г. Краснодар |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А32-18955/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Кельяченко Дмитрия Евгеньевича (ИНН 230308925719, ОГРНИП 308230320400016) - Киселёвой Г.И. (доверенность от 01.12.2014), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 10223014412398) - Гришко Н.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Кельяченко Дмитрия Евгеньевича и Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2014 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (судьи Соловьёва М.В., Смотрова Н.Н., Сулименко О.А.) по делу N А32-18955/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кельяченко Д.Е. (далее - предприниматель, декларант) обратился в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о взыскании 18 565 423 рублей 17 копеек процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда от 20.08.2014 требование удовлетворено, с таможни также взыскано 233 тыс. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2015 принят отказ предпринимателя от заявленных требований в части взыскания с таможни 264 870 рублей 07 копеек процентов за нарушение срока возврата таможенных платежей. Производство по делу в указанной части прекращено. Решение суда от 20.08.2014 изменено. Суд апелляционной инстанции взыскал с таможни 16 623 126 рублей 87 копеек процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей, а также 106 115 рублей 63 копеек государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы незаконностью взыскания с предпринимателя таможенных платежей, подлежащих возврату с процентами согласно части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). Суд апелляционной инстанции произвел перерасчет процентов с учетом даты поступления в таможню заявления предпринимателя о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13.
В кассационной жалобе предприниматель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что срок просрочки необходимо исчислять с 22.09.2012 - момента истечения месячного срока с даты, указанной предпринимателем в заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а не с истечения месячного срока с даты получения этого заявления таможней (05.11.2012). Отметка таможенного органа о принятии заявления 04.10.2012 не соответствует установленной форме. Кроме того, дата поступления этого заявления в таможенный орган не имеет правового значения, поскольку проценты подлежат начислению со дня неправомерного взыскания их таможней. Указывает, что декларант принял решение о сокращении периода начисления процентов, заявив требование о взыскании процентов не со дня, следующего за днем взыскания. Считает, что с таможни подлежит взысканию 18 300 553 рубля 10 копеек.
Отзыв таможенного органа на жалобу предпринимателя не поступил.
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что обращение предпринимателя от 21.08.2012, поступившее в таможню 04.10.2012, не соответствовало требованиям пункта 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, в связи с чем ему отказано в удовлетворении обращения письмом от 23.10.2012. Возврат денежных средств предпринимателю произведен в установленный пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячный срок.
Отзыв на жалобу таможни от предпринимателя не поступил.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель таможни заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с истребованием арбитражного дела N А32-16837/2014 со сходными обстоятельствами и правоприменительной ситуацией Верховным Судом Российской Федерации, которое кассационная инстанция считает необоснованным и подлежащим отклонению как в силу противоречия статьям 143, 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так и необоснованного затягивания рассмотрения жалобы и необоснованной судебной волокиты.