Решение Верховного Суда РФ от 14 марта 2023 г. N АКПИ23-25
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., Кузьмичева С.И.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников недвижимости "КОНЕВА 16" о признании недействующим абзаца третьего пункта 148 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, ст. 3168 и "Российской газете" 1 июня 2011 г., N 116.
Согласно абзацу третьему пункта 148 1 находящемуся в разделе XV 1 "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами" Правил, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) заключает договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Абзац третий пункта 148 1 Правил действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 г. N 1094, опубликованного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 сентября 2018 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 1 октября 2018 г., N 40, ст. 6122.
Товарищество собственников недвижимости "КОНЕВА 16" (далее также - ТСН "КОНЕВА 16") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 148 1 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит пункту 4 4 части 2 статьи 44, пункту 1 части 1 статьи 157 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает право на самостоятельное решение вопросов по совместному управлению имуществом, поскольку безальтернативно предписывает собственникам нежилых помещений непосредственное заключение договоров по обращению с ТКО, в то время как решение указанного вопроса отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указывает административный истец, ТСН "КОНЕВА 16" для всех собственников помещений многоквартирного дома оборудовано единое место накопления и складирования ТКО, приобретён бункер за счёт взносов собственников. В целях совместного владения и пользования домом ТСН "КОНЕВА 16" приняло на себя обязательства складировать, вести учёт и оплату совокупного объёма отходов, накапливаемых жильцами дома, то есть реализовывать права и обязанности потребителя услуги по обращению с ТКО. Учёт объёма ТКО осуществляется по объёму бункера, установленного на территории жилого дома, и в полном объёме оплачивается региональному оператору по обращению с ТКО. Однако решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2022 г. был удовлетворён иск регионального оператора по обращению с ТКО к одному из собственников нежилых помещений в доме (Конева, 16) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, которая ранее уже была оплачена с расчётного счёта ТСН "КОНЕВА 16" в пользу регионального оператора по обращению с ТКО. Оспариваемое положение истолковано таким образом, что ТСН "КОНЕВА 16" не имеет права производить учёт и оплату совокупного объёма ТКО многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, поскольку собственник нежилого помещения (ООО "Про-Миниралз Инжиниринг") обязан был заключить договор по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. При этом собственники не обращались к региональному оператору по обращению с ТКО в целях заключения отдельных договоров, не оспаривали право ТСН "КОНЕВА 16" на учёт объёма ТКО и расчёты от их имени с региональным оператором по обращению с ТКО, добросовестно вносят плату для последующего её перечисления региональному оператору по обращению с ТКО, решение о заключении договоров непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО не принималось.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Представитель административного истца Распопин В.В. в судебное заседание, о котором извещён надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства Российской Федерации Новицкая Н.А. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова B.C., обсудив доводы административного истца товарищества собственников недвижимости "КОНЕВА 16", выслушав возражения представителя Правительства Российской Федерации Новицкой Н.А., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Частью четвёртой статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации") Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
В редакции закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Правила утверждены во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации Жилищным кодексом Российской Федерации, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом кодексе, и именно на основании такого уполномочия Правительство Российской Федерации непосредственно осуществило правовое регулирование соответствующих жилищных отношений. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдён и не оспаривается административным истцом.
Вопреки доводам административного истца абзац третий пункта 148 1 Правил соответствует действующему законодательству, в том числе пункту 4 4 части 2 статьи 44, пункту 1 части 1 статьи 157 2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Взаимосвязанные положения пункта 1 части 1 статьи 157 2 и пункта 4 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются региональным операторам по обращению с ТКО в соответствии с заключёнными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с ТКО при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении такого договора.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации собственник жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом в состав платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме, входит в том числе плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 153, пункт 3 части 2 и часть 4 статьи 154).
Потребителю предоставляется в том числе коммунальная услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах (подпункт "ж" пункта 4 Правил). Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами регламентирован в разделе XV 1 Правил.
Из содержания оспариваемого абзаца третьего пункта 148 1 Правил, касающегося определения условий предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, следует, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, при этом указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Таким образом, оспариваемая административным истцом норма имеет отсылочный характер к гражданскому законодательству и законодательству в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с абзацем двадцать первым статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твёрдые коммунальные отходы представляют собой отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Статьёй 4 указанного закона закреплено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 24 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1); накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации (пункты 1, 4 и 5 статьи 24 7).
В пункте 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее также - Правила N 1156).
Согласно пункту 2 поименованных правил потребителем является собственник твёрдых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 5 Правил N 1156 определено, что договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I 1 этих правил.
Подпунктом "в" пункта 8 1 Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном разделом I 1 названных правил, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Из анализа вышеприведенных законоположений в их системном единстве следует, что абзац третий пункта 148 1 Правил не исключает возможность заключения собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме договоров на оказание услуг по обращению с ТКО через уполномоченных ими лиц, в частности товарищества собственников недвижимости, а следовательно, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемая норма Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца в упоминаемом им аспекте, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников недвижимости "КОНЕВА 16" о признании недействующим абзаца третьего пункта 148 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья |
О.Н. Нефедов |
Судьи Верховного Суда |
B.C. Кириллов |
|
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
По мнению заявителя, данная норма незаконна. Она безальтернативно обязывает собственников нежилых помещений заключать прямые договоры по обращению с ТКО, в то время как решение такого вопроса относится к компетенции общего собрания собственников в МКД.
ВС РФ счел положение законным.
Норма имеет отсылочный характер. Исходя из законодательства, упомянутый договор заключают потребитель и региональный оператор. При этом потребителем является собственник ТКО или уполномоченное им лицо.
Таким образом, для собственника нежилого помещения в МКД не исключается возможность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО через уполномоченное им лицо, в частности ТСН.
Решение Верховного Суда РФ от 14 марта 2023 г. N АКПИ23-25
Опубликование:
-