О применении положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), установлено, что к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 Кодекса. На основании статьи 269 Кодекса под долговым обязательством понимаются кредиты, товарные и коммерческие займы, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Перечисленные в данной статье виды заимствований осуществляются на основании заключаемых договоров гражданско-правового характера, то есть основываются на согласии всех сторон сделки. Проценты с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемые в соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, уплачиваются на основании публично-правовых норм, предписывающих независимо от желания юридического лица, реструктуризирующего свою задолженность, вносить их в бюджет, в соответствии с вышеназванным Порядком. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации под кредитом понимается предоставление средств на возвратной основе. Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам и сборам не является кредитом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. На основании вышеизложенного, проценты с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемые в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, не относится к заимствованиям, перечисленным в статьей 269 Кодекса и, следовательно, не подлежат включению в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Кодекса. Что касается расходов, связанных с уплатой начисленных пени и штрафов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, то согласно п.2 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются, в частности, расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.
К.И. Оганян,
действительный государственный советник налоговой службы РФ 3 ранга
4 декабря 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, размещенная в данном разделе сервера www.nalog.ru не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом МНС РФ от 23 апреля 2002 г. N 27-0-10/73-П425.