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба предпринимателя подлежит удовлетворению, а таможенного органа - отклонению, по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-32621/2012 бездействие таможни, выразившееся в невозврате предпринимателю излишне уплаченных таможенных платежей, признано незаконным. Суд обязал таможню произвести возврат предпринимателю 169 128 926 рублей 20 копеек излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10309140/030411/0000303, 10309140/070411/0000328, 10309140/150411/0000366, 10309140/200411/0000385, 10309140/260411/0000407, 10309140/280411/0000414, 10309140/290411/0000419, 10309140/020511/0000421, 10309140/090511/0000436, 10309140/170511/0000458, 10309140/190511/0000464, 10309140/230511/0000472, 10309140/290511/0000491, 10309140/040611/0000524, 10309140/090611/0000542, 10309140/120611/0000549, 10309140/190611/0000581, 10309140/210711/0000684, 10309140/281211/0001271, 10309140/161011/0000956, 10309140/171011/0000959, 10309140/231011/0000972, 10309140/241011/0000976, 10309140/301011/0001009, 10309140/031111/0001035, 10309140/031111/0001033, 10309140/061111/0001039, 10309140/131111/0001061, 10309140/161111/0001072, 10309140/201111/0001082, 10309140/211111/0001090, 10309140/211111/0001093, 10309140/221111/0001096, 10309140/241111/0001103, 10309140/251111/0001111, 10309140/271111/0001117, 10309140/011211/0001139, 10309140/031211/0001148, 10309140/061211/0001158, 10309140/091211/0001171, 10309140/121211/0001186, 10309140/151211/0001201, 10309140/171211/0001208, 10309140/191211/0001213, 10309140/211211/0001229, 10309140/251211/0001247, 10309140/271211/0001253, 10309140/281211/0001268, 10309140/271211/0001261, 10309140/251111/0001109, 10309140/251111/0001112, 10309140/091211/0001170, 10309140/121211/0001185, 10309140/151211/0001198, 10309140/171211/0001209, 10309140/191211/0001215, 10309140/221211/0001234, 10309140/251211/0001248, 10309140/271211/0001256, 10309140/281211/0001267, 10309140/281211/0001270, 10309140/271211/0001260, 10309140/020112/0000001, 10309140/070112/0000007, 10309140/130112/0000025, 10309140/190112/0000044, 10309140/290112/0000062, 10309140/020112/0000002, 10309140/070112/0000008, 10309140/130112/0000026, 10309140/190112/0000041, 10309140/290112/0000060, 10309140/300112/0000063, 10309140/030112/0000005, 10309140/130112/0000027, 10309140/100312/0000157, 10309140/180312/0000181, 10309140/210312/0000195, 10309140/240312/0000212, 10309140/270312/0000226, 10309140/280312/0000234, 10309140/310312/0000249, 10309140/100312/0000156, 10309140/180312/0000180, 10309140/210312/0000196, 10309140/240312/0000213, 10309140/270312/0000227, 10309140/280312/0000235, 10309140/310312/0000250, 10309140/190312/0000183, 10309140/020412/0000256, 10309140/100412/0000288, 10309140/060412/0000278, 10309140/100412/0000287, 10309140/060412/0000274, 10309140/100412/0000289, 10309140/110412/0000297, 10309140/120412/0000302, 10309140/150412/0000315, 10309140/230412/0000348, 10309140/260412/0000358, 10309140/280412/0000370, 10309140/010512/0000381, 10309140/030512/0000386, 10309140/050512/0000392, 10309140/110512/0000405, 10309140/180512/0000434, 10309140/200512/0000439, 10309140/210512/0000443, 10309140/230512/0000450, 10309140/260512/0000458, 10309140/300512/0000469, 10309140/020612/0000480, 10309140/060612/0000496, 10309140/060612/0000493, 10309140/080612/0000504, 10309140/120612/0000515, 10309140/160612/0000530 (далее - спорные ДТ).
Первоначально предприниматель обратился в таможенный орган с обращением от 21.08.2012 (поступило в таможню 04.10.2012), в котором просил таможню провести корректировку таможенной стоимости товаров после выпуска товара и возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины в соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) и статьей 147 Закона N 311-ФЗ.
Письмом от 23.10.2012 N 07.1-04/21299 таможенный орган отказал в удовлетворении обращения предпринимателя в части проведения корректировки таможенной стоимости товаров после выпуска товаров с применением первого метода, сославшись на то, что он не подтвердил документально цену сделки.
Доказательства рассмотрения таможней заявления декларанта в части возврата излишне уплаченных таможенных пошлин по спорным ДТ в материалах дела отсутствуют. Такое поведение таможенного органа судебные инстанции обоснованно расценили как отказ в производстве возврата истребуемой предпринимателем таможенных платежей.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель после вступления в законную силу судебных актов по делу N А32-32621/2012 повторно обратился с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей от 20.12.2013.
