Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2023 г. N 33-КАД22-7-К3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, кассационную жалобу Иванова Игоря Валерьевича, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Митридат" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 г. по административному делу N За-117/2021 по административному иску Литвиненко Сергея Викторовича, Литвиненко Ольги Вячеславовны, Карвонен Евгения Николаевича, Веселовой Елены Александровны к администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании не действующим в части Генерального плана Вырицкого городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2014 г. N 328 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Вырицкое городское поселение".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Иванова И.В., его представителя Баулина П.Б., представителя Совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Хомченко М.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения представителя Веселовой Е.А., Литвиненко СВ., Литвиненко О.В., Карвонена Е.Н. - Рыбалко А.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей, что судебные акты подлежат отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2014 г. N 328 утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Вырицкое городское поселение.
Генеральный план опубликован в газете "Гатчинская правда. Официальный вестник" 5 июля 2014 г., N 46 (412).
Пунктом 2.5.2 "Развитие и размещение объектов транспортной инфраструктуры" раздела 2 "Перечень мероприятий по территориальному планированию" Положения о территориальном планировании Генерального плана предусмотрено строительство автодороги с твердым покрытием ст. Слудицы - Клетно с выходом на автомобильную дорогу Мины-Новинка (подъезд к д. Клетно) со строительством мостового перехода через р. Оредеж (6,8 км.), к мероприятиям первой очереди отнесено строительство автодороги с твердым покрытием - подъезд к д. Клетно со строительством мостового перехода через р. Оредеж (0,2 км.).
Литвиненко СВ., Литвиненко О.В., Карвонен Е.Н., Веселова Е.А., являясь жителями д. Борисово и Клетно, обратились в суд с административным иском о признании не действующим Генерального плана, утвержденного решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2014 г. N 328, в части строительства указанной выше автодороги и мостового перехода.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на нарушение процедуры принятия Генерального плана, выразившееся в непроведении публичных слушаний по его проекту в д. Борисово и Клетно. Указывали на то, что жители названных деревень в строительстве данной автодороги не нуждаются, кроме того, дорога приведет к ухудшению экологических показателей населенных пунктов и снижению качества жизни.
апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 г., административный иск удовлетворен. Признан не действующим с даты принятия Генеральный план Вырицкого городского поселения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 г. судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов, как незаконных.
В кассационных жалобах Иванова И.В. и общества с ограниченной ответственностью "Митридат", поданных в Верховный Суд Российской Федерации, содержатся доводы, аналогичные доводам кассационной жалобы администрации Вырицкого городского поселения, и ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов, как незаконных.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 27 февраля 2023 г. кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб об отмене обжалуемых судебных постановлений, Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении и разрешении заявленных исковых требований такие нарушения имели место.
Удовлетворяя административный иск и признавая Генеральный план Вырицкого городского поселения не действующим с момента принятия, суд первой инстанции, с которым согласились вышестоящие суды, руководствовался положениями статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования Вырицкое городское поселение, утвержденным решением Совета депутатов от 25 ноября 2005 г. N 19, пришел к выводу о допущенных нарушениях установленной законом процедуры принятия нормативного правового акта, выразившихся в отсутствии оригиналов протоколов публичных слушаний, проведенных в д. Борисово и Клетно по проекту Генерального плана, отсутствии мотивированного заключения по результатам проведения публичных слушаний с отраженными в нем предложениями участников. Судом также указано, что вопреки положениям части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, публичные слушания отдельно в д. Клетно не проводились, жители данной деревни были приглашены в д. Борисово для участия в публичных слушаниях.
С такими выводами согласиться нельзя.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11). Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12).
В силу положений статьи 28 упомянутого выше кодекса в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (часть 1). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2). Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования (часть 3). В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5). Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 7).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Советом депутатов Вырицкого городского поселения принято решение от 29 мая 2013 г. N 256 о проведении публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки Вырицкого городского поселения Гатчинского района Ленинградской области, которым утвержден график проведения публичных слушаний и дано указание главе администрации в срок до 1 сентября 2013 г. подготовить и направить заключение о результатах проведения публичных слушаний в Совет депутатов.
Проект Генерального плана размещен на официальном сайте Вырицкого городского поселения и организована экспозиция графических материалов проекта Генерального плана в помещении администрации и в МКУ "Вырицкий библиотечный информационный комплекс".
Согласно приложению N 3 к указанному решению проведение публичных слушаний в д. Борисово с приглашением жителей д. Клетно назначено на 19 июня 2013 г.
Решение Совета депутатов от 29 мая 2013 г. N 256 и проект Генерального плана опубликованы в газете "Гатчинская Правда. Официальный вестник" 6 июня 2013 г., N 29 (330).
Заключение по результатам публичных слушаний по проекту Генерального плана опубликовано в газете "Гатчинская Правда. Официальный вестник" 31 декабря 2013 г., N 65 (366).
В заключении по результатам публичных слушаний содержатся сведения о проведении в период с 6 июня 2013 г. по 1 сентября 2013 г. публичных слушаний в поселениях муниципального образования Вырицкое городское поселение.
19 июня 2013 г. в 13 часов публичные слушания проведены в д. Борисово с приглашением жителей д. Клетно, в процессе которых заслушаны доклады разработчиков проекта Генерального плана и главного архитектора администрации Вырицкого городского поселения, предложения и замечания участников слушаний с составлением соответствующих протоколов. По результатам проведения слушаний сделано следующее заключение: считать состоявшимися публичные слушания, процедура проведения публичных слушаний осуществлена в соответствии с действующим законодательством, внести изменения в проекты по предложениям от участников публичных слушаний, после внесения изменений рекомендовать проекты к утверждению.
Материалы дела содержат копию протокола публичных слушаний, из которого следует, что 19 июня 2013 г. в 13 часов в д. Борисово и Клетно состоялись публичные слушания с регистрацией 20 участников - жителей данных деревень. В ходе слушаний участникам доложены цель разработки и состав Генерального плана, процедура его согласования, основные планировочные изменения территории, прилегающей к деревням, проект Правил землепользования и застройки.
В приложении к копии протокола представлены: копия списка присутствовавших лиц с указанием их фамилии, имени, отчества и подписи, даты - 19 июня 2013 г., места - д. Борисово, Клетно; копия списка предложений по Генеральному плану.
При таких обстоятельствах выводы судов сводящиеся к нарушению процедуры принятия нормативного правового акта нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2023 г. N 33-КАД22-7-К3
Опубликование:
-