г. Краснодар |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А32-16481/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Исаева М.Р. (доверенность от 04.08.2014), в отсутствие представителей заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Деренченко Александра Владимировича (ИНН 230608507092, ОГРНИП 313236105100014), заинтересованного лица - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Назаренко Николая Григорьевича (ИНН 230601093780, ОГРНИП 309236118700050), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Соловьева М.В.) по делу N А32-16481/2014, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Деренченко Александр Владимирович (далее - глава хозяйства-1) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Назаренко Николаю Григорьевичу (далее - глава хозяйства-2) о признании незаконным приказа от 24.10.2013 N 1731 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 527 207 кв. м с кадастровым номером 23:42:0701001:80, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Широчанский сельский округ, секция 2-122, контур 5, (далее - земельный участок) для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, недействительным договора от 24.10.2013 N 0000003200 аренды земельного участка (далее - договор аренды; с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015, заявленные требования удовлетворены по мотивам распоряжения департаментом земельным участком в условиях признанного в рамках дела N А32-27120/2013 незаконным отказа департамента в предоставлении земельного участка в аренду главе хозяйства-1, заведомой неисполнимости судебного акта по делу N А32-27120/2013 в части понуждения к предоставлению земельного участка в аренду главе хозяйства-1.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая, что заявления глав хозяйств-1, -2 не могли быть признаны конкурирующими, периоды рассмотрения данных заявлений в департаменте не пересекались, учет предыдущих заявлений создает неопределенность в правовом положении глав хозяйств, реализующих свое право на предоставление земельного участка, суды не привели нормы права, нарушенные при предоставлении земельного участка в аренду главе хозяйства-2.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства-1 просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что глава хозяйства-1 обратился в департамент с заявлением от 23.07.2013 о предоставлении земельного участка в аренду на 10 лет для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В обоснование размера земельного участка указаны число членов крестьянского (фермерского) хозяйства, виды деятельности хозяйства, к заявлению приложены соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, копии свидетельства о государственной регистрации главы хозяйства-1 и его паспорта гражданина Российской Федерации.
Письмом от 31.07.2013 N 52-2400-ж/13-11-05 департамент сообщил главе хозяйства-1 о том, что к компетенции органов местного самоуправления относится организация и осуществление мероприятий, направленных на обеспечение населения земельными участками сельскохозяйственного назначения. На территории муниципального образования Ейский район имеются земли сельскохозяйственного назначения, не являющиеся собственностью Краснодарского края. На территории края осуществляются федеральные и краевые программы, необходимым условием реализации которых является наличие свободных от прав третьих лиц земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края как резерва, достаточного как для размещения объектов федерального и краевого значения, так и для компенсации землепользователям в случае необходимости прекращения их прав на земельные участки. Рассмотрение вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка возможно после реализации указанных программ.
Расценив названный ответ как решение об отказе в удовлетворении заявления, глава хозяйства-1 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании такого решения незаконным, понуждении департамента к принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду на 10 лет для сельскохозяйственного производства и направлению главе хозяйства-1 проекта договора аренды. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2013 по делу N А32-27120/2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014, названные требования удовлетворены. Суды заключили о соответствии заявления главы хозяйства-1 о предоставлении земельного участка в аренду и приложенного к нему пакета документов нормативным требованиям, отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду заявителю, недоказанности наличия правопритязаний третьих лиц в отношении земельного участка. Не согласившись с указанными судебными актами, департамент подал кассационную жалобу от 08.05.2014, в которой указал на издание приказа от 24.10.2013 N 1731, заключение с главой хозяйства-2 договора аренды земельного участка и неисполнимость решения Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2013 по делу N А32-27120/2013. Определением от 27.06.2014 Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа приостановил производство по кассационной жалобе департамента на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу N А32-27120/2013 до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
На основании заявления главы хозяйства-2 от 02.08.2013 департаментом издан приказ от 24.10.2013 N 1731 о предоставлении заявителю земельного участка в аренду для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, послуживший основанием заключения с главой хозяйства-2 договора аренды на 49 лет. Государственная регистрация договора аренды осуществлена 12.11.2013 под регистрационным N 23-23-20/2011/2013-674 (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.06.2014 N 20/062/2014-402).
Считая приказ департамента от 24.10.2013 N 1731 незаконным, а заключенный с главой хозяйства-2 договор аренды недействительным, глава хозяйства-1 обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 6/8) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. Требование о признании оспоримой сделки недействительной, в силу статьи 166 Гражданского кодекса, может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в действовавшей в спорный период редакции; далее - Земельный кодекс) устанавливалось, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В заявлении должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда), условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно), срок аренды участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков, их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
Законом N 74-ФЗ не определен порядок предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса.
Системное толкование вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что при наличии конкурирующих заявлений лиц, намеревающихся вести (расширять) крестьянское (фермерское) хозяйство, предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в соответствующих целях осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), чем обеспечивается соблюдение провозглашенного статьей 1 Земельного кодекса принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Иное толкование привело бы к установлению необоснованного приоритета прав на использование находящиеся в публичной собственности земель одних землепользователей по отношению к другим и противоречию вышеприведенному принципу (аналогичный подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222).
Издание департаментом приказа от 24.10.2013 N 1731 и заключение с главой хозяйства-2 договора аренды без проведения торгов в условиях наличия конкурирующих заявлений о предоставлении земельного участка в аренду в целях ведения (расширения) крестьянского (фермерского) хозяйства и судебного оспаривания главой хозяйства-1 решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка в аренду привело к нарушению вышеприведенных нормативных положений, посягательству на публичный интерес, в рассматриваемом случае заключающийся в соблюдении установленного статьей 1 Земельного кодекса принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также на права и охраняемые законом интересы главы хозяйства-1 как претендента на использование земельного участка. Охраняемый законом интерес в признании договора аренды недействительным заключается в освобождении прав на земельный участок от обременения в виде аренды в пользу главы хозяйства-2 и обеспечении возможности участия в торгах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В этой связи, выводы о незаконности приказа департамента от 24.10.2013 N 1731 и недействительности (ничтожности) заключенного с главой хозяйства-2 договора аренды земельного участка не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 по делу N А32-16481/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Издание департаментом приказа от 24.10.2013 N 1731 и заключение с главой хозяйства-2 договора аренды без проведения торгов в условиях наличия конкурирующих заявлений о предоставлении земельного участка в аренду в целях ведения (расширения) крестьянского (фермерского) хозяйства и судебного оспаривания главой хозяйства-1 решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка в аренду привело к нарушению вышеприведенных нормативных положений, посягательству на публичный интерес, в рассматриваемом случае заключающийся в соблюдении установленного статьей 1 Земельного кодекса принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также на права и охраняемые законом интересы главы хозяйства-1 как претендента на использование земельного участка. Охраняемый законом интерес в признании договора аренды недействительным заключается в освобождении прав на земельный участок от обременения в виде аренды в пользу главы хозяйства-2 и обеспечении возможности участия в торгах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В этой связи, выводы о незаконности приказа департамента от 24.10.2013 N 1731 и недействительности (ничтожности) заключенного с главой хозяйства-2 договора аренды земельного участка не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2015 г. N Ф08-1880/15 по делу N А32-16481/2014