г. Краснодар |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А32-24394/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Афониной Е.И. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Невструевой О.С. (доверенность от 26.12.2014), в отсутствие заявителя - зарытого акционерного общества "МПМК "Северская-1"" (ИНН 2348017247, ОГРН 1022304546241), третьих лиц - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2014 (судья Шепель А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А32-24394/2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.), установил следующее.
ЗАО "МПМК "Северская-1"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), выразившихся в отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание (гараж на 8 автомашин), 1985 года постройки, кадастровый номер 23:26:0104036:43, расположенное по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Южная, 1 (далее - гараж); возложении обязанности на управление зарегистрировать за обществом право собственности на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Решением суда первой инстанции от 20.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2015, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что управление не доказало правомерность оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Представленный на государственную регистрацию Приказ Краснодарского Агропромышленного комитета от 24.02.1986 N 29 "Об изменении структуры объединения "Краснодарагропромстрой" не является правоустанавливающим документом. Кроме того, в кадастровом паспорте объекта недвижимости, представленного на государственную регистрацию права собственности, отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества - гараж.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 06.05.2014 общество обратилось в управление с заявлением осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание (гараж на 8 автомашин), 1985 года постройки, кадастровый номер 23:26:0104036:43, расположенное по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Южная, 1.
12 мая 2014 года государственная регистрация права собственности приостановлена до 12.06.2014, так как у регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации. В частности указывалось, что обществом не представлен правоустанавливающий документ.
16 июня 2014 года управление приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, поскольку в установленный срок заявитель не представил регистрирующему органу документы, необходимые для возобновления государственной регистрации, не устранил причины, препятствующие регистрации.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконными действий государственных органов вправе обратиться лицо, которое полагает, что действия органа не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона N 122-ФЗ, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
По смыслу Закона N 122-ФЗ регистрирующий орган, рассматривая заявление о регистрации перехода права собственности, должен проверять в пределах своей компетенции и запрашивать только те документы, которые влияют на переход этих вещных права от одного субъекта гражданских прав другому.
В абзаце 4 пункта 11 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Представленный в регистрирующий орган Приказ Краснодарского Агропромышленного комитета от 24.02.1986 N 29 "Об изменении структуры объединения "Краснодарагропромстрой" и приложения к нему N 2А, N 3А, N 4А подтверждает факт того, что правопредшественник общества входит в состав агропромышленного комплекса. В соответствии с актом согласительной комиссии по определению стоимости государственной доли собственности кооперативно-государственного предприятия "Кубаньагростройпромсоюз" от 13.07.1993, в составе имущества кооперативно-государственного предприятия "МПМК "Северская-1"" доли государственного имущества не имеется. Имущество, стоимостью 1 206 тыс. рублей, образующее уставный капитал является кооперативной собственностью. Таким образом, уставный капитал акционерного общества при преобразовании был сформирован за счет имущества преобразованного государственно-кооперативного предприятия "МПМК "Северская-1"" стоимостью 1 206 тыс. рублей. Из акта оценки стоимости зданий и сооружений "МПМК "Северская-1"", составленного по состоянию на 1992 год следует, что предприятие владело имуществом общей остаточной стоимостью 870 006 рублей. Среди перечисленного имущества в акте 1992 года содержится объект недвижимости под названием "гараж на 8 а/маш. 1985 года постройки".
Технический паспорт и кадастровый паспорт позволяют идентифицировать объект недвижимости, право собственности на которое просит зарегистрировать общество. Указанный объект имеет то же название и тот же год ввода в эксплуатацию (постройки), расположен по тому же адресу, что и правопредшественник заявителя и сам заявитель (Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Южная, 1), расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0104036:9, который на основании договора аренды земельного участка от 17.06.2005 N 2600001591 находится в аренде у общества.
Таким образом, суды, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно пришли к выводу о том, что общество выполнило обязанность по представлению документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Переоценка установленных фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А32-24394/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце 4 пункта 11 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2015 г. N Ф08-2332/15 по делу N А32-24394/2014