город Ростов-на-Дону |
|
21 января 2015 г. |
дело N А32-24394/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от закрытого акционерного общества МПМК "Северская-1": представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2014 по делу N А32-24394/2014, принятое судьёй Шепель А.А., по заявлению закрытого акционерного общества МПМК "Северская-1" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьих лиц Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконным отказа, обязании,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО МПМК "Северская-1", ст. Северская обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар, в котором просит суд:
1. Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: нежилое здание (гараж на 8 автомашин), 1985 года постройки, кадастровый номер 23:26:0104036:43, расположенное по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Южная, 1.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать за ЗАО МПМК "Северская-1" право собственности на объект недвижимости: нежилое здание (гараж на 8 автомашин), 1985 года постройки, кадастровый номер 23:26:0104036:43, расположенное по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Южная, 1.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что заинтересованное лицо не доказало правомерность оспариваемого отказа в регистрации права собственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от ЗАО МПМК "Северская-1" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
ЗАО МПМК "Северская-1", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае представителей в судебное заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей ЗАО МПМК "Северская-1", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о регистрации права собственности на нежилое здание (гараж на 8 автомашин), 1985 года постройки, кадастровый номер 23:26:0104036:43, расположенное по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Южная, 1.
Сообщением от 13.06.2014 г. N 17/036/2014-202 заинтересованное лицо в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект отказало заявителю. Отказы мотивированы тем, что не представлен правоустанавливающий документ, а представленные документы не содержат сведений о принадлежности объекта недвижимости заявителю.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для признания арбитражным судом действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу статей 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 20 названного Закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного Закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Пунктом 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, а регистрирующий орган были представлены Приказ Краснодарского агропромышленного комитета от 24.02.1986 года N 29 "Об изменении структуры объединения "Краснодарагропромстрой" и приложениями к нему N 2А, N ЗА, N 4А., который подтверждает вхождение правопредшественника (Межхозяйственной передвижной механизированной колонны "Северская-1" акционерное общество закрытого типа) заявителя в состав агропромышленного комплекса.
В соответствии с данным актом перед реорганизацией кооперативно-государственного предприятия обязательным являлось создание согласительной комиссии, определявшей долю государственной собственности такого предприятия.
В соответствии с актом согласительной комиссии от 13.07.1993 года, подписанным Краснодарским краевым советом колхозов, союзом агростроительных промышленных формирований Краснодарского края "Кубаньагростройпромсоюз" и Комитетом по управлению государственным имуществом, в составе имущества кооперативно-государственного предприятия "МПМК "Северская-1" доли государственного имущества не имеется.
Имущество, стоимостью 1 206 тысяч рублей, образующее уставный капитал, является кооперативной собственностью.
Действовавшая на момент составления акта согласительной комиссии от 13.07.1993 года статья 93 ГК РСФСР, предусматривала три вида социалистической собственности: государственную, собственность общественных организаций и колхозно-кооперативную собственность.
В соответствии со статьей 99 ГК РСФСР колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).
Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам.
Таким образом, из статей 93, 99 ГК РСФСР следует, что кооперативной собственностью является собственность самих кооперативных организаций.
Следовательно, имущество, стоимостью 1206 тысяч рублей на момент преобразования правопредшественника заявителя являлось его собственностью и не находилось в собственности государства, что исключает применение положений Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" к отношениям, связанным с преобразованием кооперативно-государственного предприятия МПМК "Севераская-1".
Перечисленные документы позволяют определить, что уставный капитал акционерного общества при преобразовании был сформирован за счет имущества преобразованного государственно-кооперативного предприятия МПМК "Северская-1" стоимостью 1 206 тысяч рублей.
Из акта оценки общей стоимости основных средств, составленного на 1 апреля 1993 года перед составлением акта согласительной комиссии, следует, что остаточная стоимость основных средств МПМК "Северская-1" составляет 1206 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992 года N 6, в состав оцениваемого имущества включаются основные средства, в том числе здания и сооружения.
Следовательно, при преобразовании государственно-кооперативного предприятия в акционерное общество уставный капитал последнего был сформирован из основных средств государственно-кооперативного предприятия.
Из акта оценки стоимости зданий и сооружений МПМК "Северская-1" по состоянию на 1992 год следует, что предприятие владело двадцатью тремя зданиями, десятью сооружениями и отдельно обозначенной внутриплощадочной сетью канализации общей остаточной стоимостью 870 006 рублей.
Перечисленные документы определяют общую стоимость основных средств, формирующих уставный капитал акционерного общества, и позволяют определить перечень зданий и сооружений, формирующих часть этих основных средств, в том числе и спорный объект недвижимости гараж на 8 автомашин, кад. N 23:26:0104036:43, 1985 года, пл. 503,2 кв.м., литер И.
Среди перечисленных объектов недвижимого имущества в акте 1992 года содержится основное средство под названием "гараж на 8 а/маш. 1985 года постройки".
Спорный объект согласно техническому и кадастровому паспорту имеет то же название и тот же год ввода в эксплуатацию (постройки), расположен по тому же адресу, что и правопредшественник заявителя и сам заявитель - в Северском районе Краснодарского края, станице Северской, на улице Южной, 1.
Данный объект недвижимости расположенный на одном земельном участке (кад. N 23:26:0104036:9), который находится в аренде у ЗАО МПМК "Северская - 1" на основании договора аренды земельного участка N 2600001591 от 17.06.2005.
В соответствии с абзацем 4 пункта 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов, необходимых для государственной регистрации.
Заинтересованное лицо в порядке статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало правомерность оспариваемого отказа в регистрации права собственности.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно и обоснованно сделан вывод, что отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не соответствует Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2014 по делу N А32-24394/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24394/2014
Истец: ЗАО МПМК "Северная-1", ЗАО МПМК "СЕВЕРСКАЯ-1"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент имущ отношений КК, департамент имущественных отношений Краснодарского края, Терриоориальное управ-е Федерального агентства по управ-ю гос.имущ., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, УФС ГРКК по КК