Уголовная ответственность за налоговые преступления
На рассмотрении в Государственной Думе РФ в настоящее время находятся два законопроекта, касающиеся ответственности за налоговые преступления. Внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) предложили и Правительство РФ, и депутат Государственной Думы Георгий Боос.
Это связано с тем, что принимаемые в настоящее время уголовно-правовые меры борьбы с налоговой преступностью зачастую оказываются малоэффективными.
На сегодняшний день в УК РФ налоговым преступлениям посвящены статьи 198 и 199. Статья 198 предусматривает ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенного в крупном размере. За такое преступление физическое лицо может понести наказание в виде штрафа в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ); в виде ареста на срок от четырех до шести месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет, а при сокрытии доходов (расходов) в особо крупном размере при отягчающих обстоятельствах - на срок до пяти лет.
Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает двести МРОТ, а в особо крупном - пятьсот МРОТ (согласно Федеральному закону от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" порядок исчисления штрафов и иных платежей с 1 января 2001 г. производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.).
Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность организаций за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенного в крупном размере.
Такое преступление наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет; арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет, а за неоднократное совершение данного преступления - лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Уклонение признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу МРОТ.
В настоящее время налоговые статьи УК РФ не соответствуют изменившимся нормам налогового законодательства. Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации" необходим прежде всего для приведения указанных статей в соответствие с Налоговым кодексом РФ.
Георгий Боос, автор депутатских поправок, внес свой законопроект в Государственную Думу еще в декабре 2001 г. Депутаты уже приняли документ в первом чтении и предложили внести три изменения в вышеуказанные статьи.
Предлагается изменить сумму задолженности по налогам, достаточную для того, чтобы подпасть под действие УК РФ. Законопроект предлагает считать нарушителями тех граждан, кто утаил как минимум 50% от суммы задекларированных налогов (но не менее чем 20 тыс. руб.). За это их могут привлечь к уголовной ответственности в виде лишения свободы на два года. На пять лет предлагается лишать свободы тех, кто не перечисляет налоги в 100-процентном размере (но не менее чем 50 тыс. руб.)
Аналогично обстоят дела и с организациями. Привлечь к уголовной ответственности директора или главного бухгалтера можно будет, если фирма не заплатит более половины положенных налогов (но не менее 100 тыс. руб.). Уклонение будет считаться особо крупным, если государству не перечислено 100% налоговых платежей (но не менее чем 500 тыс. руб.)
Напомним, что по ныне действующим налоговым статьям в УК РФ под уклонением подразумевается непредставление деклараций или включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных. По мнению авторов законопроекта, сокрытие объектов налогообложения тоже должно считаться уклонением от уплаты налогов.
Существует и второй проект изменений в статьи 198, 199 УК РФ, внесенный Правительством РФ по предложению ФСНП России.
В правительственном законопроекте, в частности, из статей 198, 199 УК РФ также исключается упоминание страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, но предлагается предусматривать уголовную ответственность за неуплату наряду с налогами и сборов.
В то же время ст.198 УК РФ предусматривает уголовную ответственность для физических лиц лишь за неуплату подоходного налога, хотя в настоящее время согласно НК РФ физические лица являются плательщиками таких налогов, как НДС, акцизы, налог с продаж, налог на имущество физических лиц.
Наряду с имеющимся в УК РФ перечислением возможных способов совершения преступления, таких как уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача деклараций является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах и уклонение от уплаты налогов организацией путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, новый законопроект в качестве важнейшего признака налоговых преступлений определяет обман или оставление в неведении налоговых органов.
Действующая редакция статей 198, 199 УК РФ предусматривает освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, вследствие их деятельного раскаяния и возмещения причиненного ущерба. Под деятельным раскаянием согласно ст.75 УК РФ понимается добровольная явка с повинной, содействие раскрытию преступления, возмещение причиненного в результате преступления ущерба или вреда. Это противоречит принципу неотвратимости наказания, поскольку позволяет избежать уголовной ответственности в случае погашения имеющейся недоимки при отсутствии деятельного раскаяния.
В связи с этим в законопроекте ограничены основания для освобождения от уголовной ответственности. Так, лица, совершившие преступления средней тяжести (часть вторая ст.198 УК РФ) и тяжкие преступления (часть вторая ст.199 УК РФ), воспользоваться освобождением от наказания за совершение налогового преступления уже не смогут.
В предложенном законопроекте уголовная ответственность предусматривается не только за уклонение от уплаты налогов, но и за уклонение от перечисления налогов и сборов. Такого положения нет в действующем УК РФ. В результате предложения ФСНП России расширяется круг субъектов преступлений и в него будут входить предприниматели и руководители организаций - налоговых агентов. Организации, которые должны удерживать налоги с других предприятий и перечислять их в бюджет, подпадут под уголовную ответственность, если не будут выполнять свои обязанности. В настоящее время согласно ст.123 НК РФ их могут только оштрафовать на 20% от не перечисленных в бюджет сумм.
Самым интересным, на наш взгляд, является предложение ФСНП указать в ст.199 УК РФ конкретного виновника того, что предприятие не платит налоги. Таковым законодатели считают "лицо, ответственное за организацию и (или) ведение бухгалтерского учета".
В качестве дополнительного наказания в части второй ст.199 УК РФ проектом Федерального закона N 215966-3 "О внесении изменений в статьи 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации" предлагается наряду с лишением свободы применять конфискацию имущества.
О. Сапина,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".