.1, статьи 31.2, части 5 статьи 31.7, части 4 статьи 31.8 Кодекса об административных правонарушениях, пункт 2 статьи 20, пункт 3 статьи 41, пункт 1 статьи 46, пункт 4 статьи 154, пункт 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса, пункт 5 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2004 N 976, Типовое положение о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, утвержденное приказом директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 27.06.2008 N 199, Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, утвержденный Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (Приложение N 6), приказы Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" и от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", судебные инстанции сочли, что управление, осуществляя начисление, учет и взыскание административных штрафов, в рассматриваемом случае является администратором данного вида доходов бюджета, и, соответственно, именно у него возникла обязанность возврата необоснованно уплаченного обществом административного штрафа. Возврат перечисленных в доход бюджета поступлений осуществляется в соответствии с пунктом 2 абзаца 4 статьи 160.1 и пунктом 1 абзаца 2 статьи 166.1 Кодекса органом федерального казначейства на основании поручения администратора доходов.
Однако при рассмотрении дела судебные инстанции сделали не основанный на нормах права вывод о лице, которое должно отвечать по материально-правовому требованию о возврате из бюджета административного штрафа.
Исходя из логического толкования положений, закрепленных в статьях 3.1, 3.2, 3.5 Кодекса об административный правонарушениях административный штраф является одним из видов административного наказания и установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения.
Пунктом 3 статьи 41 Бюджетного кодекса средства, полученные в результате применения мер административной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об обороте наркотических и психотропных средств подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (пункт 1 статьи 46 Бюджетного кодекса).
Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 27.06.2008 N 199 утверждено Типовое положение о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 указанного Типового положения, Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции органов наркоконтроля.
В соответствии с Перечнем главных администраторов доходов федерального бюджета, утвержденным Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (Приложение N 6) Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков является главным администратором доходов федерального бюджета Российской Федерации (код главного администратора - 204) не только по кодам бюджетной классификации 1 14 02014 01 0000 410 и 1 14 02014 01 0000 440, но также и по коду 1 16 12000 01 0000 140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства об обороте наркотических и психотропных веществ), на что указано в Приложении N 6 к Федеральному закону N 357-ФЗ в разделе "Иные доходы федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета, в пределах их компетенции".
Согласно действующим в 2011 году Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н, администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье).
Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", где в Приложении N 1 утвержден перечень кодов видов доходов бюджета, в соответствии с которым денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об обороте наркотических и психотропных средств относятся на код 000 1 16 12000 01 0000 140, и закрепляются за государственными органами, направившими дело на рассмотрение в суд, в случае наложения денежных взысканий (штрафов) судом (мировым судьей).
В силу пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об обороте наркотических и психотропных средств подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 Кодекса.
Администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса).
Администратором доходов бюджета является в том числе орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса).
Возврат перечисленных в доход бюджета поступлений осуществляется в соответствии с пунктом 2 абзаца 4 статьи 160.1 и пунктом 1 абзаца 2 статьи 166.1 Бюджетного кодекса органом Федерального казначейства на основании поручения администратора доходов.
Пунктом 4 статьи 154 Бюджетного кодекса установлено, что органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете (пункт 2 статьи 20 Бюджетного кодекса).
Пунктом 5 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2004 N 976 установлено, что Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления службы, управления (отделы) службы по субъектам Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса следует, что в пределах бюджетных полномочий главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств:
1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;
10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями (пункт 2 статьи 158 Бюджетного кодекса):
1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса):
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
В полномочия последнего входит в том числе представление интересов от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. При этом главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации (пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса): о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.
При таких обстоятельствах лицом, способным отвечать по заявленному материально-правовому требованию по настоящему делу, может являться федеральный орган, в единую централизованную систему которого входит управление, являющийся главным распорядителем бюджетных средств (федеральный орган).
Поскольку такое лицо к участию в рассмотрении дела не привлечено, а у кассационной инстанции отсутствуют указанные полномочия, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для устранения нарушений норм процессуального права, а также обсуждения вопросов о необходимости применения правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 9713/10, уточнения предмета заявленных требований, в том числе в зависимости от уточненных требований.
При новом рассмотрении дела суду также следует учесть, что привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица (ответчика) сочинское отделение Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю является обособленным структурным подразделением Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, правовым статусом юридического лица не обладает.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А32-12135/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.