Таможня приняла решения N 10309000/090114/ВИз-9/-/З и 10309000/090114/ВИз-9/ТС/З о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенные платежи возвращены предпринимателю 14.01.2014 платежными поручениями N 357 и 589.
Посчитав, что излишне уплаченные таможенные платежи возвращены таможенным органом с нарушением установленного срока, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Судебные инстанции, ссылаясь на статью 90 Таможенного кодекса, статью 147 Закона N 311-ФЗ, сделали выводы о соблюдении предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора, отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Суд апелляционной инстанции также установил наличие оснований для взыскания процентов за период с 05.11.2012 по 13.01.2014, признав ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии у декларанта права начисления процентов с 22.09.2012 (спустя месяц после подачи заявления о возврате с учетом даты его подачи, указанной предпринимателем).
В силу статьи 89 Таможенного кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Судебные инстанции установили, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-32621/2012 бездействие таможни, выразившееся в невозврате предпринимателю излишне уплаченных таможенных платежей, признано незаконным.
Первоначально предприниматель обратился в таможенный орган с обращением от 21.08.2012 (т. 1, л. д. 110 - 114), в котором просил таможню провести корректировку таможенной стоимости товаров после выпуска товара и произвести возврат излишне уплаченных таможенных пошлин.
Письмом от 23.10.2012 N 07.1-04/21299 (т. 1, л. д. 116 - 120) таможенный орган в части возврата излишне уплаченных таможенных пошлин предпринимателю ничего не сообщил.
Суд проверил и обоснованно отклонил довод таможни о несоответствии обращения декларанта от 21.08.2012 требованиям таможенного законодательства.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 5641/11, в оценке доводов обратившегося за судебной защитой лица о бездействии таможни необходимо исходить не из самого факта письменного реагирования таможни на обращение заявителя, а из приведенных в ее ответе оснований невозврата спорных денежных средств.
Мотивированное объяснение оснований, препятствующих рассмотрению указанного заявления в части просьбы предпринимателя о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, письмо от 23.10.2012 N 07.1-04/21299 не содержит. Действия по возврату таможенных платежей также не произведены. Названные обстоятельства послужили основанием для вывода суда об отказе тем самым таможенным органом в производстве возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" установлено, что при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.
Проверяя довод таможни о несоответствии заявления декларанта предъявляемым требованиям, в том числе по мотиву отсутствия документа, свидетельствующего об излишней уплате таможенных пошлин и налогов, суд учел, что в заявлении предприниматель ссылался на несогласие с требованиями таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, им уплачены таможенные платежи, размер которых превышает подлежащую уплате сумму.
Судебные инстанции также установили, что таможня нарушила месячный срок рассмотрения заявления предпринимателя от 21.08.2012, денежные средства возвратила лишь 14.01.2014 (после вступления в силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-32621/2012 об обязании таможни возвратить предпринимателю 169 128 926 рублей 20 копеек излишне уплаченных таможенных платежей) и повторного (20.12.2013) обращения предпринимателя с заявлением в таможню о возврате этой суммы таможенных платежей.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что заявление предпринимателя от 21.08.2012 таможенный орган получил нарочным 04.10.2012 (N 1650), о чем свидетельствует соответствующая отметка на заявлении (т. 1, л. д. 23 - 27, 110 - 114), в связи с чем период просрочки необходимо исчислять не с 22.09.2012, а с 05.11.2012.
Апелляционная инстанция сочла недоказанным довод предпринимателя о поступлении первоначального заявления декларанта в таможню 04.10.2012, указав, что он не представил доказательства получения указанного заявления таможенным органом в иной день.
Суд отверг аргумент предпринимателя о том, что дата поступления этого заявления в таможенный орган не имеет правового значения, указав, что общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
При этом днем подачи такого заявления, по мнению суда, является дата поступления заявления в таможенный орган. При ином подходе, при исчислении месячного срока с момента датирования такого заявления, он будет сокращен ввиду различных внешних обстоятельств (например, пробег почты), что недопустимо.
