Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается исключить из статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) преюдициальную силу постановлений, принятых в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Вопрос о конституционности положений статьи 90 УПК ранее являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 21 декабря 2011 г. N 30-П).
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
При этом закрепление в процессуальном законе преюдициального значения обстоятельств по ранее рассмотренному делу не означает предопределенности окончательных выводов суда по уголовному делу ранее состоявшимся судебным решением, принятым в другом виде судопроизводства в иных правовых процедурах.
Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 2-П, фактические обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам об административных правонарушениях, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности лица, в отношении которого они были вынесены, в совершении предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации преступления, которая должна устанавливаться судом в предусмотренных уголовно-процессуальным законом процедурах на основе всей совокупности доказательств, включая не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях.
Таким образом, преюдиция не исключает свободу оценки доказательств в уголовном судопроизводстве, а также допустимость их проверки, в том числе с учетом неисследованных в другом судопроизводстве данных. Административная преюдиция не предрешает вопрос о виновности лица, а подтверждает факт привлечения лица к административной ответственности.
Закрепление в УПК возможности вынесения процессуальных решений, не соответствующих вступившим в силу постановлениям судьи, принятым в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, не отмененным и не измененным в установленном порядке, будет противоречить конституционному принципу осуществления правосудия только судом и обязательности судебных решений (статья 118 Конституции Российской Федерации и статья 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Исполняющий обязанности |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 января 2020 г. N 272п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 791911-7 "О внесении изменения в статью 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Коломейцевым, И.И. Мельниковым, Ю.П. Синельщиковым"
Опубликование:
-