г. Краснодар |
|
05 июня 2015 г. |
Дело N А32-40669/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Драбо Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - муниципального казенного учреждения "Дирекция имущественного комплекса" города Сочи - Пятаева А.Б. (директор) и Азарова Д.В. (доверенность от 02.06.2015) в отсутствие заявителя - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Дирекция имущественного комплекса" г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2014 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-40669/2014, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края (далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Дирекция имущественного комплекса" города Сочи (далее - учреждение) о взыскании финансовых санкций в сумме 204 592 рублей 25 копеек за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2015, с учреждения взыскано 102 296 рублей 12 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы доказанностью управлением правомерности заявленных требований в удовлетворенной части.
Учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и отказать управлению в удовлетворении его требований. Податель жалобы ссылается на то, что с 01.01.2012 отменена обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В судебное заседание представители учреждения поддержали доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что 28.03.2014 учреждение представило управлению сведения о работающих застрахованных лицах за 1- 4 кварталы 2011 года.
Фонд составил акты от 28.03.2014 о нарушении учреждением срока сдачи отчетности по персонифицированному учету: акт N 542 - за 1 квартал 2011 года, акт N 543 - за 2 квартал 2011 года, акт N 544 - за 3 квартал 2011 года, акт N 545 - за 4 квартал 2011 года и направил их учреждению по почте.
Учреждение 31.03.2014 представило управлению сведения о работающих застрахованных лицах за 1- 4 кварталы 2012 года и 1- 4 кварталы 2013 года.
Управлением составлены акты от 31.03.2014 о в связи с нарушением срока сдачи отчетности по персонифицированному учету: акт N 546 - за 1 квартал 2012 года, акт N 547 - за 2 квартал 2012 года, акт N 548 - за 3 квартал 2012 года, N 549 - за 4 квартал 2012 года, N 550 - за 1 квартал 2013 года, акт N 551 - за 2 квартал 2013 года, акт N 552 - за 3 квартал 2013 года, акт N553 - за 4 квартал 2013 года и направлены учреждению посредством почтовой связи, что подтверждено почтовыми уведомлениями.
Рассмотрев материалы проверки, управление приняло решения от 05.05.2014, которыми учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа: по решению N 542 - в сумме 15 522 рублей 72 копеек, требование N 542, по решению N 543 - в сумме 18 403 рублей 40 копеек, требование N 543, по решению N 544 - в сумме 18 784 рублей 20 копеек, требование N 544, по решению N 545 - в сумме 16 670 рублей 75 копеек, требование N 545, по решению N 546 - в сумме 16 185 рублей 25 копеек, требование N 546, по решению N 547 - в сумме 16 408 рублей 87 копеек, требование N 547, по решению N 548 - в сумме 18 689 рублей 62 копеек, требование N 548, по решению N 549 - в сумме 16 736 рублей 80 копеек, требование N 549, по решению N 550 - в сумме 19 212 рублей 76 копеек, требование N 550, по решению N 551 - в сумме 17 016 рублей 83 копеек, требование N 551, по решению N 552 - в сумме 15 523 рублей 81 копейки, требование N 552, по решению N 553 - в сумме 15 437 рублей 21 копейки, требование N 553. Требования датированы 16.05.2014, срок уплаты финансовых санкций - до 05.06.2014.
Эти решения получены учреждением 12.05.2014, что подтверждается оттисками штампа учреждения о принятии входящей корреспонденции.
Неисполнение требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в общей сумме 204 592 рублей 25 копеек.
Рассматривая заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять в установленный срок органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Законом.
В пункте 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании подпункта б пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"" отчетный период - это период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Пункт 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ определяет, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу статьи 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено данным Законом.
Суды установили факт нарушения учреждением срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 1- 4 кварталы 2011 года, 1- 4 кварталы 2012 года, 1- 4 кварталы 2013 года (фактически сведения представлены 28.03.2014 и 31.03.2014).
На этом основании фондом приняты указанные решения от 05.05.2014 о привлечении учреждения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ (акты о выявленных нарушениях получены учреждением 08.04.2014, возражения на акты не представлены).
На основании решений управление выставило учреждению требования о необходимости уплаты начисленных сумм штрафов в срок до 05.06.2014.
Суд апелляционной инстанции установил, что требование управления о взыскании финансовых санкций по решению от 05.05.2014 N 542 за 1 квартал 2011 года не подлежит удовлетворению ввиду истечения трехгодичного срока, установленного частью 1 статьи 45 Закона N 212-ФЗ. Остальные решения приняты в пределах срока, установленного названной статьей.
Довод учреждения об отмене с 01.01.2012 обязанности плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, судом апелляционной инстанции рассмотрен и правомерно отклонен.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ) признаны утратившими силу пункты 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд России сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу подпункта "а" пункта 6 ст. 6 Закона N 379-ФЗ в части 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ, предусматривающей обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд России расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, слова "плательщики страховых взносов" заменены словами "главы крестьянских (фермерских) хозяйств".
Следовательно, отменена соответствующая обязанность предпринимателей-страхователей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, по представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующих сведений (документов). Учреждение таковым не является и поэтому обязано в установленный срок исполнять обязанность, установленную статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему исполнению обязанности, в том числе предусмотренных в статье 43 Закона N 212-ФЗ, суды не установили.
Суды, выявив наличие смягчающих ответственность обстоятельств (правонарушение совершено учреждением впервые, без умысла, отсутствуют обстоятельства, отягчающих ответственность) правомерно снизили размер финансовых санкций.
При рассмотрении дела суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в кассационной жалобе доводам не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12. 2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу N А32-40669/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.