Довод таможенного органа об отсутствии оснований для взыскания процентов ввиду своевременного исполнения им вступившего в законную силу решения суда, подтвердившего незаконность действий таможни по корректировке таможенной стоимости, и поступления заявления предпринимателя от 20.12.2013 о возврате излишне уплаченных платежей, суд проверил и обоснованно отклонил как не соответствующий норме права и обстоятельствам рассматриваемого дела, подтверждающим право декларанта на компенсацию потерь в результате излишней уплаты таможенных платежей в отсутствие обязанности по их уплате и последующего их незаконного удержания и бездействия таможенного органа по непринятию решения о возврате. Таможенное законодательство не предусматривает обязанность плательщика обращаться с повторным (после получения судебного акта) заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Определяя период, за который с таможенного органа подлежали взысканию проценты, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, указав, что при расчете процентов количество дней в году исходя из 360 вместо установленных 365 дней является незаконным. Судебная коллегия также учла, что предприниматель заявил отказ о части заявленных требований (264 870 рублей 07 копеек) с учетом 365 (365) дней в году, окончательно определила ко взысканию с таможенного органа по пункту 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты за просрочку возврата таможенных платежей с 05.11.2012 по 13.01.2014 (435 дней).
Однако при этом судебные инстанции не учли, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Рассматривая вопрос о моменте возникновения у декларанта права на взыскание процентов за просрочку исполнения обязанности по уплате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, кассационная инстанция считает возможным применение в рассматриваемом случае сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2012 N 16551/11 правовой позиции в силу сходных правовых подходов и оснований уплаты таможенных платежей, а также пункта 1, подпунктов 2, 4 пункта 2 статьи 1, статьи 2, пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 11, подпункта 5 пункта 1 статьи 21, статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из которой оценка сумм налогов (в рассматриваемом случае, - таможенных платежей) как излишне уплаченных или излишне взысканных должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение обязанности по их уплате, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании декларации, в которой спорная сумма платежей была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого таможенным органом по результатам проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно плательщиком либо путем осуществления таможней мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Излишняя уплата платежей, как правило, имеет место, когда плательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет суммы таможенных платежей (в том числе НДС) самостоятельно, т.е. без участия таможенного органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Сам факт принудительного взыскания таможней платежей в размере, исчисленном плательщиком в поданной декларации, при корректировке в последующем размера обязанностей в сторону уменьшения не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных.
Установление различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм платежей (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления плательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.
Сходные правовые нормы содержатся в пункте 6 статьи 147, главе 18, статьям 154, 150, 152 Закона N 311-ФЗ.
Уплаченные предпринимателем таможенные платежи являются излишне взысканными и проценты на них подлежат начислению со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по правилам, определенным в пункте 6 статьи 147, главы 18 Закона N 311-ФЗ. Декларант при исчислении размера подлежащих взысканию процентов определил моментом их начисления дату истечения месячного срока, необходимого таможне для рассмотрения заявления о возврате.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии у предпринимателя права начисления процентов с момента необоснованного взыскания таможенных платежей основан на неправильном применении норм права.
Сходный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлении по делу N А51-10499/2014.
Поскольку предприниматель требование о взыскании излишне взысканных таможенных платежей с момента их взыскания не заявлял, исчислил проценты с 22.09.2012 при наличии у него права их начисления со дня необоснованного взыскания таможенных платежей, постановление апелляционной инстанции (с учетом обоснованно принятого отказа от иска, что декларантом не обжалуется) в части отказа в удовлетворении требования о взыскании процентов с 22.09.2012 по 04.11.2012 подлежит отмене как основанное на неправильном применении норм права, а заявленные требования в этой части, - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А32-18955/2014 изменить в части взыскания процентов и взыскать с Краснодарской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Кельяченко Дмитрия Евгеньевича 18 300 553 рубля 10 копеек.
В остальной части постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А32-18953/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.